Одесские небылицы. Левитан

Алексей Горшков 4
 В тихий мартовский  день, во дворе старого одесского дома, на старых стульях из красного дерева, сидели два старых еврея Янкель и Айзик, наслаждались запахом весны  и говорили, как всегда, за жизнь.

«Айзик! Я хочу рассказать тебе удивительную историю о Юрие Левитане!» - Начал Янкель.
«О Левитане? И о каком же из Левитанов ты намерен говорить за жизнь?» - поинтересовался Айзик.
«О знаменитом дикторе Радио, О Юрие Борисовиче Левитане, который был голосом Советского Союза и Совинформбюро во время Великой отечественной войны!» - уточнил Янкель.
«Аааа.... А теперь золотым голосом России является Николай Басков!» - ехидно вставил Айзик.
«Чихать я хотел с прибором на Баскова! Я про Левитана хочу рассказать!» - Сердито отреагировал Янкель, недовольный тем, что Айзик мешает войти ему в роль повествователя.
«Ну таки рассказывай! Шо ты тормозишь!» - вставил Айзик.
«Ну таки вот! Дело было в 1952 году....» - произнёс Янкель, но тот час был прерван Айзиком.
«Янкель! А эту историю, которую ты собираешься рассказать, кто тебе рассказал?»
«Сам Левитан и рассказал!» - самодовольно ответил Янкель.
«Да ну? Над твоей колыбелькой что ли?» - съязвил Айзик.
«Ну шо ты мелишь! Мне было двадцать, а Левитану сорок...»
«И вы были лучшими друзьями!....» - ехидно вставил Айзик.
«Вообще-то, Левитан рассказал эту историю, за чашкой чая, Фаиночке Раневской, с которой я дружил. Я как раз участвовал в том чаепитие, а стало быть, что Левитан рассказал эту историю всё равно, что мне!....» - уточнил Янкель.
«Ладно.... Валяй дальше!» - ответил Айзик.
«Ну таки вот. Однажды вечерем Левитану позвонили и сообщили, что завтра он должен прочитать на Радио текст срочного и важнейшего постановления цэка. Как признался сам Левитан, когда он услышал слова «срочное» и «важнейшее», у него началась бешеная тахикардия.... Жена вызвала скорую, и Левитана увезли в больницу. ..»
«И чего он так переволновался?» - проговорил Айзик.
«Айзик! Если бы ты был Левитаном, что совершенно исключено, и если бы ты в прямом эфире вместо ЦИК произнёс ЦИРК, ты знаешь что бы с тобой было?...»
«Да.... Представляю....Есть повод для волнения....» - согласился Айзик.
«Рано утром в больницу к Левитану приехал Председатель Комитета по радиовещанию и стал настаивать на том, чтобы Левитана выписали из больницу на полдня... А главный врач ему говорит: «Только под вашу ответственность! Уверяю вас, вам придётся возвращать больного не в больницу, а в морг!»
«Ну и дела! А что же дальше?» - Заинтересованно спросил Айзик.
«Слушай сюда! В 12 дня Левитан включил радио и услышал свой голос, зачитывающий постановление цэка... Сам Левитан вспоминал: «Это был мой голос! Сомнений нет — это я! Всё моё! И тембр, и интонации, и паузы, и даже вдох мой»
«Я догадался! Левитана кто-то спародировал!  Наверное, Винокур или Галкин!» - радостно заявил Айзик.
«Айзик! Ты родился, рос и вырос с куриными мозгами! Винокуру в 1954 было всего четыре годика! Он не то что пародировать не умел, он и говорил -то с трудом и его лечили у логопеда! А Галкина ещё и в проекте не было!»»
«А кто же тогда?» - удивился Айзик.
«Это был известный в то время пародист Геннадий Дудник! Если ты помнишь, а ты не помнишь, - Дудник мастерски пародировал вал три десятка знаменитых людей.. Например, Бориса Андреева, Эраста Гарина, Михаила Жарова, Евгения Леонова, Леонида Утёсова, Аркадия Райкина..... Да так великолепно это делал, что эти знаменитости были уверены, что это они сами где-то выступают!»
«Интересная история.... -Протянул Айзик. - А Дудника наградили за то, что заменил Левитана?»
«Кажется, он продовольственный номенклатурный паёк получил» - сказал Янкель.
«Хорошо, что ни разу не оговорился, а то бы получил что-то покруче пайка....» - подвёл черту Айзик.