Час из жизни преподавателя

Зоя Видрак-Шурер
 Класс начинается в 9 утра. Это - по расписанию. А в реальности?

Ты гнал и летел, как на крыльях любви, чтобы успеть к своим дорогим. Нести свет... прекрасное, доброе, вечное... И что?

 Американцы - не торопятся. Они - наслаждаются. Чем? Да - жизнью. А вы подумали - чем? Музыка, общение - все радостно, не спеша. А что - не правильно? Образование, работа, семья - все должно доставлять удовольствие. Вы не согласны?

 Утром – кофе и новости. А когда еще "зарядиться" перед долгим днём? Ланч (обед) - вообще свято. Это не только еда, но и время знакомств, дружеских бесед, иногда - деловых...

 А вы в школе больше всего любили - что? Кто ответит - учёбу - тем сразу плюсик к карме и зачет. А тем, кто честно скажет - переменки - тем уже зачет не от меня, а – сверху.

Так как американцы - в массе своей - народ честный, то и симпатии/антипатии их выражаются легко и правдиво. Ну, что делать? Любят они переменки - больше, и на учебу - скажем так - не торопятся.

 Наше выражение "пашет как негр" - помните? (Негр, кстати, здесь неприличное, оскорбительное слово, правильно сказать - черный. Но это так, между прочим.) Так вот, оно к современным американским черным не имеет ни малейшего отношения. "Пашут" здесь, как правило, люди других цветов, преимущественно, эмигрантских... А что, нет такого цвета? Ну, значит, я русский забыла.

 Контингент наш, в основном, это выпускники средних школ, которые еще не осознали себя взрослыми людьми и студентами ВУЗа. И продолжают вести себя... как вели до этого в школе - громко и радостно.

 Американцы вообще народ радостный, расскованный и дружелюбный. Избытком "раздумий о жизни" и "манер" не перегруженный. Например, могут идти по улице и петь. Ну, так это же хорошо - у человека прекрасное настроение... глядишь, и тебе  перепадет малость. Зато на каждом шагу: извините, извините...
Если попадается навстречу человек с плотно сжатыми губами и с выражением "мировой скорби" в глазах - это точно "наш", россиянин, да к тому же - из недавно прибывших. Все остальные - уже "ихние". А если и "наши", то пообтершиеся...

 Итак - манеры. А где у нас - в России - учат манерам? Дом Благородных Девиц, помнится, прикрыли в 1917... Обнаружила я один в Москве, что приятно... А еще где? До’ма? Ну, тут уж, у кого - как... Бабушка какая-нибудь в автобусе громко выступит - в воспитательных целях - об упадке нравов современной молодежи, чтоб место уступили... И - все?

Да, ладно, мы же об Америке, и в частности - о Нью-Йорке. В класс войдут/выйдут, прервав учителя на полуслове - без проблем. Здрасьте/до свидания - тоже вещи не первой необходимости. Зато чих - это событие всеобщей важности. Потому на него отвечают хором: "Будь здоров!". Это - отличительный признак американской культуры.

 Рассказать - почему? Во времена сегрегации, когда черным запрещалось  все, что рядом с белыми, чихать не позволялось тоже. Так что, чих для них сейчас, как и для каждого американца - знак свободы и равенства. И все дружно его одобряют: "Bless you!"

 Однако, хватит прелюдий. Итак, нести свет – готовы? Светильники – воззожгли? Данки, сердца – вынули? Тогда – благословясь – в класс. Представим, это первый семестр, неделя – допустим – третья, предмет – основы компьютеров... Вплываем.

 Двое на первом ряду поднимают мельком голову. Это – отличники. Расклад здесь, как и в любых странах мира, я полагаю, одинаков. Жаждущие знаний – впереди, остальные, дальше  – по уровню «жажды», ну и «Камчатка» (местная «Аляска») - соответственно.

 Так что, отличники реагируют: "Здрасть". Остальные - "не видят".
- Здравствуйте, ребята! Как дела? Заняты? (Продолжают смотреть в компьютеры, или где-то витают).

- Привет, люди! - Машешь им радостно рукой - Я здесь, видите? Утро уже! Просыпайтесь! Как самочувствие?
Чуть-чуть оживляются: " Спать хотим!".
- Просыпайтесь, друзья - утро! Открывайте учебники на странице...

 Входит, будто пританцовывая, парочка новых студентов. Тебя не видят, зато возбужденно приветствуют знакомцев в классе. Здесь и возгласы, и объятия, и условные - почти массонские - пожатия рук... Класс счастлив! Наконец-то! Это - любимцы, члены бейсбольной команды.

- Доброе утро вам тоже... - Это я. Реакция ровная, как ни в чем не бывало.
- Доброе утро... - наконец-то пришедшие тебя "замечают".
- Садитесь, загружайте компьютеры... Открывайте учебники на странице...

 Тут вваливается новая толпа... поток! Идут и идут. А сажать - куда? На колени? Мест почти нет. Ходишь по рядам, командуя: убери, пожалуйста, со стула портфель и куртку. Ты - передвинься, пожалуйста. Ты - сядь сюда, пожалуйста... А что еще делать?
Худо-бедно рассаживаемся.

 - А какой у меня логин? - Чей-то голос из сидящей кучи.
- Мы создавали его в прошкый раз. Ты записал?
- Нет.
- Почему? Я же говорила - записать логин и пассворд. Я не могу знать твой пассворд. Кто еще не помнит пассворд?
Поднимается несколько рук.
- Понятно, спуститесь этажом ниже, в наш ИТ департмент. Они помогут.
Теперь та же толпа, что так долго рассаживалась, приходит в движение, и часть ее с шумом поднимается и плывет к выходу. По дороге - напутствия, шутки, хохот.
 
- Давайте, ребята, пока их нет, вспомним материал прошлого урока...
Не удается, потому что некто новый появляется в комнате.
- Я - первый раз, вот мое рассписание.
Ищешь в списке, удостоверяешься, упаковываешь на свободное место.
- Лаборант, помогите ему, пожалуйста, зарегистрироваться в системе…
 
Вдруг с первой парты звучит музыка. Девушка встает из-за нее и начинает танцевать… от скуки, видимо... Народ приходит в восторг, подпевает, притоптывает...
Оборачиваешься. Твоя реакция ровна, даже индефферентна.
- Дана, ты знаешь, я тоже люблю музыку. И танцевать. И с удовольствием потанцую с тобой - во время переменки - в коридоре. Садись, дорогая! Садится.
- Класс - тихо!
Затихают.
 
- Итак, на прошлом уроке...
Договорить мне не удается, потому что в это время один за другим появляются отбывшие за пассвордами. Рассаживание опять забирает время.
- Знаете что, ребята, давайте сделаем перерыв...
 
Уф, час прошел.