По конкурсу - Цветы жизни. Лучшее

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/02/28/2988 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/04/10/4273 - Итоговый протокол

Конкурс "Цветы жизни" - это конкурс для родителей. Его цель состояла в написании стихов о несовершеннолетних детях. С тремя конкурсами ТМА 2016 года стихов для детей его сближает  только содержание - все они посвящены детям, но жанры написания совсем разные.

Напомню, что стихи ДЛЯ ДЕТЕЙ пишутся по особым правилам (http://www.stihi.ru/2013/09/09/5618 ): для них требуется  другой язык, другие - специфические  требования к языку и форме.

Все стихи написанные в жанре "для детей" и поданные на конкурсе "Цветы жизни" успеха в нем не имели - не должны были отбираться в шорт лист судейской командой, а если и отбирались, то только лишь по недоразумению. Так же, как и не точно выбранная авторами тема стихов. В идеале требовались поэтические  размышления родителей о детях. Не воспоминания о себе, любимом, в детстве и не стихи, написанные с некоторым "сюсюканием"- упрощением речи для восприятия её самыми маленькими, а стихи для взрослого читателя! Я очень надеялась найти в подборке принятых произведений поэтические размышления и рассказы о сложностях воспитания детей, о поиске контакта с ними и стремлении к пониманию их - темы, которые не могут не возникать у любых родителей! Увы, таких стихов в пакете было очень мало. Все больше встречались банальные сообщения о радости созерцать детей, об ожиданиях появления нового маленького человека в семье, стихов про умилительных малышей и их поступки, которые веселят. Об этом ведь писать значительно проще: мы все очень любим в стихах "милый" позитив, но очень часто бываем банальны и предсказуемы в том, что рифмуем! )))

Что меня искренне порадовало, так это качество исполнения некоторых стихов. Встречались интересные формы строфы и ритмики, сочный богатый язык, продуманные сюжеты. Есть, чему поучиться! Стихи, которые я отобрала в эту статью - не обязательно стихи, полностью соответствующие всем условиям конкурсного задания и  заслуживающие номинации. Я отобрала в статью стихи, которые показались мне интересными по самым разным причинам и попыталась прокомментировать их достоинства (даже несмотря на имеющиеся в них недочеты), на которых можно чему-то научиться. При этом:

- Номер перед названием стихов соответствует номеру  участника в анонимном пакете принятых произведений.
- Дата в скобках - это дата публикации стихотворения на сайте.
- Авторскую пунктуацию некоторых стихов я немного отредактировала (для лучшего их восприятия).
- Фразы и слова, которые считаю неточными по выбору слов или по их соединению - места, требующие доработки - я выделила заглавными буквами.
 - "РУ" - означает наличие в строке ошибки распада ритмического ударения с фонетическим.
- "рифма" - означает наличие в строке ошибки потери рифмы или очень слабой рифмы.
- "ритм" - означает наличие в строке сбивки по числу стоп.
- "конструкция" - означает неудачную конструкцию предложения.

2. ОСОБЕННЫМ ДЕТЯМ. АНДРИС САЙНИО  (март, 2016)
 
Весь мир ОБРУШИВАЕТ ВНИЗ
весть: «Ваш ребенок – аутист»
(НУ, или же, когда он -                РУ
«даун»)
И кажется, что ЖИЗНИ ХОД
Стал поделён на «до» и «от»,
Хоть не виновен В ЭТОМ САМОМ
Сам он.

За что же, Господи, скажи,
Даются эти малыши?
И размышляешь: как же жить
С этим?
К ним будет проще отнестись,
ЕслИ принять такую мысль –                РУ
Они ведь просто нА всю жизнь              РУ
Дети.

Но сложно даже угадать,
Как много требует труда
Любить, растить его, когда 
Он странный.                ритм - лишн. слог
Но если так случилось вдруг,
Поймешь, преодолев испуг:
Он, может, вовсе неспроста
Дан нам.

И в том никто не виноват -
Увы, дает таких ребят
Не злая воля, а слепой
Случай.
И обделен, и награжден:
Один - добряк, другой - умен,
И многих, даже, в чем-то он
Лучше.

Понравилась выбранная автором тема - нужная и важная, что, конечно, заслуживает уважения. Интересная форма строфы: октет 4 стопного ямба с укороченной 4 и 8 строкой одностопного хорея, правда, выполненная с ошибками ритма во 3 строфе, с наличием РУ во 2 строфе и не совсем точными рифмами. Есть и неудачные фразы (язык стихов далек от поэтического и литературного) - я их выделила.

4. Я ЛЕПЛЮ ИЗ ПЛАСТИЛИНА. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА  (декабрь, 2016)

Я леплю из пластилина*                (* строка - Н. Матвеевой)
детство, ты меня поймёшь:
солнце жёлтое на синем,
облака, весёлый дождь…

– Это, видишь, домик летний,
это сад – деревья спят,
наклоню – и будет ветер!
листья сброшу – листопад!..

Это самый яркий лучик,
Это сердце, – при-ле-плю…
–  Это что? – спросила внучка,
–  Это я тебя люблю.
 
Стихи, которые годятся для жанра "для детей" - у них простой язык, но они годятся и для взрослых, поскольку написано поэтично и образно. Оставляют приятное впечатление.

5. ДОЧКЕ. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 (июнь, 2012)

Что мне клады, золотые прииски,
Нефтяных магнатов миллионы?
Знаешь, как тихонько после выписки
Ты на шапке трогала помпоны?

Ранняя зима в снега укутала
Сонные кусты, деревья, крыши…
Серебрилось небо хрупким куполом,
Птичьими следами снег был вышит.

Ты спала... А в детской пахло свежестью,
Молоком, ромашкой и присыпкой.
Шумный мир казался нам нелепостью –
Радость золотой плескалась рыбкой.

И ночник, как робкий подосиновик,
В темноте маячил красной шляпкой…
Домовёнок в туфлях парусиновых
За тобой присматривал украдкой…

Красивая лирика о детях, придраться не к чему. Разве что выразить сожаление о том, что автор не попыталась написать новые стихи для нашего конкурса - эти я уже многократно в читала и оценивала в других творческих состязаниях и они наверняка знакомы и другим судьям. Есть ли смысл снова и снова проверять качество одних и тех же замечательных стихов? Не знаю. Для меня - нет. Стихи достойные.

7. ЛЕТО, ПЫЛЬНАЯ АНАПА. ИННА ЗАСЛАВСКАЯ   (март, 2011)

Лето. Пыльная Анапа.
Моря чистая тетрадь.
Терпеливо учит папа
дочку плавать и нырять,
тощим телом прирастая
к ряби солнечных полос
Под водой. Копна густая
солью схваченных волос
тяжела – с ней нету слада
и расческой не помочь.
«Мне остричь бы косы надо!» -
уговаривает дочь.
Бойко ножницы порхают,
припевая на лету.
Парикмахерша вздыхает:
«жаль такую красоту!»
На полу играют в салки
змейки срезанных кудрей.
«И совсем-совсем не жалко!
Так же легче!» Веселей,
щеголяя модной гривой,
на свою коситься тень.
Лето. Зной. Волны извивы.
Повзросленье.  Первый день.

Рассказ о своих детских воспоминаниях - казалось бы, выбрана не совсем та тема, но все же это стихи о детях: воспоминания открывают нам глаза на мир детства, показывают его глазами ребенка. С некоторой натяжкой (по теме) стихи имеют право на номинацию и были отмечены жюри, потому что написаны мастерски, литературным, ярким языком ("Копна густая солью схваченных волос", "На полу играют в салки змейки срезанных кудрей", "Веселей, щеголяя модной гривой, на свою коситься тень").

8. РАССТАТЬСЯ. ВЛАДИМИР СОРОЧКИН  (август, 2013)

Когда мне придётся расстаться
С тобой, то, меняя места,
Я там бы хотел оказаться,
Где ты, точно ангел, чиста,

Где всё беспечальней и строже,
И в медленном шелесте дней
Твой мир бесконечно моложе,
Добрее, спокойней, мудрей.

Там пчёлами солнце играет,
Как девочка, в листьях травы,
И платье едва прикрывает
Худые колени твои.

Там правду на ложь не сменяешь,
Не вычеркнешь годы в судьбе,
Там ты совершенно не знаешь
Ещё ничего о себе...

И надо ли... Эка досада, –
Когда в суматохе земной –
Есть ты, есть цветение сада,
Цветение жизни самой!

Там чистая синь небосвода.
Там столько надежды в груди...
Там нет ничего... Лишь свобода...
И целая жизнь впереди.

Типичная лирика - воспоминания отца о своей дочери в ее детские годы. Конечно, здесь автор говорит нам больше о себе, о своих чувствах, чем о ребенке - тема выбрана не совсем та, но написано отлично. ("Там правду на ложь не сменяешь, /Не вычеркнешь годы в судьбе,/ Там ты совершенно не знаешь/ Ещё ничего о себе...")

10. ХОЛОДНАЯ ДАЧА. ОЛЬГА КОРОЛЕВА (март, 2010)

Плюс тринадцать – почти все лето!
Из закапанного окна
Смотрит дочка соседки – Света.
Вечно чем-то она больна.
Зимним шарфом закрыта шея.
Красный носик всегда соплив.
Свете кажется – всё страшнее
С каждым днем за окном залив.
Он над серыми валунами
Крошит пену, совсем как зверь.
Сквозняки по ногам, и мама
На замок закрывает дверь.

На веранде, обнявшись с куклой,
Дачный срок отбывая днем,
Света смотрит на пляж со скукой:
Там истоптан песок дождем.
Открывая картинки в книжках,
Словно в окнах сырых темниц,
Замечает уставших слишком,
Не дождавшихся лета птиц.
И мечтает, не скрипнув дверью,
Ночью выскользнуть за порог
И прогнать восвояси зверя,
Чтоб добро победило в срок.

Рассказ в стихах, написанный поэтическим, грамотным языком. Тема точно ложится в конкурсное задание - это стихи о девочке - ее истории, ее восприятии мира и ее ощущениях. Стихи для родителей, заставляющие задуматься...

11. ПОДАРОК МАМЕ. ОЛЬГА ХВОРОСТ (апрель, 2012)

Вполне приличный гражданин,
Живущий по соседству с нами,               
Впервые ОН гулял один                конструкция
Без папы, бабушки и мамы.

Он почесал щенку бока,
Отдал коту своё печенье
И вдруг, увидев червяка,
Остолбенел от восхищенья:

Червяк тот был  почти живой
И баттерфляем плавал в яме…
Ну, как не взять его домой,
Чтоб  подарить любимой маме?!

Ну, почему ж не взять, ведь он
Почти стерильный после лужи,
КРАСИВЫЙ, СЛОВНО АПОЛЛОН,
БЫЛ КАК И ОН В ХОЗЯЙСТВЕ НУЖЕН!              конструкция   

Червяк смотрелся хорошо,               
И медлить не было причины;
Сосед бесстрашно в грязь пошёл,
Как и положено мужчине!

Тоже не новые стихи - я их уже когда-то в каком-то другом конкурсе судила, удивительно мне знакомы. Нравится сюжет (он и многим нашим судьям понравился - запоминающийся и с юмором!) Но вот номинировать эти стихи из-за лексических недочетов, я бы точно не стала - несколько неряшливых по структуре фраз, неправильных предложений. В первой строфе, если прочесть ее как законченное предложение, слово "он" - лишнее. (подлежащее "гражданин" не требует уточняющего его местоимения). А 4 строфе тоже есть ошибочная конструкция предложения: к кому относится здесь "как и он"? Как кто - "он"? Мне понятно, что имел в виду автор, но выполнено это плохо - слабым языком.

12. СПИТ ПОД СЕРДЦЕМ. ИРИНА-СОВА (май, 2018)

Ты живешь во мне точечно.
Не упасть бы горошинке.
Вырастай, моя доченька
и рождайся, хорошая!

Наиграю мелодию,
запою колыбельную...
Подождёем Новогодье мы
и за стенами белыми,
там, где окна казённые
напрочь болью пропитаны -
ты увидишь, ребёнок мой,
мир глазами открытыми.

Спит под сердцем горошина...
Я с тобою, хорошая...

Неплохие стихи матери, ожидающей рождения ребенка. Удачно вписаны в начале и в концовке рефренные слова "горошина" и фразы "с тобою, хорошая", "рождайся, хорошая!", которые делают стихи похожими на колыбельную песню.

16. МАМА ПРИШЛА. ТАМАРА ГАВРИЛОВА 5 (январь, 2019)

Взбитыми сливками пышное облако в небе парит,
след самолётика белыми нитками рядом пришит,
солнце садится, за крышу цепляется и за ветлу.
Пашка, покашляв, опять прислоняется носом к стеклу,
жар у него, но от страха так холодно слева внутри.

Где же ты, мама? На улице скоро зажгут фонари,
чёрной пантерой во двор прокрадётся бесшумная ночь,
будет старательно звёзды развешивать, клея на скотч,
будет пристраивать рядом с воротами страшную тень
или нарочно шуршать  и пощёлкивать там, где сирень.

Это ведь в сказках и фильмах про Бэтмена все храбрецы.
Пашка бормочет: « Я стану послушным и съем голубцы,
пой, сколько хочешь, ту песню ужасную, я к ней привык,
плакать не буду в том месте, где ёлочку рубит мужик,
стану спортсменом, болеть перестану, ты только вернись…»

Пашка уснул, и нога с подоконника свесилась вниз,
снилось ему, что летит он на облаке мимо  стола.
Не просыпаясь, всем телом он чувствовал: мама пришла.

Довольно сложная и не слишком мелодичная  ритмика - 6 стопный дактиль без внутренней рифмы и с мужским окончанием (100 100 100 100 100 1), где строки монотонно рифмуются парами - для детского уха такая ритмика вряд ли хороша. Стихи о детях, они погружают читателя в мир детских фантазий и сказок - предназначены  для родителей, а не для чтения стихов детям. Приятно, что стихи новые - написаны к конкурсу!

24. ГЕРОЙ. ДМИТРИЙ ЗОТОВ 07  (декабрь, 2014)

Рассказ пойдет от первого лица, -
Он был недавно найден в интернете,
И он о том, что могут наши дети,
Когда идти придется до конца.

Средь ночи, в ординаторской, сестра:               
«Скорее, доктор. Там... Несчастный случай.
Ребенок. Во второй. Сейчас получим
Анализ крови». - Собрана. Быстра.

Бригада в сборе. Я иду туда.
Пока стерилизуюсь, рассказали:
«Отец и мать почти не пострадали.
И мальчик тоже. С девочкой — беда».

Авария. Удар пришелся в дверь.
Здесь раны, перелом, потеря крови.
Сестра несет анализ, хмуря брови:
 «Ну нет такой сейчас. И что теперь?»

У матери — вторая. У отца -
Четвертая. У дочки — третья с плюсом.
А время отдает смертельным вкусом.
Тут вспомнили про брата-близнеца -

Его-то подойдет наверняка!
Иду назад к приемному покою,
Смотрю в лицо мальчишке - там такое
Отчаянье! И чуть дрожит рука.

-«Сестренка пострадала. Сильно так...».
-«Я знаю, - говорит, привстав со стула.-
В нас врезались. Она... Она уснула?»
И слезы вытер маленький кулак.

-«Спасешь сестричку? Ты поможешь нам?
Мы кровь твою возьмем. Не будет больно». -
Он как-то сжался, съёжился невольно.
Вздохнул и посмотрел по сторонам.

-«Да... Хорошо, - послышался ответ,
Потом прильнул к родителям всей кожей, -
Мам, я тебя люблю! Тебя, пап, тоже!
Еще... Спасибо за велосипед...»

Потом сестра ребенка увела.
Я в операционную помчался.
И бой со смертью, вроде, увенчался
Победой нашей. Девочка спала.

А в процедурной, (дело шло к утру),
Лежал мальчишка, плотно сдвинув пятки.
-«Где, Катя?» - он спросил.
-«С ней все в порядке. Ты спас её».
-«А я - когда умру?»

-«Ну, разве что, состаришься когда.
И будешь дедом с длинным сизым носом»
Я не придал значения вопросу,
(Усталость, отступившая беда).

Я понял через день в чем дело тут.
Ведь он на сто процентов был уверен,
Что он умрет! Что срок его отмерен,
Как только кровь сестре его возьмут.

В шесть лет, припертый выбором к стене,
Он проявил себя таким героем!
… Когда я вспоминаю то, не скрою,
Опять бегут мурашки по спине.

Выбран довольно трудный жанр - рассказ в стихах с прямой речью персонажей. Содержание запоминающееся, читать интересно - симпатия к этим стихам достигается за счет их потрясающего сюжета. Чего мне не хватило? Поэтического и художественного стиля речи - есть только хорошая рифмовка, точный пересказ всех подробностей (что не так просто, как кажется), но все же рифмованной прозы здесь куда больше, чем поэтического произведения. И немного затянуто...

25. СТРОЙ КАРАВЕЛЛУ. ЛАРИСА КРАВЦ  (май, 2013)

Мир, он так прост и так сложен одновременно.
В нём все события слишком неоднозначны.
100 100 100 00 10
Нынче, мой мальчик, строить начни каравеллу.
Завтра, возможно, всё будет совсем иначе.
100 100 100 10 10
В завтрашнем дне засияют другие звёзды,
Или ты станешь другим идеалам верен.
100 100 100 10 10   
Действовать надо сегодня, пока не поздно,
Чтобы успеть построить свою каравеллу.
100 10 100 100 10
Жизнь, понимаешь, порою бывает скверной.
То ты обласкан, а то вдруг - оскал шакалий.
Так что не медли, мой мальчик, строй каравеллу,
Чтоб поскорее в свой путь отправляться дальний.

Но возвращайся в ту гавань, откуда родом,
И не страшат пусть цунами, всегда будь смелым.
Помни, мой мальчик, минуют того невзгоды,
Кто увлечённо строит свою каравеллу.

Что ждёт тебя в этом бурном житейском море?
Шторм или штиль? Доподлинно скажет лишь время.
100 10 100 100 10
Если же ты победишь со стихией в споре,
Правильно, значит, строил свою каравеллу.

Чистая  ритмика этого логаэда, видимо, должна  выглядеть так: 100 100 100 10 10 - 3 стопы дактиля, 2 стопы хорея. К сожалению, она часто гуляет - меняется положение фонетических ударений слов - отчего получился странный - еще не акцентный стих, но уже и не логаэд, что стихи немного портит: я бы их перед подачей на конкурс выправила небольшой перестановкой или заменой слов. По содержанию - очень  симпатично, написано в романтическом духе, красиво, и одно лишь огорчает: они уже не раз участвовали в разных конкурсах в той же редакции. Давние мои  знакомые!

P.S. В том, что мы подаем на конкурс свои давние стихи, нет ничего плохого. А вот в том, что мы одни и те же стихи многократно подаем на разные конкурсы - для меня странно: либо уж, если они не были замечены, еще раз отправлять их измененную  версию, либо, если их оценили по достоинству, оставить в покое и написать на новый конкурс новые стихи! Впрочем, это мое сугубое мнение, а так - хозяин-барин! )))

27. ДОРОГАЯ МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. ЕВГЕНИЙ ЕРМОЛИН  (февраль, 2017)

Дорогая Мария Сергеевна,
Где нашли Вы ЖИВОГО ПСИХОЛОГА? –
А у нас он, то бита из дерева,
То сосулька, поклонница холода.
ПонаставИТ детишкам диагнозов,               
Будто все поголовно отсталые,
Но носителю знаний не базовых
Невдомёк, что не все пьедесталами
Грезят в жизни своей, только начатой.
Им бы в зале спортивном набегаться,
На пушистом снегу подурачиться
Или в гости к животным наведаться.
Ожидают они много радости
От обычных людей и радетелей,
Получают в ответ только гадости
От приставленных к ним благодетелей.
– Вы – букашки, но, сволочи, с норовом, –
Слышно крик раздражённого голоса,
– Ну какие тупые вы головы!
У отца ПОДНИМАЮТСЯ ВОЛОСЫ.
Без любви и по самое некуда,
Загрузили людей - малолеточек!
Заниматься детишками некому,
И, тем более, так НЕ умеючи.

Одно из немногих стихотворений, где поставлен острый вопрос воспитания детей, где чувствуется неравнодушие, заинтересованность и любовь к детям. Удачное содержание, да исполнено в целом неплохо. Хотя над некоторыми фразами я бы еще подумала - о чем сказано - понятно, но язык - не совсем... В последних двух строках даже логическая неточность в построении фразы: подразумевается  "заниматься НЕКОМУ, "тем более - некому, умеючи".

32. РАЗГОВОР НАЕДИНЕ. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА  (март, 2019)

(Эти стихи - слишком объемные - я приняла в порядке исключения, поэтому для статьи записываю  их более компактно):

Мой сыночек, как ты там сегодня? Как здоровье, как твои дела?
После нашей встречи новогодней вечность Уже целая прошла…        РУ
Но сегодня плакать я не стану - наш, семейный, из СССР,
Снова я фотоальбом достану, сяду в кресло и включу торшер.

На руки возьму тебя я нежно – здесь тебе три месяца всего;
Вечер был такой метельный, снежный, жаль, что ты не помнишь ничего.
Покормила, а потом качала, под напев бушующей пурги -
Вспомним мы сегодня всё сначала: первый зуб, и первые шаги.
Падал, но вставал и шёл упрямо...Рано ты заговорил у нас –
Ну а первым словом было: «Мама»,помню это слово, как сейчас…
Вот ты улыбаешься беспечно – позади остался целый год…
До чего же время быстротечно, жизнь уже годам открыла счёт.

Впереди – болезни и тревоги, и ночей бессонных маета,
В садик занесённые дороги и продлёнки школьной суета.
А пока ты – лысый – после стрижки твой в конверт запрятан завиток,
Обнимаешь плюшевого «Мишку» – без него ты дня прожить не мог.
С ним тебя кормила я обычно, вместе с ним сажала на горшок,
И "колючий" ставила горчичник, и давала горький порошок.
С «Мишкой» вместе азбуку учили, и читать учились, и считать,
Утром - вы носы прилежно мыли, вечером - укладывались спать.

В сентябре остался дома «Мишка»: «Засмеют, ведь ты уже большой!»»
На диване, зачитавшись книжкой, он с тобою в школу не пошёл.
Помогал во всём тебе он дома – приносил всегда пятёрки ты,
Грамоты почётные, дипломы, каждый год – похвальные листы.
Восемь классов, а потом – уехал, дома он тебя остался ждать,
Письма лишь твои теперь утехой - сердце просит их перечитать.
Первые – с мальчишеским восторгом обо всём взахлёб мне говорят,
Как всегда, расхваливают долго университетский интернат.

С каждым годом письма всё короче, вижу я по ним, как ты взрослел:
Твёрже становился мелкий почерк – так писать быстрей, ведь столько дел…
«За меня вы не волнуйтесь только, сдал зачёты, всё сейчас о’кей,
Жив, здоров, не похудел нисколько. До свиданья. Сын ваш Алексей».
Успокоюсь, письма те читая, зная наизусть, зачем читать?
Значит, доля выпала такая: встретив, провожать и снова ждать.
До свиданья, сын, спокойной ночи! Слишком поздно, спать давно пора…
Ты приснись мне снова, если хочешь – будем говорить мы до утра.

В жёстком и холодном этом мире, где другие ценности уже,
Ждёт тебя тепло в родной квартире, в нашей – на девятом этаже…

Очень развернутая, душевная история воспоминаний матери, листающей старый фотоальбом, запечатлевший ее сына - вся его жизнь проходит перед глазами... И написано легко - литературным языком, технично. Хорошая работа.

33. ДОЧЕНЬКА. ВЛАДИМИР КВАШНИН 2  (март, 2019)

Доченька, как быстро ты растешь!..
День-деньской: то куколки, то прятки,
Прочь бежишь, нашкодив, без оглядки,
А потом - за сказкой подойдешь.
К вечеру, устав кружить и петь,
Спит моя родная капризуля…
И готов хоть вечность просидеть
Над тобою, детство карауля.

А здесь вроде бы та же самая тема - сожаление, что дети быстро вырастают, но коротко, и как пронзительно и душевно: "Спит моя родная капризуля… И готов хоть вечность просидеть над тобою, детство карауля". Кстати, эти стихи, как и предыдущие, тоже совсем новые, что мне особенно по душе!
 
36. ДОЧЕНЬКЕ. ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА  (ноябрь, 2011)

Спит моя девочка в тёплой колясочке -
Я никому не отдам её сон.
Круглое ушко из вязаной шапочки
Чуть отвернёшься - и выскользнет вон!

Спит моя клюковка В МЯГКОМ МАТРАСИКЕ,               НА матрасике?
Щёчек на свете не сыщешь нежней.
А на матрас - одеяльце атласное,
Чтоб не достал ветерок-лиходей!

Пчёлка нарядная в пышном бутончике,
Кружево, ленточки... сладкого сна!
В жёлтом пушистеньком комбинезончике
Нам ни зима, ни метель не страшна!

... Зим два десятка промчат - не воротятся!
    За горизонтом сойдутся пути...
В тайном местечке, в любимом животике
Внучка моя будет тихо расти...

Добрые, милые стихи, с массой незначащих подробностей, написанные от чистого сердца! Больше всего понравилась их концовка.

37. НЕОЖИДАННЫЙ ПОРТРЕТ. ИРИНА ЖУРАВКА  (ноябрь, 2010)

Рассеянно листаю  я альбом:
Бастьен-Лепаж …Цветочница - подросток
Стоит с букетом в платьице простом…
Во взгляде и смущение, и кротость.

Мольба: «Месье, купи мои цветы!»
Красавица! Лицом её  любуюсь.
Но что это?! Знакомые черты
Внезапно проявились… Аллилуйя!

Внимательней смотрю на полотно:
Припухлость губ… и чёлочка…и брови…
Похоже, что  в колодец временной
Попала я по чьей-то смелой воле.

Художник знал: появится на свет
В двадцатом веке девушка такая,
И написал  заранее портрет,
На сотню лет беспечно забегая.

Смеётся дочь: «А, правда, мам, похожи.
Ого! Реинкарнация,  быть может?..»

Здесь мне понравился сюжет стихов - неожиданный, интересный, яркий. И написано отлично, рукой профессионала. Правда, если быть придирой до конца, то я всегда остерегаю поэтов вставлять в стихи для рифмы какие-либо религиозные понятия, не вдумываясь в их смысл. Аллилуйя ("хвала Богу" - библейский термин) и реинкарнация (термин из религий индуизма) в одном стихотворении быть не должны - не дружат они друг с другом по смыслу! И не должны сочетаться.

44. БУМАЖНЫЙ КОРАБЛИК. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ (январь, 2016) 

Нет, не весна... и звонкой нет капели,
не прилетели к нам в палату крохали.
Мы взрослые, мы вырасти успели,
но из под рук выходят строем корабли...
00 01 01 01 01 0
00 01 01 01 00 01
01 00 01 00 01 0
00 01 01 01 00 01
...Мальчонка ночью поступил из дома -
Из дома детского под номером один,
во тьме прямоугольного проёма
сжимал ручонками альбом и апельсин.

А утром, оклемавшись от наркоза,
молчал, лицом уткнувшись в старую кровать.
Спросил его: "Как имя?" - "Я Серёга,-
в ответ, - Вас, можно буду папой называть?"

И сжалось сердце, колыхнулось тенью,
сознание сорвавшись, вымолвило: "Да!
Зови сынок! Пусть слышат там, за дверью,
где бросили тебя без всякого стыда!"

Где улетела прочь кукушка-дама,
перечеркнувшая надежду пацану,
семью и детство, тайну слова - «мама»,
бессовестно отдав права опекуну...

Мы рисовали карусель и школу,
из капельниц-трапеций чёртиков плели
и, наигравшись вволю, очень скоро,
нашли тетрадь... И в порт - поплыли корабли...

Какое счастье! И листок бумаги,
руками превращённый в ромбик на груди,
бывает лучше формулы отваги
и чище первой, самой сказочной любви...

Стихи, которые привлекают насыщенным и глубоким сюжетом - стихи о судьбе брошенных детей. Хороший - образный язык, правильная речь, необычная ритмика - катрен разностопного (5-6-5-6) ямба - звучит он тяжеловато, потому что еще и расположение безударных стоп - пиррихиев (00) располагаются по строкам случайным образом, делая мелодию еще более  рваной.

45. ПЛАТОЧЕК ДАЙТЕ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ  (ноябрь, 2011)

- Платочек дайте! – Доченька ревела.
От рёва сотрясался небосвод.
В углу стояла грешница – «за дело»,
Не слушалась. И вот теперь орёт.

Не потому, что не дают игрушки,
Рыдает дочь и льёт потоки слёз,
А – вперемешку «слёзки» и «соплюшки».
Платочек дайте! Вытрите ей нос!

А мать – садистка, злыдня – непреклонна,
Глуха к её страданьям и годам.
Неколебимой высится колонной:
«Сопливой стой! Наказана. Не дам!»

Иду на принцип и – сдаю экзамен.
А жалость бьётся, мечется в груди.
И сердце материнское – не камень –
Оттаяло, простило: «Выходи!»

И слёзы-сопли вместе вытирали,
Мирились, целовались – дочь и мать.
Училась дочь прощать меня в опале,
И привыкала я её прощать.

…Росли дела, решала их умело.
Но грех по жизни нА сердце  ношу:
За то, как без платочка дочь ревела,
Я у Христа прощения прошу:

В итоге бесконечных вариаций
За все углы кровиночки родной,
Чтоб мне в углу своём не оказаться
Несчастной, нелюбимой и – одной.

Эти, пусть и не идеальные стихи, мне понравились больше всех содержанием: на мой взгляд, в них наиболее точно и убедительно выполнено конкурсное задание - рассказана реальная история взаимоотношений с ребенком, история типичная, знакомая многим родителям, и дано ее глубокое осмысление ("Училась дочь прощать меня в опале, и привыкала я её прощать"). В концовке  сделан неожиданный, но очень правильный и важный вывод: "За то, как без платочка дочь ревела, я  у Христа прощения прошу... за все углы кровиночки родной, чтоб мне в углу своём не оказаться несчастной, нелюбимой и – одной". Правда, именно это - самое важное последнее предложение стихотворения тяжеловато по построению - хочется над ним  еще немного поработать, но в целом - стихи умные. В них говорится об очень простом и многим знакомом, но не поверхностно, а глубоко и правдиво.

_________________________________________

А в заключение опубликую три стихотворения, посвященных детским играм - на первый взгляд, они написаны для детей, но выполнены языком поэтического жанра для взрослых - с использованием тропов и в интересной, нестандартной форме написания, на которую мне и хочется обратить ваше внимание. 

6. МОЙ КОРАБЛИК. АЛЕКСАНДР НОСАЧЕВ  (июль, 2018)
 
Здесь отважный капитан я, хоть кораблик невелик;

        Пусть игрушка, но под парусом идёт.
Да, в пруду мой клипер кру;жит, и не пруд – большая лужа;
Подрасти немного нужно – тайный путь я обнаружу,
        В океан на корабле начну поход.

Встанет кукла - я на мостик, и матросик у руля,

        Понарошку я игрушку оживлю.
Правим, курсом прямо в море, вьётся пена за кормою,
Над лазурною волною ветерок играет спорый,
        Парус белый наполняя кораблю.

Ночью звезды Водолея, Козерога и Кита
               
        Самоцветы для удачи с неба шлют.
Льются искорки рекою. Их ловлю порой рукою.
И, наверно, очень скоро остров новый я открою
        И торжественно из пушки дам салют.

Здесь отважный капитан я, хоть кораблик невелик...

        А когда я наиграюсь наконец,
Мокрый и местами грязный, прибегу домой отважно –
Опоздал, ну и неважно – даже кашу съесть согласный.
        Мама скажет, несомненно: «Молодец!»

Интересная строфа: начинается она строчкой с холостой, ни к чему не привязанной рифмой - 8 стоп хорея с мужским окончанием, а далее следует шестистрочник разностопным хореем  6-4-4-4-4-4-6:

101000101010001

10100010001
10101010
10101010
00101010
10101010
10101000101

Сложно по форме, но интересно!

26. СРЕДНЕВЕКОВИНА. АЛЕКСВ  (апрель, 2014)

Начало боя... Гнев на лицах. Азарт пьянит, но в сердце - страх.
Хоть верен долгу каждый рыцарь, в тот миг - у многих дрожь в руках.
У нас достаточно отваги, но победить не в силах мы.
В долине реют вражьи стяги, и тучи стрел летят из тьмы.

Войска мятежного барона... Он предал долг и продал честь.
Нет с ним ни правды, ни закона, но перевес - в три раза - есть.
И если к часу водолея принц не придет, то - вуаля!
Умрем мы. Каждый, как сумеет, за крест святой и короля.

Вот труб сигнал. Стальной лавиной враг мчит в атаку. Помни, брат!
Скрыт в перелеске, за трясиной в резерве лучников отряд.
Столкнулись в лоб, пошла потеха. Рубить с плеча - тяжелый труд.
Под щит, с оттяжкой - в стык доспеха... Кусаясь, кони пеших рвут...

Взываем к Богу и злословим. Своя ли, вражья кость трещит?
А руки, липкие от крови, с трудом удерживают щит.
- «Беда! Измена?!» О засаде коварный враг узнать сумел!
И обойдя болото сзади,  он избежал потока стрел.

Легла под конницу пехота, и на стрелков  надежды нет...
...А мы их всех - из пулемёта! Он дальше бьет, чем арбалет!
Я закричал:«Вы что, больные?!» Но БТР ожИл в кустах,
И взвыли пули разрывные, в рядах мятежных сея страх.

Барон пал ниц: «Спаси нас, Боже!». И я просил: «Хорош тебе!»
Но всех в три счета уничтожил отряд спецназа ФСБ...
Потом, закончив битву нашу, я всем скомандовал: «Отбой!
Ты вечно игры портишь, Саша! И Глеб ведется за тобой!»

Вот подзатыльник, как наука! Канючат те: «Ты ж сам, Роман,
В тот раз отправил Чингачгука спасать от немцев партизан!»
Что б разрубить гордИев узел - всегда они затеят спор -
Я братьев крепко отмутузил, и мы пошли гулять во двор.

Яркий поэтический и литературный язык описания игры, написано с некоторой иронией и любовью к миру детей. Жанр - рассказ в стихах, с использованием прямой речи персонажей, что всегда трудно для написания, в том числе, и по части верной расстановки знаков препинания. Хорошие стихи!

41. ТУКИ-ТУКИ. ГЕРА ШТОРМ  (март, 2019)

Солнце льёт сквозь щели сарая мёд.
Нос щекочут запахи пряных трав.
Машка, в сене спрятавшись, брата ждёт:
может быть, отыщет.
– Ааа, попалась! – крикнет и побежит
постучать по стенке, у них игра.
…Машка смотрит вверх, там над ней стрижи
гнёзда вьют под крышей.

Кружева причудливых паутин
заплетают солнечные лучи.
Рыжий кот сначала хотел уйти,
но, в клубок свернувшись,
замурчал от нежности детских рук.
Прелый, тёплый воздух слегка горчит.
Монотонно-длинно жужжанье мух.
…Хочется ватрушек.
 
Чтобы ягод много да сахарку.
А ещё – холодного молока.
«Может, бросить прятки, пойти на пруд,
к вечеру вернуться…» –
размышляет Машка, глаза прикрыв.
…И несутся белые облака
над землёй, касаясь покатых крыш,
рассыпая бусы
 
серебристых шариков хрусталя,
остудив полуденный летний зной.
Закрывает плюшевого шмеля
лопуха ладошка.
Голос брата ветром скользит вдали,
раздувая пёрышки лёгких снов…
– Ааа, попалась, значит, тебе водить!
– Туки-туки, Машка!

Очень понравилась интересная структура строфы: октет с укороченной 4 и 8 строками
абаСдбдС, написанный логаэдом  1-хорей, 1-дактиль, 2 хорей, укор.строка - 3-хорея

10 10 100 10 1
10 10 100 10 1
10 10 100 10 1
10 10 10
10 10 100 00 1
00 10 100 10 1
10 10 100 10 1
10 10 10
Интересно и по содержанию: автор не столько описывает сцену игры, сколько передает внутренний мир и ощущения ребенка - погружает нас в его восприятие этого мира. Одно из лучших стихотворений в пакете, на мой взгляд!
 
****************************************************
Итак, из 50-и принятых стихотворений я опубликовала для вас 21, каждое из которых мне показалось по-своему интересным. Надеюсь, эта статья окажется для вас полезной.

По остальным стихам (почти по всем) у меня есть рабочий файл с пометками недостатков исполнения, использования жанра, или неточности раскрытия темы. Мне не хочется превращать его в полноценную (отредактированную и с подробными пояснениями!) статью, еще больше не хочется с кем-либо спорить и что-то доказывать - оправдываться. На своей правоте я не настаиваю - мое мнение принимать за истину совершенно не обязательно. А вот файл с правками (анонимный вариант текстов), ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ, я могу далее опубликовать - для временного ознакомления с ним.

В любом случае, я очень благодарна всем, кто прислал заявки на участие, потому что всем нам учиться на чужих ошибках даже эффективнее, чем на своих собственных - при взгляде со стороны многое становится понятней!

С уважением, Ваша Алкора. 10.04.19

Тексты с пометками всех остальных произведений -http://www.stihi.ru/2019/04/11/4436