Петербургская октава

Алина Анатольевна Коптева
До
Достались откровения дождей
Поре животрепещущей и сладкой.
Апрель до света и тепла жадней
Предшественников. Мчатся без оглядки
Ручьи и речки в суматоху дней.
Бунтует снег, но ночью и украдкой.
Нева расшевелила ледостав,
От холода колючего  устав.

Ре
Резвится снег, перерастая в град,
Весне даруя зимние забавы.
Апрель потерян, кажется, не рад,
Смущается и щурится лукаво
На яркость куполов и вязь оград,
На улиц очертанье без оправы...
Любуется воздушностью мостов
Под песнопенье северных ветров.

Ми
Мишени холода по-прежнему темны –
Он мечет стрелы вечером и ночью,
Но жест не достигает глубины,
Под птичий гам апрель весну пророчит.
Несмелые шаги тепла видны,
А выдох первой зелени досрочен.
Трепещут просыпаясь парк и сквер,
Вот-вот раскрасят день, что хмур и сер.

Фа
Фантазии пропитаны  апрелем,
И явней аромат весны. В саду
Михайловском слышнее птичьи трели,
Он, третий летний, с первым наряду,
Проснулся. Любопытствует. Созрели
Раскрыться почки, и с теплом в ладу
В чугунном кружеве чудные птицы
Мечтают улететь, чтоб возвратиться…

Соль.
Сольются щебетанье и цветенье
В пьяняще-восхитительный букет.
Тоска и грусть, расплывчатою тенью,
Под натиском тепла, сойдут на нет…
Исчезнет всё, подверженное тленью.
Поманит, словно мотыльков на свет,
В прекрасный город, где до темноты
Прохожие со сфинксами на "ты"

Ля
Лягушечник* разбудит старый пруд,
Кивнёт своим и перелётным птицам.
Воды коснется ивы тонкий прут –
Весной дышать, весной переродиться…
Лучи, играя, к нежным чувствам льнут,
Усилив упоение сторицей:
Дворцы и замки кажутся светлей,
Витает вдохновенье вдоль  аллей.

Си
Симфония цветения звенит,
Подснежники и крокусы раскрылись,
Услышав зов земли. Кругом разлит
Неяркий цвет, а путь к теплу извилист –
Черёмух жар, и холода визит.
Капризы солнца и дождей немилость.
Весна по венам рек за годом год,
То лёгок шаг, а то в обход  и вброд…


Нева расшевелила ледостав,
От холода колючего  устав.
Любуется воздушностью мостов
Под песнопенье северных ветров.
Трепещут, просыпаясь, парк и сквер,
Вот-вот раскрасят день, что хмур и сер.
В чугунном кружеве чудные птицы
Мечтают улететь, чтоб возвратиться
В прекрасный город, где до темноты
Прохожие со сфинксами на "ты",
Дворцы и замки кажутся светлей,
Витает вдохновенье вдоль  аллей.
Весна по венам рек за годом год,
То лёгок шаг, а то в обход  и вброд…

*Лягушечник - Водокрас лягушачий или обыкновенный, а также укус лягушки, лягушечник, жебурник по-научному именуется Hydrocharis morsus-ranae и принадлежит к многолетним плавающим водным растениям рода Водокрас (Hydrocharis) семейства Водокрасовые. В дикой природе предпочитает обитать в вяло текучих и стоячих водоемах (пруды, тихие речные заводи, неглубокие озера, старицы и пр.).
Источник: https://znaysad.ru/page/vodokras-lyagushachij.html

Октава
Развилась в итальянской поэзии XIV века, достигла расцвета в поэзии Возрождения у Джованни Боккаччо и стала традиционной строфой стихотворного эпоса итальянского и испанского Возрождения («Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса). Заключительное двустишие строфы обычно служит для афористического вывода или иронического поворота.

Октава в других европейских литературах применялась в переводах и подражаниях. В XIX веке Байрон использовал октаву в лирико-сатирических поэмах «Беппо» и «Дон-Жуан». Блестящим примером октавы в русской поэзии стала поэма Пушкина «Домик в Коломне» (1830):

Четырёстопный ямб мне надоел:
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву
Пора б его оставить. Я хотел
Давным-давно приняться за октаву.
А в самом деле: я бы совладел
С тройным созвучием. Пущусь на славу!
Ведь рифмы запросто со мной живут;
Две придут сами, третью приведут.

«Домик в Коломне» стал образцом для произведений «Сон статского советника Попова» А. Толстого, «Две липки» Фета и других. Октава удобна как для больших поэм, так и для небольших лирических стихотворений, например, «Октава» Майкова:

Гармонии стиха божественные тайны
Не думай разгадать по книгам мудрецов:
У брега сонных вод, один бродя, случайно,
Прислушайся душой к шептанью тростников,
Дубравы говору; их звук необычайный
Прочувствуй и пойми… В созвучии стихов
Невольно с уст твоих размерные октавы
Польются, звучные, как музыка дубравы.

В русском стихосложении октавы пишутся 5-стопным или 6-стопным ямбом; мужские и женские рифмы обычно чередуются (правило альтернанса).