Media Финал с испано-французским шармом

Маргарита Мендель
13 апреля в Государственном концертном зале им. А. М. Каца состоялось закрытие новосибирской части VI Транссибирского Арт-Фестиваля.

Музыка настолько всеобъемлюща, что если заниматься ею серьезно, отдавая душу, она никогда себя не исчерпает и будет источником подлинного счастья…
В. Репин

  Завершающий аккорд фестиваля: Стравинский, Дебюсси, Лало — и его финальный триумвират: Новосибирский академический симфонический оркестр (главный дирижер и художественный руководитель Томас Зандерлинг), Вадим Репин и уже знакомый новосибирской публике маэстро Шарль Дютуа. Бурные овации зала по окончании интереснейшей и изысканной программы вечера еще раз доказали, что классическая музыка, когда-то пользующаяся почтением лишь у избранной прослойки элиты, благодаря высокому профессионализму музыкантов — новосибирского оркестра и гастролирующих мировых величин — уже приобрела широкую популярность и сбавлять темпы не намерена.
  Перед Новосибирским академическим симфоническим оркестром, выходившим на фестивальную сцену бесчисленное количество раз и готовящемуся параллельно еще и к выступлениям по нескольким разнохарактерным абонементам, стояла задача огромной сложности, с которой музыканты прекрасно справились: подготовить грандиозные по своему масштабу и сложности партитуры в короткий срок и выдать совершенно новый звук, но узнаваемый по фирменной, почти абсолютной, сыгранности оркестра и благородной исполнительской манере.
  И программа для финального вечера, по-видимому, была выбрана тоже неспроста — здесь и русская, и французская музыка, и испанские мотивы, что подтверждает: музыка не нуждается в переводе на какой-либо один язык, и к маршруту Транссибирской магистрали искусств еще примкнут международные составы, а открывшая концерт музыка из балета Игоря Стравинского «Игра в карты» отсылает как к Году театра в России, так и к синтезу разных искусств на форуме. Игра не закончена и, главное, что мы услышали этим вечером из уст художественного руководителя Фестиваля — VII Транссибирскому быть (потому и шутка с I'll be Bach, произнесенная в дуэте с маэстро Дютуа, была под стать).
  Поднимая воображаемый занавес, оркестр и маэстро Шарль Дютуа перенесли слушателей в карнавальный мир гротескных персонажей, призрачных и иллюзорных образов, кроющихся за угловатым мелодическим рисунком, острой ритмикой и эксцентрикой, проворными пассажами Джокера. Сюжет балета — партия в покер, разыгрываемая в трех сдачах, с постепенно нарастающим азартом. Музыка — яркая и остроумная, карикатурная, несущая в себе контраст скерцозного и лирического, с сильным энергетическим посылом и разнообразными сочетаниями тембров оркестровых инструментов. Акцентированно-рельефное и дивно выверенное исполнение слушатели приняли на едином дыхании. А после Шарль Дютуа представил нам своего Дебюсси — пленительного и таинственного, почти сакрального. Без шаблонов, абстрактный и чувственный. Его «Море», три симфонических эскиза для оркестра, — музыкальное полотно (созданное для сверхоркестра, которому на сцене подвластно все), играющее и мерцающее переливами просыпающихся волн, тут же рассыпающееся солнечными брызгами, где наблюдатель предчувствует, что где-то в глубинах бездны зарождается диалог двух мощных стихий. Пришедшим на концерт посчастливилось услышать редкое исполнение — звучал ли еще когда-либо так неповторимо и гениально Дебюсси, столь гипнотически и проникновенно?.. Симфонический оркестр погрузил зал в мир живой поэтики чувств и мечтаний — от мельчайших штрихов оркестровки, ее рафинированной отделки до крупных образов и живописных ассоциаций Клода Моне. Несомненен необычайный талант Шарля Дютуа — кажется, он рожден для интерпретации французской музыки.   
  Продолжая утонченную французскую линию, во втором отделении новосибирскую публику познакомили с пятичастной «Испанской симфонией» француза Эдуарда Лало. «Симфония», которую одни называют концертом, а другие — сюитой, была написана для Пабло Сарасате и посвящена ему. По традиции, партию солирующего инструмента в финальном аккорде фестиваля представил Вадим Репин. Исполнение, близкое к недостижимому идеалу, насыщенное красками и темпераментом, полное искреннего и глубоко чувства, оставило самые теплые и лучшие впечатления. Но кроме блистательного солиста и маститого дирижера хочется отметить еще одного человека, без которого звучание оркестра не было бы таким восхитительным, как сейчас, человека, без которого не состоялся бы диалог «оркестр — солист», «оркестр — дирижер». Этот человек хранит музыкальные традиции, идущие от эпохи Арнольда Каца, ведет за собой коллектив на протяжении вот уже 27 лет и всегда выходит на сцену первым — концертмейстер Новосибирского академического симфонического оркестра, народный артист России Валерий Карчагин. И это просто замечательно, что у оркестра есть такой Концертмейстер с большой буквы.
В Новосибирске VI Транссибирский Арт-Фестиваль подошел к концу, но в Москве, Санкт-Петербурге, Красноярске он еще продолжается, его также ждут в Нью-Йорке, в городах Германии, Франции, Японии и Южной Кореи… А новосибирские слушатели до окончания сезона еще не раз смогут насладиться концертами оркестра как минимум еще по четырем абонементам.



Текст: Маргарита Мендель
Фото: Александр Иванов