Страстная неделя, день 2 - Великий Вторник

Апостол Бааз
Страстная неделя, день второй  Ве­ли­кий Втор­ник

Вифания — ( дом бедного ) селение вблиз неи Иерусалима, на восточной стороне Масличной горы. Вифания находится примерно в 15 стадиях (2,7 км) от Иерусалима (Ин 11:18), т.е. в получасе пешего хода.
Ночь на втор­ник Иисус Хри­стос про­вел так­же у подножья Масличной горы, в Вифа­нии , а утром опять при­шел во храм Иеру­са­лим­ский и мно­го учил во хра­ме и вне хра­ма (Мф.24:1). Пер­во­свя­щен­ни­ки и ста­рей­ши­ны, слы­ша прит­чи Его и по­ни­мая, что Он о них го­во­рит, ста­ра­лись схва­тить Его и убить. Но на­пасть на Него от­кры­то бо­я­лись на­ро­да, ко­то­рый по­чи­тал Его за про­ро­ка (Мф.21:46), был в вос­хи­ще­нии от уче­ния Его (Мк.11:18), по­слу­ша­ше Его в сла­дость (Мк.12:37).
Из Еван­гель­ских на­став­ле­ний, про­из­не­сен­ных Иису­сом Хри­стом во втор­ник, цер­ковные общины из­бра­ли для на­зи­да­ния ве­ру­ю­щих в этот день пре­иму­ще­ствен­но прит­чу о де­ся­ти де­вах, как осо­бен­но при­лич­ную вре­ме­ни Ве­ли­кой сед­ми­цы, в ко­то­рую нам наи­бо­лее долж­но бодр­ство­вать и мо­лить­ся.
Втор­ник ве­ли­чай­ший дев де­сять но­сит:
Так на­чи­на­ет­ся си­нак­сарь на Ве­ли­кий Втор­ник. Прит­чей о де­ся­ти де­вах христиане вну­шают все­гдаш­нюю го­тов­ность к сре­те­нию небес­но­го Же­ни­ха це­ло­муд­ри­ем, ми­ло­сты­ней и неот­ла­га­тель­ным со­вер­ше­ни­ем про­чих бла­гих де­я­ний, изо­бра­жа­е­мых под име­нем елея, при­го­тов­лен­но­го муд­ры­ми де­ва­ми[13]. «Це­ло­муд­рие вы­со­ко, – го­во­рит цер­ковная община, – но со­хра­ня­ю­щий оное да не небре­жет и о дру­гих доб­ро­де­те­лях, па­че же о ми­ло­стыне, ко­то­рою све­ща це­ло­муд­рия про­све­ща­ет­ся». Муд­рые де­вы при­ло­жи­ли к дев­ству мно­гий и бо­га­тый елей ми­ло­сты­ни, юро­ди­вые же име­ли од­но це­ло­муд­рие, не имея дру­гих доб­ро­де­те­лей, а осо­бен­но ми­ло­сер­дия. В ночь на­сто­я­щей жиз­ни за­дре­ма­ли все и усну­ли. В пол­ночь раз­дал­ся клик: се же­них гря­дет. Муд­рые при­го­то­ви­ли све­тиль­ни­ки свои и во­шли с Же­ни­хом на брак и две­ри за­тво­ри­лись. По­сле при­хо­дят и юро­ди­вые, ко­то­рые, не имея у се­бя го­то­во­го елея, хо­ди­ли ку­пить его в час при­ше­ствия Же­ни­ха. Гос­по­ди, Гос­по­ди, во­пи­ют они, от­вер­зи нам, но Он от­ве­ча­ет: не вем вас. Со­об­раз­но с прит­чей о де­ся­ти де­вах, пре­иму­ще­ствен­но из­бран­ной для на­зи­да­ния ве­ру­ю­щих в Ве­ли­кий Втор­ник, цер­ковные общины и в сво­их свя­щен­ных пес­но­пе­ни­ях в этот день по­буж­да­ют нас к ис­прав­ле­нию на­ше­го по­ве­де­ния и це­ло­муд­рию, осо­бен­но пред­став­ле­ни­ем вне­зап­но­го при­ше­ствия Хри­сто­ва су­дить жи­вых и мерт­вых.
Еван­гель­скую прит­чу о де­ся­ти де­вах цер­ковная община при­во­дит на па­мять в на­зи­да­ние нам, пре­иму­ще­ствен­но в Ве­ли­кий Втор­ник, с древ­них вре­мен. О ней упо­ми­на­ет в этот день св. Ис­и­дор Пе­лу­сиот, жив­ший в на­ча­ле 5 ве­ка[14]. В 8 ве­ке Кось­ма Ма­и­ум­ский на­пи­сал для Ве­ли­ко­го Втор­ни­ка дву­пес­нец, сей­час ис­пол­ня­е­мый цер­ко­вными общинами на утре­ни в этот день.
На утре­ни в Ве­ли­кий Втор­ник цер­ковные общины бла­го­вест­ву­ют о зло­бе пер­во­свя­щен­ни­ков и ста­рей­шин иудей­ских про­тив Иису­са Хри­ста. Фа­ри­сеи со­вет вос­при­я­ша, яко да обо­льстят его сло­вом, во еже пре­да­ти Его на­чаль­ству (Лк.20:20), не пред­став­ляя при сво­ем ду­хов­ном ослеп­ле­нии, что над ни­ми ис­пол­нят­ся сло­ва про­ро­ка: и па­де в яму, юже со­де­ла. Итак, при­тво­ря­ясь пра­вед­ни­ки бы­ти, при­сту­па­ют к Иису­су Хри­сту с раз­ны­ми ко­вар­ны­ми, ис­ку­си­тель­ны­ми во­про­са­ми, сна­ча­ла фа­ри­сеи, ко­то­рые по­ла­га­ли, что иудеи как на­род Бо­жий долж­ны в от­ли­чие от языч­ни­ков, пла­тить дань толь­ко Бо­гу в Его храм, по­том иро­ди­ане, утвер­ждав­шие, что долж­но пла­тить по­дать ке­са­рю, от ко­то­ро­го Ирод по­лу­чил свою власть. Фа­ри­сеи с иро­ди­а­на­ми спра­ши­ва­ли Гос­по­да: до­стой­но ли есть да­ти кин­сон ке­са­ре­ви или ни? Но слы­шав­ше бо­же­ствен­ный от­вет Спа­си­те­ля, ди­ви­ша­ся: и остав­ль­ше его оты­до­ша. В тот же день при­сту­пи­ли к Нему сад­ду­кеи, иже гла­го­лют не бы­ти вос­кре­се­нию мерт­вых, и спро­си­ли Гос­по­да о си­ле су­пру­же­ско­го за­ко­на ужи­че­ства[15] по вос­кре­се­нии мерт­вых. И слы­шав­ше на­ро­ди от­вет Гос­по­да див­ля­ху­ся о уче­нии его. Фа­ри­сеи слы­шав­ше, как по­сра­ми сад­ду­кеи, со­бра­ша­ся вку­пе на Гос­по­да и на Хри­ста, и спра­ши­ва­ли: кая за­по­ведь боль­ши есть в за­коне? Но Гос­подь сво­им бо­же­ствен­ным от­ве­том и во­про­сом о Хри­сте: кий есть Сын? об­ли­чил, по­сра­мил их неве­де­ние и упор­ство и со­вер­шен­но за­гра­дил уста лу­кав­ству­ю­щих, так что ни­кто же мо­жа­ше от­ве­ща­ти Ему сло­ве­се: ни­же сме­я­ше кто от то­го дне во­про­си­ти Его.
Ви­дя край­нее огру­бе­ние, ли­це­ме­рие и без­за­ко­ние книж­ни­ков и фа­ри­се­ев, Иисус Хри­стос про­из­нес на них к на­ро­ду и уче­ни­кам сво­им силь­ную об­ли­чи­тель­ную речь, в ко­то­рой, мно­го­крат­но взы­вая к ним: го­ре вам, книж­ни­цы и фа­ри­сеи ли­це­ме­ры, на­зы­вал их людь­ми, ко­то­рые гла­го­лют и не тво­рят: воз­ла­га­ют бре­ме­ни, тяж­ка на пле­ща че­ло­ве­че­ски, пер­стом же сво­им не хо­тят двиг­ну­ти их: вся же де­ла своя тво­рят, да ви­ди­ми бу­дут; лю­бят прежде­воз­ле­га­ния на ве­че­рях, пре­жде­се­да­ния на сон­ми­щах, це­ло­ва­ния на тор­жи­щах и зва­ти­ся от че­ло­век, учи­те­лю, учи­те­лю: ко­то­рые за­тво­ря­ют цар­ствие небес­ное пред че­ло­ве­ка и са­ми не вхо­дят: ко­то­рые сне­да­ют до­мы вдо­виц: пре­хо­дят мо­ре и су­шу со­тво­ри­ти еди­на­го при­шель­ца, и тво­рят его сы­на ге­ен­ны су­гу­бей­ша се­бя; ко­то­рые суть во­жди сле­пии и буи, оцеж­да­ю­щии ко­ма­ры, велъ­блю­ды же по­жи­ра­ю­ще; очи­ща­ю­щие внеш­нее, внут­ри же пол­ни хи­ще­ния и неправ­ды, ли­це­ме­рия и без­за­ко­ния; ко­то­рые суть змия по­рож­де­ния ехид­но­ва. По­сле этих силь­ных об­ли­че­ний Гос­подь угро­жал Иеру­са­ли­му за­пу­сте­ни­ем, пред­ска­зы­вая иуде­ям, как не има­те Мене ви­де­ти от­се­ле, дон­де­же ре­че­те: бла­го­сло­вен гря­дый во имя Гос­подне (Мф.22:15-23, 39). На Ли­тур­гии в Ве­ли­кий Втор­ник Цер­ковь про­дол­жа­ет бла­го­вест­во­вать про­по­ведь, на­ча­тую в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии Ве­ли­ко­го По­не­дель­ни­ка. О дни же и ча­се вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва и кон­чи­ны ве­ка ни­кто же весть ток­мо Отец мои един. Те­че­ние обык­но­вен­ных дел не пре­кра­тит­ся. Бди­те убо яко неве­сте в кий час Гос­подь ваш при­и­дет. Бла­жен раб, его же при­шед гос­по­дин его, об­ря­щет бдя­ща! Свою бе­се­ду о днях за­пу­сте­ния Иеру­са­ли­ма и кон­чине ми­ра Гос­подь за­клю­ча­ет прит­ча­ми о де­ся­ти де­вах и о вве­рен­ных нам от бо­га та­лан­тах, в упо­треб­ле­нии ко­то­рых Гос­подь неко­гда по­тре­бу­ет от нас от­че­та, по­учая си­ми прит­ча­ми непре­стан­но­му ду­хов­но­му бодр­ство­ва­нию для неопу­сти­тель­но­го ис­пол­не­ния во­ли Бо­жи­ей и для по­сто­ян­ных ожи­да­ний вне­зап­но­го слав­но­го при­ше­ствия Гос­по­да на суд, упо­треб­ле­ние да­ро­ван­ных нам от Бо­га сил к сла­ве Его и бла­гу ближ­них. Упо­мя­нув в прит­чах о по­след­нем сво­ем при­ше­ствии на все­об­щий суд, Гос­подь пред­воз­ве­ща­ет и о том, что Он про­из­не­сет этот Страш­ный суд над ми­ром[16]. Окон­чив вся сло­ве­са Своя, Гос­подь объ­яв­ля­ет уче­ни­кам: ве­сте, как по двою дню Пас­ха бу­дет, и Сын че­ло­ве­че­ский пре­дан бу­дет на про­пя­тие (Мф.24:36-26, 2).
В этот день Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Христовы и поучения, задумали схватить Его и убить. Но напасть на Христа открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.
Утреня Великого Вторника так же, как и утреня вчерашнего дня, начинается пением тропаря Се Жених грядет. В основе его лежит притча о десяти девах (Мф. 25, 1-13). В Великий Понедельник на утрени был как бы лишь отдаленный крик в нощи: Се Жених грядет. Он повторяется и теперь, но усиливается и расширяется постепенно в последующих песнопениях и в Евангельском чтении на Литургии:
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных...
Вместе с образом десяти дев в Евангелии этого дня предлагаются два других символа: притча о талантах и пророчество о Страшном Суде (Мф. 25, 14-46).
Это именно то поучение, которое Христос произнес в тот самый Вторник, практически накануне Своих Страстей.
«Нарастая и ширясь, развернулось то, что намечалось вчера. Вчера был предложен образ смоковницы, не давшей плода, и образ этот ныне претворился в притчу о таланте, который ленивый и лукавый раб скрыл в земле; а вчерашняя повесть о кончине мира развертывается ныне в грозную картину Страшного Суда, когда придет Сын Человеческий и все святые Ангелы с Ним. Об этих страшных и трепетных часах, ожидающих мир, и говорит в значительной части богослужение Великого Вторника. Перед концом истории, перед всемирной Пасхой и таинственным восьмым днем Воскресения Христова наступит «седьмого дня буря», своя Страстная для всего человечества неделя – кончина мира и Страшный Суд…» (В. Зандер).
Вновь на часах мы слышим чтения из книги Исход и историю о страданиях праведного Иова и вновь задумываемся над великими параллелями. Смерть Христова явилась освобождением нашим от рабства греху, смерти и диаволу, поистине она явилась великим Исходом из тьмы и сени смертной в Царство Божией Правды и Истины; пример праведного Иова, претерпевшего страдания на грани человеческих сил, показывает нам, что руки злых людей сознательно сделали с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом.
Начинается вечерня. Здесь темы десяти дев со светильниками, притчи о талантах и темы Суда, лишь намеченные на богослужении утрени, разворачиваются во всей силе и великолепии. Во время пения стихир мы ставим себя на место этих дев, мы думаем, а что мы сделали с талантами, данными нам Богом, и размышляем над тем, готовы ли мы к Суду.
Душевною леностию воздремався, не стяжах Женише Христе, горяща светильника иже от добродетелей, и девам уподобихся буим…
Впрочем, переведем эти стихиры с церковнославянского на русский язык:
От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених-Христос, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но, стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи, слава Тебе!"
Вот, душа моя, Владыка, вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: "Войди, раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.
Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства, не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой: ибо познаны Тобою пути правые, а левые развращены. Не погуби же с козлами меня, закосневшего во грехе, но, сопричислив меня к овцам, стоящим справа, спаси как Человеколюбец...

Таковы благие пожелания молящихся ныне соблюдающих обрядовое служение священников всего мира, по сути.
А что же в реальности ныне происходит в мире вне храмов, т. е. людей, не священников?
Отвечу просто и конкретно: мрак преступного равнодушия и мерзость запустения, управляет ныне Сердцами и делами человеков планеты Земля, что в ризах священников, что в среде белых воротничков, что среди трудового населения планеты людей, заблудившихся в путях своих и смыслах.
Если переложить на реальность сего дня, Библейскую мудрость Творца и Его притч о десяти девах и о талантах, то в реальной жизни выясняется, что, даже священники, сегодня, молятся против учения Бога о жизни вечной и человечной.
Что тогда говорить об обычных людях?
В литургии, священники выбрали образ худшего из получивших таланты и, не сделав умного и верного выбора, они настойчиво выпрашивают у Бога милости, возвращая Ему тот самый единственный талант, который взяли у Творца (молитву) нимало не преумножив полученный талант. Последствия такого отношения к Хозяину таланта, просто и доходчиво, объясняет притча, сообщая о неразумном отношении к полученному. Получивший один талант, сохранил его и вернул без преумножения и за это пошёл в ад.
Неужели, даже этот простой смысл притчи, современному священству мира 21 века не понятен?
Что же касается современного общества воров и разбойников во власти и в среде богатых людей мира смертных, то заблуждения и развращение их настолько велико ныне, что ни у кого из них, нет ни малейшего шанса спасти свою душу от ада.
Что же мы имеем сегодня, сравнивая мир людей планеты Земля 21-го века по Рождеству Спасителя человечества с притчей о десяти девах? 
Реальность такова, что эти 10 дев(людские души), не только не вышли встречать Жениха, но они, не имеют ни светильников(благородная цель своей жизни), ни масла(добрый труд во славу Творца Христа Бога) , ни, даже мысли, иметь это у себя!
Мало того, никто из всех десяти невест т. е. человеческие души людей планеты, даже не мыслят, куда то идти и где то искать Жениха т. е. истинное счастье любить и быть любимыми так, как этому учит Иисус Христос через Его 153-х Библейских апостолов по плану домостроительства Божия нового неба и новой земли, на которых обитает правда Христа!
Все 10 дев человечества, в буквальном смысле, сидят по домам, смотрят телевизоры, чатятся в социальных сетях, сплетничают и голосуют лайками и фальшивыми бюллетенями на выборах за очередного вора и разбойника в придуманных ими законах, на должность президента их страны, беспощадно лгут друг другу, каждый день, пересчитывая купюры в собственных кошельках, по ходу всего этого и в промежутках, воюют, воруют, делают аборты, развращают, этим самым, своих и чужих детей.  Да им, в таком случае, вообще некогда, куда то ещё идти, с какими то лампами и искать и ожидать, какого то Жениха?
Зачем?
Они, точно уверены, что, если надо это Жениху, то Он Сам приедет к невестам в белом смокинге и на белом Мерседесе.
Вот и всё!!!
А, театрализованная Пасха, придёт сама собой, через год, если в этом году, "девы" посмотреть её по Интернету или по телику, не успеют, между "делами" своими, да??? Дааа!!!!
Ну, и, как жить то будем, далее, госпожи девы, по старому сценарию пяти мудрых дев из притчи, почти двух тысячелетней давности, да, или как?
Вот, ныне идёт, очередной второй день, очередной Страстной...
С Любовью, как всегда, для вас, апостол Бога, доктор Бааз.