По конкурсу - Наблюдая себя

Творческая Мастерская Алкоры
Перед тем, как прокомментировать стихи участников конкурса , я хочу от всей души поздравить их, а так же всех читателей ТМА с прекрасным православным праздником - Воскресением Христовым! Доброго вам всем здоровья, оптимизма, единения и любви, радостного и светлого творчества!


http://www.stihi.ru/2019/03/26/2204 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/04/27/3203 - Итоги конкурса

Конкурс философской поэзии "Наблюдая себя" предполагался для участия в нем как  верующих, так и неверующих. Жанры представляемых стихов могли быть разными, а тема одна и та же - наблюдение самого себя.

Часто ли мы себя наблюдаем? Вы, возможно, удивитесь, но, это так: почти никогда! Обычно мы наблюдаем обстоятельства, в которые попадаем, и других людей, которые каким-то образом показывают нам свое отношение - одобряют или осуждают, помогают или мешают. И тогда мы охотно пишем стихи о своих чувствах - своих трудностях, радостях, переживаниях, страданиях. О себе в предлагаемых жизнью обстоятельствах, но почти никогда о том, какие мы есть: как мы реагируем на эти обстоятельства, как поступаем, что из себя представляем - каково наше БЫТИЕ. Это очень трудная тема для раскрытия, особенно, если мы захотели быть искренними в своих стихах. Потому что в каждом из нас есть и достоинства и недостатки, но в стихах - лирике (где персонаж стихов - автор, а не кто-то сторонний ) мы повествуем либо о своих достоинствах и победах, либо - об отдельных трудностях  своего характера, за которые не особо стыдно.

В конкурсе "Наблюдая себя" я предложила раскрыть стихами ОЧЕНЬ ТРУДНУЮ тему, потому что судей я попросила  отбирать в ней не просто высокохудожественную или красивую поэзию, а еще соответствие теме, а так же честность и искренность. Философский, правдивый взгляд на самого себя. То есть, наличие попытки описать языком поэзии то, что мы чаще всего не делаем в своей реальной жизни  ни на словах, ни в мыслях. Мы подсознательно закрываемся от этой темы, всегда болезненной. Между тем, именно поэзия - это тот редкий  вид творчества, где поэтическое изложение сюжета дает нам некоторую возможность стать правдивым (спрятавшись за маску персонажа своих стихов от первого лица!) и сделать неожиданное открытие о самом себе. Поэзия - это своего рода психотерапия, воспитание собственной души. Если, конечно, относиться к творчеству серьезно.

Итак, в  стихах, написанных В ЖАНРЕ ФИЛОСОФСКОЙ ПОЭЗИИ, нужно было постараться ответить себе на вопросы: "Кто я? Что я имею? Что делаю? Какой я?" Иными словами, описать свое реальное, а не выдуманное для показа другим бытие. Для участия в конкурсе подойдут все стихи, где персонаж размышляет о самом себе, о своей неправоте, своих типичных поступках, реакциях, настроениях и пытается увидеть самого себя как бы глазами других.

В стихах, написанных В ЖАНРЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ПОЭЗИИ, можно было затронуть  тему  Великого Поста - осмыслить те несовершенства собственной души, которые в ней противоречат Божьему подобию.  Верующим людям писать на такие темы проще: их душа  уже "натренирована" на исповедь, они прекрасно знают, на что нужно обращать внимание, рассказывая о себе, с  Кем себя сравнивать. Хотя именно здесь нас подстерегает другая ошибка (и это хорошо видно по представленным на конкурс стихам религиозной лирики): автор начинает прятаться за каноном, он повторяет общие слова - слова молитвы и покаяния, за которыми полностью спрятана его индивидуальность: он просто пересказывает известные христианские мотивы, за которыми не стоит никакой конкретики. То есть, предлагает нам ДРУГУЮ тему - тему исповеди, молитвы, тему обращения к Богу, а не тему честного наблюдения себя, любимого и очень конкретного....)))

В этой статье я собрала для публикации не те стихи, которые заслуживали номинации  и ее получили. В отобранных мною  стихах могут встречаться недостатки исполнения, препятствующие отбору, или уходы в другую тему (что тоже должно было служить препятствием для отбора в шорт лист). Я отобрала в статью то, что показалось мне интересным - отдельные глубокие мысли, искренность или какие-то особенности, на которые  мне хочется обратить ваше внимание. Об ошибках исполнения я в этот раз почти не буду упоминать, разве что сделаю это выделением фрагмента строки заглавными буквами и пометкой на полях...

Номер перед стихами соответствует номеру произведения в анонимном голосовании.

Выделю две группы стихов: 1) Стихи под маской  и 2) Стихи - откровения.

 *********************************************
                1). Стихи под маской

28. НАЕДИНЕ С СОБОЙ. СВЕТЛАНА ЛЕВЧЕНКО ДОНЕЦК   
 
Наедине с собой не скучно,
Моя душа – подруга  тайн,
Мудра и в страсти так искусна,                рифма
И мне не обещает рай.

Ей в сутках времени так мало,
Не признаёт покой и сон,
Как будто что-то потеряла,
Всегда гостеприимный дом.                конструкция

Всегда бурлит, помочь готова,
А доброты в ней два ведра,
Удачливая,  как подкова,
С улыбкой радостной с утра.
 
Я не скажу, что ИНТРИГАНТКА,
ПОКЛОННИЦА ЖИВЫХ ИНТРИГ,                повтор смысла
В ней любопытство иностранки,
Любительница умных книг.

В любви она не знает края,
В ней любопытство дразнит страсть,
И группа крови не простая,
Любви в ней основная часть.

Стихи симпатичные, только они не наблюдение себя, а чуть-чуть ...самореклама. Так все мы пишем о себе, зная, что это прочтут. Именно с этим мы обычно ходим на люди, потому что оптимизм и жизнерадостность - это правильно, это прилично, это залог успеха. Это та "американская улыбка", которая, безусловно, работает на пользу нам и нашему делу. Но это не та тема. Название "наедине с собой" здесь только вводит читателя в заблуждение.

41. МНЕ БУДЕТ СНИТЬСЯ. АЛЛА РОМ

Я в свОём мире, как в бутылке джинн,              РУ
Но тот, который никому не служит,
Высот бояться стала и глубин,
И перестала видеть небо в луже,
И этот мир всё КРОХОТНЕЙ, всё уже,
Без фейерверков, праздников, витрин.

Я не топлю безудержно в вине
То, что бедой зовут и неудачей,
Вот кто-то мимо скачет на коне -
Я под узду веду худую клячу,
И то, что всуе куплено на сдачу,
Порой дороже бриллиантов мне.

Я не карабкаюсь поверх голов,
Настичь пытаясь мнимую свободу,
И, вспоминая первую любовь,
Дышу последней, словно кислородом,
И, становясь ранимей год от года,
Жестоких не разбрасываю слов.

Расчертит небо огненный болид,
Из жизни вырвет бешеным потоком
Кого то вновь, поставив мне на вид,
Что беззащитна я и одинока,
Что путь лежит на запад от востока,
И нет для вЫборА других орбит.                РУ

Нам всем туда, где истина одна,
Где круговой в помине нет поруки,
Ни слов поддержки, ни надежды на
Участливо протянутые руки,
Где будут сниться мне земные звуки,
Дожди, ромашки, радуга, весна...

Стихи не столько оценивают увиденное в себе, сколько рекламируют персонажа методом исключения в нем всего неправильного, показывая достоинства на фоне недостатков других ("Я не топлю безудержно в вине", "Я не карабкаюсь поверх голов", "Жестоких не разбрасываю слов") и даже поучают  нас ("НАМ ВСЕМ туда, где истина одна, где круговой в помине нет поруки"). За исключением нескольких нестыковок фонетических ударений с местами Иктов (РУ), эти стихи хороши, но они не совсем по конкурсному заданию.

42. НИРВАНА. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ
 
Что суета? Прибила жизнь к иному
Потоком света – к сказочным местам.
Я по просторам, осенью ведома,
Как блик, порхаю. Взглядом - по кустам,
По снам в лучах прохладного светила.
Волнует лишь осиновая дрожь.
А дождь, шумя, пройдёт, и день погож:
Всё радостно, всё весело, всё мило.

И «есть не просит» брошенное дело –
Успеется… Увидится игрой.
И тишины разнеженное тело
Мне дарит удивительный настрой:
Что я в процессе перевоплощений
Всего живого. Целого  звено.
И душу греет пьяное вино
Предчувствий, ожиданий, ощущений.

Охвачена величественной ленью,
Скольжу, в себе Вселенную тая –
Самосознанье, самоуглубленье
И постиженье тайны бытия.
Желаний нет.  Да и желать не надо -
Достаточно вполне того, что есть:
И тишина, и дней благая весть,
И шёпот зачарованного сада.

Здесь примерно та же самая маска: "потоком света – к сказочным местам". Стихи симпатичные, но если и считать их правдивыми, то лишь в качестве среза одного мгновенного настроения, не более. Вряд ли автор часто находит себя в  состоянии без желаний и в глубокой медитации: "самосознанье, самоуглубленье и  постиженье тайны бытия" - к этому и святые-то не все приходят даже после бесконечной духовной практики! Так что это - не наблюдение себя, а фантазия, хотя формально - стихи по заданной теме. Стихи - сказка.

58. ОСЕНЬ ЗРЕЛОГО ВИНА. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ   

Вышли платья все из моды,
возраст хмурит ноябрём:
листья падают и годы
отрывным календарём.

Дали молодость наградой,
но уже не повторят.
Мне сберечь бы то, что надо, –
дни уносят всё подряд.

Мысли прячутся под крышей –
СЛОВНО КУРЫ на насест –
разбегаются, КАК МЫШИ,      
ЛАБИРИНТАМИ НАДЕЖД.            3 сравнения подряд к "мыслям"

Подготовив роль упрямо,
жизнь целует горячо.
Я пока играю маму,
стану бабушкой ещё.

Сколько красок, сколько грусти –
осень зрелого вина.
Но надежда не отпустит,
и в душе всегда весна!

Стихи о себе, но только они скорее  милый рассказ о себе ДЛЯ ДРУГИХ - с подведением итогов, с планами на будущее и с уверением в наличии  весны в душе, как и полагается для концовки хороших и оптимистических стихов. 

Здесь обратите внимание на часто встречающийся недочет исполнения: в 3 строфе к существительному "мысли" применено подряд сразу три следующих один за другим разных сравнения:  словно мыши, как куры, лабиринтами надежд. Получился "пересол" образами...

*********************************************
                2) Стихи - откровения

2. НЕЛЬЗЯ СКАЗАТЬ. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ

Нельзя сказать, чтоб слишком пожилой, -
дефекты есть – царапины, потёртость,
бывает сверхупругая упёртость,
хандра... но не был никогда ханжой. -

И в лад идёт, и наперекосяк, -
всё в этой жизни вскользь и вперемешку, -
и горький смех, и сладкие орешки,
и танго на огне, и на костях,

но есть и бесконечный потолок,
и книга есть и новая страница.
Её прочту, – там новая граница...
и если б смог, - то взял и поволок

всё существо своё за тем огнём,
который страхи вековые тушит,
который ветрами врачуя души,
любуется минутой... каждым днём...

И страсть родит обманчивый покой,
когда уснёт в тебе Аника-воин, 
ты осознаешь сам, как ты раздвоен,
толькО - нельзя узнать  - КТО ты такой ....      РУ

Здесь тоже есть элементы саморекламы, но есть и попытка поглядеть на себя реального: "бывает сверхупругая упёртость, хандра... но не был никогда ханжой". "И в лад идёт, и наперекосяк, всё в этой жизни вскользь и вперемешку". Но больше всего мне здесь понравился поставленный вопрос и очень глубокая мысль в концовке о раздвоенности личности: "когда уснёт в тебе Аника-воин,  ты осознаешь сам, как ты раздвоен, только нельзя узнать, КТО ты такой" .

5. СЕБЯ ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЕ. ИРИНА-СОВА 

Холодно, страшно и скользко на белой дороге...
Равно, как в жизни, растерзано памятью насмерть.
Что совершенством казалось, вдруг стало убогим...
Да и убогость условна - похожа на паперть.

И перестала бояться нелепой обиды.                <Я перестала>
Право, потуги напрасны? коль сердце из камня.
Снова закрою глаза? и уже мне не видно
лжи и предательства... Только проклятая память

спать не дает. Мысли бьются о золото клетки
пойманной птицей... И снова  разбитые крылья
болью саднят, кровоточа... но ДЫМ СИГАРЕТЫ
ВНОВЬ ВОЗВРАЩАЕТ В РЕАЛЬНОСТЬ с пугающей силой...

И, на поверку, себя  оказалась сильнее.
Сына в молитвах вернула, поверила в чудо.
Если и выпадет в жизни ЕЩЁ МНЕ БОЛЬНЕЕ -                конструкция
выстою, выживу, вымолю... и...не забуду.

Хорошие стихи, откровенные, искренние. Только не совсем о том, "какая я", а скорее о своей жизни, о внешних обстоятельствах, о своих страданиях, о пережитых предательствах. Немного удивило соединение образов - "пойманная птица... крылья" с "дымом сигареты", который почему-то персонажа "возвращает в реальность" (а мне казалось, что курят для того, чтобы как раз убежать от реальности...).

6. НИОТКУДА В НИКУДА. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ

Я такой же, я не изменился,
Также верю в вечную любовь.
По ночам в уме считаю числа,
Прибавляя шорохи шагов.

Время, словно враз остановилось,
Мне опять неполных двадцать лет.
Я не знаю, это божья милость
Или глупый вымысел и бред.

Но в груди настойчиво грохочет,
Будто, что-то хочет рассказать.
Нет, не сердце - забияка кочет,
Мне свою показывает стать.

Бьёт крылом вонзая в рёбра шпоры,
Разрывая ворох плотных вен,
Словно тонкий прошлогодний хворост.
Словно тело - это страшный плен.

Почему, ты рвёшься на свободу,
Неужели места нет в груди?
Ноешь по утрам и в непогоду,
И стремишься каждый раз уйти?

Не спеши, становимся моложе,
С каждым годом отнимая год.
На лице морщины, ну и что же?
Это время движется вперёд.

Мы с тобой, как в старой доброй песне -
Ниоткуда едем в никуда.
Пропоём и заново воскреснем
С мудростью седого старика...

Прекрасная образная лирика - о себе, своих чувствах, ощущениях: "Но в груди настойчиво грохочет, будто, что-то хочет рассказать. Нет, не сердце - забияка кочет, мне свою показывает стать". Образов, конечно, в этих стихах больше, чем конкретики на тему "какой я?", но стихи мне понравились. Может быть, тем, что все вопросы здесь задаются себе, а не внешнему миру, тем, что делается  слабая попытка через образы проанализировать свой внутренний мир и поразмышлять о  природе жизни: "Словно тело - это страшный плен. Почему, ты рвёшься на свободу, неужели места нет в груди?", "ниоткуда едем в никуда".

7. А БОГ ПРОСТИТ. АЛЕКСАНДР БЕЛЛОК 
 
Полжизни в клочья. На разрыв. Взахлёб листаю
Картон цветных календарей, меняя фоны.
Я крал субботы января и среды мая,
А Бог простит... Без нарушения закона.

Родные облики - свидетели и судьи,
Мне лишь одно - чистосердечное признание.
Я подтасовывал характеры и судьбы,
А Бог простит, понизив должности и звания.

Я, не оглядываясь, жизнь листал небрежно,
Совсем забыв, кто ближе и дороже.
Прости, Всевышний! Искуплю!
                Покаюсь...
                Грешен...
А Бог простит. И лишь предательства - не сможет...

Мне эти стихи симпатичны уже одними только  строчками: "Полжизни в клочья", "Я подтасовывал характеры и судьбы", "Я, не оглядываясь, жизнь листал небрежно", "Я крал субботы января и среды мая". Это ведь - о каждом из нас, да только не каждый способен называть вещи своими именами!

8. Я ЖИЛ НЕ ТАК…ВЛАДИМИР СОРОЧКИН

Я жил не так, но я не мог иначе,
Пусть это счастья мне не принесло,
И признаюсь, что больше на удачу
Я полагался, чем на ремесло. –

И были дни, когда на всю катушку,
В который раз потворствуя другим,
Сама судьба с меня снимала стружку,
Но – жив курилка! – цел и невредим...

Я жил не так... И милые мне лица
Я оставлял за дымкой заревой,
И только осень вскидывала листья
Над обращённой к небу головой. –

Я жил не так... И ночи смоляные
В своей глуши мне предлагали кров,
И все свои сокровища земные
Я променял на горечь этих слов...

Я не назвал бы прошлое вольготным,
Но нет другого русла у реки.
И всё же счастье – пусть и мимолётным,
Но было – нам с тобою вопреки.

Есть искренность, есть глубокий и выразительный рефрен - "я жил не так" (а кто из нас жил так, как надо?), но есть и самоуспокоенность: "нет другого русла у реки", "счастье – пусть и мимолётным, но было – нам с тобою вопреки". Мы ведь все очень любим утешать себя сладкой мыслью: "Я жил не так, но Я НЕ МОГ ИНАЧЕ", - это тоже про всех нас стихи!

9. С МИРОМ НА МИРОВУЮ. НИКОЛАЙ БОШИНЦЕВ

            Что-то хмуро нынче небище,
            Хоть божись да помирай.
            Небу дурно, ну а МНЕ Б ЕЩЁ
            ПУСТЬ НЕМНОЖЕЧКО, ДА В РАЙ.                формулировка?
            Я креплюсь, пути итожа, но
            ВЕТРОМ ЗНАЮ НАПЕРЁД:            
            Всё, что будет не продолжено,
            Мир не вовремя сотрёт.

            Был для мира не от мира я
            В синей странной стороне.
            Было малое и милое,
            Было новое во мне.
            МОРОСИЛО ПЛАМЯ В НЕБО ли,
            Уносила в сон вода –
            Столько были в этой небыли
            Не бывало никогда.

            Господин иного времени,
            Тенью тающий вдали!
            РАССТЕЛИ ВОЛНОЙ В ЗАРЕ меня,
            Славной силой надели
            Вечность словом и числом нести
            С проречением и без
            По особой благосклонности
            АДРЕСОВАННЫХ небес.

Отдельные строки звучат очень интересно, красиво и мудро, как, например, "Всё, что будет не продолжено, мир не вовремя сотрёт" (!!!! ), а от некоторых, если начинаешь вдумываться, у меня немного "едет крыша" - эти места я выделила,  они, похоже, скорее  игра звучания, чем дань смыслу. Про раскрытие темы мне тоже сложно что-то сказать: настроение передано и даже чем-то нравятся эти стихи, а что конкретно в себе автор разглядел - трудно определить...

22. НЕИЗВЕСТНО. ЕВГЕНИЙ ЕРМОЛИН

Неизвестно, зачем живу,
Не понятно, куда иду.
Непрерывно чего-то жду,
Сам в себе СОЗДАЮ МОЛВУ,              (не молву, а мнение, убеждение)
Что есть смысл, и, возможно, цель.
К ней дорогу в поту торю,
Весь, как факел, огнём горю,
Удивляясь тому, что цел.
Безрассудно ступая: чу,
Проникаю в немую темь.
Повезёт ли, КАК ЦИФРЕ СЕМЬ,                ?
Донесу ли свою свечу?
Часто видится: жизнь – не жизнь,
А глубокий, бессвязный сон.
В нём картавая чернь ворон
Бьёт пространство и время: дзинь …

Очень хорошие вопросы поставлены и важные наблюдения сделаны: "Неизвестно, зачем живу, непонятно, куда иду",  "Что есть смысл, и, возможно, цель", " Часто видится: жизнь – не жизнь, а глубокий, бессвязный сон". Далеко не все из нас подобные  вопросы поднимают, большинство - никогда...

27. В СУМЕРКАХ. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2 

Сумерки. Воздух сгущается серой мглой,
Мертвенной сыростью тянет из всех щелей.
Зло оживает, снимая - за слоем слой -
Приобретенный душой золотой елей.

Зябко душе… Стебельком на ветру дрожит.
Как же без розовых сказок? Душистых снов?
Хочется в страхе свернуться, как аммонит,
Нежным моллюском, что к вечности не готов…

Это лишь сумерки. Царство слепых теней.
В них не укрыться от страхов. И знаешь...ты
С ужасом смотришь в себя, где еще темней.
И не сбежать от разлившейся темноты.

И поэтично, и искренне: "Зябко душе… Стебельком на ветру дрожит". Или: "С ужасом смотришь в себя, где еще темней". Может быть, сказано не очень конкретно, не до конца раскрыто, фрагментарно, но - талантливо.

29. ТАК И ЖИВУ... ВИТА ОСЕННЯЯ

Реже люблю... Засыпает душа усталая,
Нравом спокойна, давно ушла от страстей.
Меньше общаюсь с друзьями – похоже, старая.
Часто на юных ворчу, что стали не те.

Воля, покой заменяют былые радости.
Голос кукушки вдали считает года.
Способ ищу убежать от убогой старости –
Стрелки часов отвожу, шутя, иногда.

Ретро-мелодии пью до глубокой полночи
Вместо таблеток, что рядом горкой лежат,
И забываю на время о доле облачной,
С песней кручу киноленту жизни назад.

Так и живу... По ночам сражаюсь с бессонницей.
Утром смакую горячий кофе, урча.
К горизонтали весь день головушка клонится.
Так и живу... Неприкаянная... Ничья...

Пронзительные, честные стихи, где не столько о том, что вокруг, не столько об обстоятельствах, сколько о том, что внутри: "Реже люблю... Засыпает душа усталая", "И забываю на время о доле облачной, с песней кручу киноленту жизни назад", "Так и живу... Неприкаянная... Ничья...". Одно из самых сильных по эмоциональному воздействию стихотворений.

30. РАСКАЯНИЕ. ОВЧИННИКОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА
 
Пришла пора поговорить о вечном,
Поняв потенциал своей души,
О том, что время слишком быстротечно,
А мы его не ценим и... грешим.
Припомнить всё, что сделать не успела,
А ведь хотела... Только недосуг:                ("было недосуг")
Как стрекоза, плясала всё да пела,
Жизнь прожигая в обществе подруг,
Стараясь не остаться одинокой, -                ("старалась  не остаться")
По сути одинокая всегда...
Ходила по нехоженым дорогам:
Была глупа и очень молода,
И бушевали страсти в грешном теле,
Захлёстывая чашу до краёв.
И вот оно -  мгновенное похмелье,
Внезапное прозренье после снов!
Теперь тащу себя по жизни юзом,
Почувствовав крушение основ:
На дне души лежат тяжёлым грузом
Грехи от неразумных дел и слов.

Очень люблю такие стихи - искренние и честные! Когда  стихи содержательны (не выдумка, не игра с рифмой, не выпендреж), то я готова простить им какие-то неточности исполнения, потому что они повествуют о том, что автора действительно волнует, что им переживается, а не изобретается. И теме конкурса полностью отвечают.

31. ЕДКИЙ ДЫМ... ЛЕТО ЛЁЛЯ 

Едкий дым сигаретный, оглушающий виски.
Я давно числюсь в группе постабортного риска.
Сколько минуло вёсен, сентябрей и метелей,
Сколько брошено было бус стеклянных на ели.

Ты прости грех великий, мой малыш не рождённый.
Мне и жизни не хватит выпить омут бездонный .
Днём молюсь, как умею, ночью плачу «белугой»,
Находясь за чертою неразъёмного круга.

Серый вид заоконья из больничной палаты
Сделал жизнь мою адом – плахой вечной расплаты.
Одиночество бьётся обнажённой душою,
То не ветер осенний – я, повинная, вою.

Ты, мой солнечный Ангел, не обретший здесь крышу.
Та промозглая осень в спину холодом дышит.
Оборвала все нити, вынув жизнь без остатка,
Бросив боль напоследок да бесплодия хватку.

И пошла по земле я, словно колба – пустая,
Всё сама, да сама, оторвавшись от стаи.
Тех, кто смотрит с любовью на чумазые лица,
Мне же счастье такое может только присниться.

Боль глушу сигаретой, депрессантом и виски,
И послед отторгаю безысходности склизкий.
Снова падаю в осень без надежды на радость
Бездыханной листвою нерожавшего сада…

Не уверена, что это не сочиненный сюжет, но это и не важно, потому что  написано здорово, а тема конкурса раскрыта убедительно. И хотя наблюдение себя персонажа здесь сведено к последствию конкретного трагического решения, но описание душевных мук воспринимается читателем всерьёз и заставляет о многом задуматься. Много сильных строк: "Днём молюсь, как умею, ночью плачу «белугой»", "Одиночество бьётся обнажённой душою", "Та промозглая осень в спину холодом дышит", "оборвала все нити, вынув жизнь без остатка"...

33. МОЕ ОКНО. СЕРГЕЙ ЯСОНОВ   

Я смотрю в раскрытое окошко.
Лето, сенокосная пора.
Словно возвращаюсь по дорожке
В прошлое, <в>былое, во вчера.
   
Вглядываюсь жадно в эти дали,
В лица близких, молодых ребят.
Как давно друг друга не встречали…               
Вглядываюсь в прежнего себя,

Юного, с душою доброй, чистой.
Так белел над речкой березняк…
Да и путь нам не казался мглистым
В лодке дружно названной «Варяг».
 
Долгий путь… Сегодня не хватает
Сострадания, тепла, любви,
Без чего душа полупустая.
Вот с такою С НЕЮ и живи!            

Стали чувства и слова грубее.
В двух шагах знакомый человек -   
Только человечностью не веет.
Обмельчали русла душ и рек.   

Лишь налет какой-то вроде пыли.
Оказавшись на иной стезе,
Растеряли мы и позабыли       
Доброту, любовь, своих друзей.   

А с утра сегодня мир стал чище.               
Или просто вымыто окно?!
Лучше видно:  грязь, пробито днище 
Челнока, что тянет нас на дно.

Но горит маяк - тот свет в окошках,
Что открыты, как сердца. В тиши
Все зовут из прошлого Сережку,
Сохранившего тепло души.          
               
И еще нам плыть и плыть по рекам.         
Повзрослевшим, несколько иным
«Я хочу остаться человеком
Там, где трудно оставаться им»*(с)               *(с) Владимир Сорочкин

Можно, конечно, придраться, что это  больше рассказ о событиях и воспоминания, чем анализ себя, но процесс наблюдения самого себя здесь тоже виден: "душа полупустая", "стали чувства и слова грубее. В двух шагах знакомый человек -  только человечностью не веет" - все это очень правдиво, искренне, но далее  впечатление подпортило это вечное прикрывающее "мы" вместо "я": "Растеряли МЫ и позабыли доброту, любовь, своих друзей". И от этого обобщения  рассказ перестал быть таким душевным и выразительным.

35. ЧТО О ЖИЗНИ СВОЕЙ РАССКАЗАТЬ МНЕ?АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ

Что о жизни своей рассказать мне?
Чем смогу я себя оправдать?
Как легко я разбрасывал камни!
Не собрать их уже, не собрать...

Как беспечно швырялся словами,
Не вникая ни в смысл и ни в суть.
Разбежались, стуча каблуками,
Не вернуть их уже, не вернуть.

Прошагал я по жизни, исправно
Находя обходные пути.
А тот путь, что единственный, главный,
Не найти мне уже, не найти.

Будет день. Он последний и крайний.
Всем раздал бы любви и добра!
Как легко я разбрасывал камни...
Не собрать их уже, не собра…....

Неплохое содержание,  впечатление портит только выбранный автором стиль  написания - "слова к песне под гитару". От повторов в каждой 4-ой строке глубина и доверительность темы невольно теряет в значимости, из сюжета уходит что-то важное, серьезное...

36. ТОРОПЛЮСЬ, СПЕШУ... ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА 

Как дела? Дела мои в порядке.
Лад внутри, уверенность снаружи -
Всё, как говорится, ровно, гладко.
Всё как надо - что ещё мне нужно?

Жду, надеюсь, верю по привычке.
Смочь, добыть, достать - простая данность.
Дни похожи и горят как спички -
Тороплюсь, спешу - не то отстану.

Научилась жить, не замечая
Света... но сегодня в сне летящем
Поняла: как долго я скучаю
По себе счастливой, настоящей.

Здесь точно присутствует честное наблюдение самой себя. Несмотря на то, что и язык стихов - информирующий, а вовсе не язык поэзии, и особых находок техники исполнения нет, но зато есть умные и правильные выводы, которые касаются и не оставят равнодушными любого из нас: "Лад внутри, уверенность снаружи", но при этом "Тороплюсь, спешу - не то отстану" и уже  даже "научилась жить, не замечая света"...

45. ИСПОВЕДЬ. ГАЛИНА ДОНЦОВА   (фрагмент)

 Как давно не молилась Богу,
 Не стояла у Ликов Святых!
 Мимо храма вела дорога
 И его куполов золотых.

 Ты прости мне, Всевышний Боже,
 Ту гордыню, что в сердце живёт.
 Самым близким она, быть может,
 Доставляет немало хлопот.

 Я в уныние так глубоко
 Опускалась, расставшись с мечтой.
 Ошибалась порой жестоко
 И тропинкою шла...да не той.

 Из сетей лицемерной лести
 Не всегда торопилась уйти,
 Да роптала, что тягок Крест мой,
 И нет силы Его мне нести.

Из этих стихов, написанных в жанре религиозной лирики, я взяла только фрагмент: дальнейшие строки ушли от темы и сведены к переложению типичной молитвы. В приведенном фрагменте есть индивидуальность - автор смотрит вглубь СЕБЯ, а не вообще "человека", рассказывает о себе: "гордыню, что в сердце живёт, самым близким она, быть может, доставляет немало хлопот", "я в уныние так глубоко опускалась...", "из сетей лицемерной лести не всегда торопилась уйти". Хорошие стихи, искренние!

46. ВОТ И ВСЁ, ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ПАМЯТЬ. АЛЕКСАНДР РАБЫКИН (фрагмент)
 
Вот и всё. Осталась только память.
Вот и всё. Осталось мне понять,
Потерял что? Что нашёл? Усталость...
Жизнь как сон. Который раз опять.
В круговерти солнечных баталий
Закружился саван бытия.
Холодно. Согреюсь я едва ли
Отблеском ушедшего огня.

Закурить? - Но это всё пустое.
ЗДЕСЬ НУЖНА ПОКРЕПЧЕ НАРКОТА.
Просится решение простое -
Как удар отчаянный ножа.
Ну и что, что грешен - я  доволен
Выбором, что сделан за меня.
Безутешен, снова безутешен
И безумен - это всё не я!

Призраком встаёт чужая память.
Я есмь я... Или не я? Кто я?
Кто вчера молился на рассвете,
Проклиная тайны бытия?
Я молил - ну хоть немного счастья!
Я молил - ну хоть чуть-чуть огня!
Холодно. Пришла пора ненастья.
Торопиться в завтра мне пора...

Здесь тоже даю фрагмент - то, что соответствует теме конкурса. Язык стихов сложно назвать поэтическим, но зато есть искреннее желание рассмотреть самого себя: "Потерял что? Что нашёл? Усталость...Жизнь как сон". Персонаж осознает, что он неправильно живет, но говорит о себе так, как оно есть на самом деле: "Ну и что, что грешен - я  доволен выбором, что сделан за меня. Безутешен, снова безутешен и  безумен - это всё не я!" А самое главное, он поднимает вопросы, которые редко кого волнуют осознанно и являются значимыми: "Я есмь я... Или не я? Кто я? Кто вчера молился на рассвете, проклиная тайны бытия?" Здесь я даже комментировать не буду, просто мой низкий поклон автору за умение думать...

52. МОЙ ЧЕРНОВИК. ЕКАТЕРИНА РЫСКОВА

Пора уже итоги подвести –
Длиной в полвека пройдена дорога;
Ошибки были на моём пути,
Да что скрывать - ошибок было много...
Всегда я правду резала в глаза,
Я не себя – других судила строже...
Как жаль, что жизнь переписать нельзя –
За этот черновик помилуй, Боже!

По жизни резво мчась во весь опор,
В дороге я конём училась править,
А на дороге сбитый светофор,
Что некому и некогда исправить,
Другой, свободной, встречной полосе
Показывал всегда зелёный ясный,
А на моё забитое шоссе
Бросал тревожно-безнадёжный, красный.

И снова - отдалялся горизонт,
Возможно, завтра, догоню его я…
Ну, а сегодня  вечный звёздный зонт
Укрыл меня от шума и от зноя.

Рассказ о себе, как оно есть, только чуть-чуть прикрытый от взгляда читателей метафорами, слегка припудренный для посторонних, но все равно  с попыткой быть честной перед собой. Последние две строки немного смутили, они как будто не по нашей теме. Впрочем, смешно мне сетовать: на этот конкурс новых, специально написанных по заданной теме стихов я почти не у кого не припоминаю, хотя, казалось бы, в Великий Пост только об этом и писать...

53. СЕМЬЯ. ЗАБОТЫ... МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА
 
Семья. Заботы. Мелькают дни. 
Чем дальше детство - тревожней сны.         
В поту проснёшься, скользнёт взгляд в угол,
Но по привычке пытаешь Google.

Снуёшь по сайтам, аж вкладкам тесно.
Вопрос пустяшный. Ответов – бездна:       
Простых, заумных, лукавых, честных,
Неизречённых и бесполезных.

В бездонье мыслей ищу потерю,
Играя будто в "не верю – верю";
Копаясь, словно в богатствах Крёза.
Где постулат мой, а может, грёзы?!

За гранью мнений, таких расхожих,
Вдруг понимаю - я так ничтожен:
В сети всемирной, в руках судьбины...
Да что тут скажешь - дурак наивный.

А дни мелькают. Их суть профукал.
В итоге, плюнув на знайку Google,
И, скинув бремя во славу Божью,
Топочешь дальше, по бездорожью.

Стилистика речи упрощенная - до поэзии тут далеко, а вот содержание мне очень нравится. Умные стихи. И по теме конкурса. Строки, которые хотела бы выделить: "Чем дальше детство - тревожней сны". "За гранью мнений, таких расхожих, вдруг понимаю - я так ничтожен". "Где постулат мой, а может, грёзы?!". "А дни мелькают. Их суть профукал". "И, скинув бремя во славу Божью, топочешь дальше, по бездорожью". Мне кажется, очень выразительная картинка бытия получилась!

55. МОЛИТВА.АЛЕКСАНДР БОРОДИН НИК 

Я забыл - зачем я существую,
А быть может, этого не знал.
Подскажи мне, Господи, какую
Ты дорогу для меня избрал?

Хочется понять предназначенье
Моего измученного "я".
Нет моей душе успокоенья -
Держит на земле меня семья!

Без родных давно уже', наверно,
Повстречался б, Господи, с Тобой!
И, пускай, я был Тебе не верным,          ("Тебе не был я верным")
Откликался Ты на голос мой.

Я Тебя просил: "Меня помилуй
И избавь от всяческих невзгод!" -
Ты питал надеждою и силой,
Поднимая дух из года в год!

Господи! Зачем я существую?
Почему испытываю боль?
Для чего Ты дал мне жизнь такую?
И какая ждёт меня юдоль?

Нравятся глубокие и нужные вопросы, которые задает персонаж: "Я забыл - зачем я существую, а быть может, этого не знал". "Хочется понять предназначенье моего измученного "я". Нет моей душе успокоенья". "Зачем я существую? Почему испытываю боль? Для чего Ты дал мне жизнь такую?". Правда, все стихотворение сведено к этим вопросам - одному вопросу, на который нет попытки найти ответ. И все наблюдение себя сведено к вопрошанию - кто я? Что, впрочем, совсем не мало...

56. Я ТОЛЬКО СЕЙЧАС... ВАСИЛИЙ ТОЛСТОУС
 
Я только сейчас,
в этот поздний час
понял, что впереди не двадцать лет,
что времени больше нет
и никогда не будет,
что утром другие люди
проснутся, что мой подъезд
будет одним из многих мест,
откуда я уже не выйду,
а те, чужие, не покажут виду,
что знали живого меня.
Не станет ни ночи, ни дня,
и я улечу в дальние страны,
где меня тоже не станет,
но где я хотел бы жить, пока жил.
И эти неустойчивые миражи,
наверное – всё, что увидят в зрачках
моих те, что найдут меня, но искать
не придётся – я просто усну за столом,
и лампы светящей стекло
стеречь будет сон в эту ночь.
А я вдруг увижу ушедшую дочь.
Она меня спросит серьёзно: «Зачем?»,
и звякнет в руке её связка ключей.
Но мне неизвестны замки те и двери,
хотя, несомненно, их стоит проверить,
узнать – вдруг открыты, иль заперты прочно,
и, чтоб отпереть их, достанет ли мочи.
Я стану шептать, но не выйдет дыханье.
Застынет, не сдвинется кожа-пергамент.
И крикнет петух третий раз на восходе
о том, что ещё один в темень уходит.   

Интересный формат стихов - парная рифмовка разностопного амфибрахия - число стоп постоянно меняется! А звучит хорошо. Стихи размышления о том, что "впереди не двадцать лет, что времени больше нет" и именно этот факт вынуждает персонажа начать наблюдать себя. Казалось бы... Но стихи не об этом - они о том, что будет с ним, когда он будет покидать этот мир: "и я улечу в дальние страны, где меня тоже не станет, но где я хотел бы жить, пока жил". И о том, как он уйдет: "И крикнет петух третий раз на восходе о том, что ещё один в темень уходит". Стихи, конечно, не по теме конкурса, но написаны они необычно - они меня просто завораживают, поэтому я и захотела показать их здесь всем вам...

57. НОСТАЛЬГИЯ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД 
 
Ты часто говорила мне «Не надо!»,
Когда я дань безумствам отдавал  –
Шёл на грозу, блуждал под снегопадом,
В пучину моря в сильный шторм нырял.

Я обожал неистовства природы,
Хоть от природы робок был и тих,  –
Энергию впитав от непогоды,
Выплескивал её в негромкий стих.

...Прошли года. Теперь навстречу вьюгам
И грозам мне не хочется бежать,
Милей в окно смотреть в часы досуга
Иль на диване с книжкою лежать.

Сейчас всегда я дома вечерами
И больше никуда уже не мчусь,
Забыты  встречи с шумными друзьями,
Затихли всплески буйств и бури чувств.

Но ты как будто этому не рада,
Хотя должна быть рада, чёрт возьми!
Всё время говоришь теперь мне: «Надо!»
«Вставай!», «Сходи!», «Придумай!», «Обними...»

И я встаю, иду и обнимаю,  –
Я принимаю правила игры,
Но часто с ностальгией вспоминаю
Твоё «Не надо!» славной той поры.

Стихи написаны в формате интимной лирики - качественной лирики, но чуть-чуть затрагивают тему наблюдения себя , хотя и узко: "Сейчас всегда я дома вечерами и  больше никуда уже не мчусь" - вот главная тема стихотворения и единственное наблюдение себя.
 
59. БРЕДОВОЕ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ 
 
Наверно, брежу…
Может быть, брожу,
Как новое вино в сосуде.
И места я себе не нахожу,
И смысла нет.
Зачем все эти люди?
И что их жизнь…
И что мне жизнь моя…
Закончится.
А будет ли другая?
Воскреснем! – так нам в церкви обещают,
- Учите «Верую». Учу...
Но верю ль я?
И мысли тёмные всё чаще посещают:
Никто не знает, что нас ожидает
Там, за чертой земного бытия.
И светит нам чего, или не светит…
Наверно, брежу я
И мир со мною бредит.

Очень хорошие стихи - в них есть полное соответствие заданной теме. Персонаж задает себе много правильных и значимых вопросов:" И смысла нет. Зачем все эти люди? И что их жизнь… И что мне жизнь моя…" Персонаж обнаруживает в себе сомнения относительно предлагаемых ему прописных истин: "И что мне жизнь моя… Закончится. А будет ли другая? Воскреснем! – так нам в церкви обещают, - Учите «Верую». Учу... Но верю ль я?" Мне очень симпатичен такой подход: любые истины должны проходить через личный опыт и сомнения , прежде чем стать принципом, убеждением... Персонаж честно языком поэзии показывает то, что увидел в себе самом, свои метания, свои сомнения: "И мысли тёмные всё чаще посещают: никто не знает, что нас ожидает там, за чертой земного бытия. И светит нам чего, или не светит…" Очень хорошие по содержанию стихи - реальные, а не придуманные.

***********************************************
Вот и все произведения, которые показались мне наиболее интересными - искренние и  откровенные, те, что мне хотелось перечитать и поразмышлять над ними вместе с их авторами, обнаружив  свое подобие с ними.

 Я очень благодарна всем, кто прислал на наш конкурс свои произведения, кто не побоялся раскрыть перед нами душу. Чтобы не остаться в долгу перед участниками (быть одетой на нудистском пляже невежливо!)))  ), я опубликую здесь и свои мысли на данную тему. В конкурсе эти стихи, конечно же, не участвовали:

ПОЛЫНЬ, СТЕПНОЙ ПРОСТОР И КОНСКИЙ ТОПОТ. АЛКОРА

Так много разных Я во мне одной...

Скажи мне Та, что кажешься правдивой,
Зачем живёшь? Ты не несёшь покой
И радость из тебя не льётся… Диво ль,
Что ты тоскуешь в круговерти дел,
Мешаешь карты, мечешься  по кругу.
Ты - это Я, что в полной темноте,
Как много лет знакомы мы друг с другом!…

Скажи мне Та, что любящей слывёшь.
Ужели, правда, знаешь это чувство?
Других ли любишь иль награды ждёшь
Лишь для себя? Любить других - искусство,
Вернее, дар. И подвиг. Часто крест.
И благодать, дарованная свыше.
В тебе ж то гнев, то ярость и протест,
То сожаленье… Не взрывайся, тише!
Не тереби былого: Ты есть Я,
Ещё одна в бессчётной веренице!

Скажи мне Та, чей образ стёрт и смят,
Та, чей портрет ещё хранят страницы,
Пылящиеся в запертом шкафу,
Где даже нет, как принято, скелета:
Не уложить ни в строчки, ни в строфу,
Всех странностей той Я и тайн «про это».
Увы, и Ты бездарна и скучна
В своих талантах и в своих пороках.
Зато способна заново начать,
Признав, что заблудилась ненароком,
И в этот миг  родиться вновь - другой.

...Та - впереди, тебя не знаю, - кто ты?
И кто же Я? Скиталица? Изгой?
- Полынь, степной простор и конский топот…

На этом я хочу завершить статью. Интересно будет получить ваши отклики на неё - слишком непростая у нас в этот раз обсуждается тема!!! Но, надеюсь, что она не будет последней! )))

С уважением, Ваша Алкора. 28.04.19