Игра на флейте водосточных труб

Генри Саймон Файнстайн
                А вы ноктюрн сыграть могли бы
                На флейте водосточных труб?
                В. Маяковский " А вы могли бы?"

                -1-
Да кто ж такое делать заставляет -
Играть "на флейте водосточных труб"?
Такое лишь в двух случаях бывает:
Коль слушатель пресыщен или туп,
Иль музыкант
          на музыкальных
                инструментах
                не играет.

                -2-
Котёнком брошен в белый свет,
Познав сиротство в восемь лет,
Он сам учился рисовать
Как птицы учатся летать,
Сам становился на крыло,
Его Прекрасное влекло
В желаньи мир узнать.

Он всё, что видел, рисовал:
Деревья, птиц, зверей,
Орла, слетевшего со скал,
Поляну, лес, ручей.
Теперь навек живыми стали
Жираф, "исполненный очей",
Олень у поймы Цхенис Цкали.

И разный люд нашёл приют
У художника в картинах:
Видим витязей былинных
(кто-то молод, кто-то стар),
"Месх, безвестный из Рустави",
Венценосная Тамар,
И Великий Моурави.

Он и портрет Отца нарисовал,
Себя в картине мальчиком  представил.
Отец глубокий след в его душе оставил,
В Отце он мощь и мудрость Моисея увидал
(таким Отца запомнил или в снах увидел?),
Но никогда он в Риме не бывал
И статуй Микельанжело не видел.

Он, сирота, рисует Мать,
В холсте пытаясь закрепить
Связующую память нить,
Боясь хоть что-то растерять
Из своего воспоминанья,
Чтоб только мог Её узнать
В момент грядущего свиданья.

Всю жизнь он в бедности прожил.
Исполненный духовных сил,
Искусство светлое творил,
Как кров имея небо над собой.
Сам - часть небесного творенья.
Он умер раннею весной
От голода и истощенья.

                -3-   
Другой пример - "другая песня",
Герой "дороже" и известней.
Талантлив был он с детских лет.
Его художники любили,
"С младых ногтей" его растили,
Его увидел в Петербурге свет.

Он научился рисовать
Портрет в классической манере,
И мог бы мастером он стать,
И преуспел бы в этом деле,
Но что бы нового он мог сказать
После великих, начиная с Ботичелли?

Изобразив над городом полёт
             в манере нео-импрессионизма
(попытка бегства от реалий большевизма?),
Он мастерства и в нём достиг
В аспектах фантазийном и предметном,
Но поздно - был поток велик -
В потоке трудно быть заметным.

Помимо импрессионизма,
Он увлекался и кубизмом,
И рисовал "как Пикассо",
Скривив квадратом колесо.
И хоть талант ему Бог дал,
Он и в кубизме опоздал.

Как символ поисков тех лет
(все удивить пытались свет)
Искусства нового субстрат
Белел Малевича квадрат
(возможно так изобрели
   барашка Сент-Экзюпери?).

Среди идей простых и сложных
Герой наш поиск продолжал,
И вот в трудах своих упорных
Нашёл он то, что он искал.

Добыл он славу на миру,
Рисуя жизнь как игру,
Придумав разные кунштюки
(осла рисуя с пастью щуки,
 дав петуху свиное рыло,
 всё плоским сделав, что объёмным было).

Вот результат:  его игра,
Пройдя повсюду "на ура",
Теперь победно утвердилась
На потолке Grand Opera.

                -4-   
Да, слово - серебро, молчанье - злато.
Уместной будет здесь из Пушкина цитата:
"Суди, дружок, не свыше сапога!".
И скажут мне наверняка:

"Сам рисовать нисколько не умея,
Судить берёшься корифея".

Да это верно, это так
(хоть и звучит как "сам дурак").

Пусть путь возможен стал к успеху
За счёт сомнительных идей,
"Бесплодно"  будет  "спорить с веком,
Обычай деспот меж людей".

                -5-   
Когда струна твоей души
По частоте с Творца струною совпадает
(здесь чувства разум побеждают,
коль не совсем душой ты груб),
Услышать сможешь как Его душа
"на флейте водосточных труб"
Ноктюрн восторженно играет.

Картины те, что трезвый ум рождает,
Не чувствовать, но мыслить побуждают.
Когда ты сам имеешь трезвый ум,
А также воображение имеешь,
Из плоских схем как интегральных сумм
Ноктюрн ты "вычислить" сумеешь.
---
Какой ноктюрн ты больше ценишь?