Живой

Таина Ким
                Из цикла "Военная рапсодия"


Дымное солнце застыло в зените,
тянутся тонкие ломкие нити
с грязного неба, а жгучие – страсть!
Держится наша пехота, бранясь.
- Чёрт, нет патронов, а битва в разгаре…
- С левого фланга фашистские твари…
- «Чайка», у нас два десятка потерь,
«Чайка», не слы… Громов, кабель проверь!

- Есть, командир! – я рванул из окопа.
Эх, для отваги б сейчас пару стопок.
Быстро ползу. Замираю. Ползу.
Пули, как оводы, из амбразур
носятся в поле, безжалостно жалясь.
Богу давлю безответно на жалость:
смилуйся, я ж не связист, а сапёр…
Вдруг за спиной раздаётся:
- Егор!
Сердце достало до глотки до самой.
Я обернулся. Не верится:
- Мама?!
Тело как будто проткнули ножи.
Крикнуть пытаюсь:
- Стреляют! Ложись!

Замерли время, и битва, и мысли.
В воздухе вязком снаряды повисли.
Вскинулся на ноги – к маме бегом.
Пахнет топлёным она молоком,
сдобой и солодом. Платье в цветочек
с детства знакомое…
- Здравствуй, сыночек.
И забываю на миг о войне.
Рядом стоим в гробовой тишине.

- Ты исхудала. Острижены косы.
Волос был русый, а нынче белёсый.
Та же в янтарных глазах глубина.
Как там сестрёнка, здорова она?
Мать улыбается, голос печален:
- Ох, и пострел ты, всё так же отчаян…
Вывезли немцы сестру из села
вроде как в Шлибен. Её не нашла.
День ото дня распухали могилы –
голодно было, так голодно было.
Страшно и горько. То оспа, то тиф…
С батей твоим снова вместе, он жив,
снова, как в юности, треплет мне нервы.
- Мам, да ты что? Он погиб в сорок первом,
нам же пришла похоронка о том!
- Жив. За тобою отправил, пойдём.

- Нет, не могу, мне приказано ротным.…
Взрывов не слышно. Молчат пулемёты.
Что-то не так. Что-то явно не так.
Глянул я наземь и словно обмяк.
Нет, невозможно, чтоб нас было двое:
кто он, свинцом искорёженный? Кто я?
- Слушай, Егорушка…
- Мама, постой! Мама, я… умер?
– Живой ты, живой…

04.2019






На память.
Решила опубликовать здесь рецензию одного из членов жюри конкурса МПК - 5, на который было написано стихотворение "Живой", поскольку не часто встретишь вдумчивого читателя, способного рассмотреть все детали и с такой точностью считать даже то, о чем говорится между строк. Такие комментарии особо ценны.

"Ритм изначально кажется не слишком подходящим, но воронка сюжета постепенно затягивает. После пары прочтений начинаешь замечать интересные детали, говорящие о «проработанности» мистического мира автором. Так, потусторонняя мама искала сестру и не нашла. О чём это нам говорит? Похоже, что сестра единственная из всех, кому удалось-таки выжить. По крайней мере, к моменту встречи мамы и сына. Также выясняется опосредованно, что мама похудела и изменилась в лице из-за голода и многочисленных болезней, предшествующих её смерти. Тогда они и сошлись с погибшим отцом снова.
Ещё одна деталь: распухающие могилы. Не просто растущие количественно, а именно распухающие. Как тела, распухающие от голода. Значит, от голода и болезней погибли очень многие.

Как и подобает хорошему мистическому произведению, оно содержит информацию для размышления. В частности, когда именно герой умер? По сюжету сердце достало до глотки (кстати, смачный такой, солдатский образ) и ножи проткнули тело уже после появления мамы. И вроде бы это было вызвано эффектом неожиданности. Могу списать это также и на авторский сумбур. Оставить загадку проще, чем аккуратно показать процесс гибели героя. Использован кинематографический приём (стихотворение вообще кинематографично, можно короткометражку ставить) замирания снарядов и пулемётов. Причём мы, читатели, узнаем об остановке времени немного раньше, чем герой, который осёкся и задумался только после слов «приказано ротным». Так что смысловой повтор гробовой тишины ближе к финалу следует расценить как то, что сознание героя догнало, наконец, читательское сознание. Стало бы хуже, убери автор гробовую тишину в самом начале, затрудняюсь сказать. Возможно, всё-таки со слоями тишины перемудрено.

Другие вопросы: связано ли появление мамы с жалобами и молитвой героя? Считать ли это появление актом милосердия и помощи? Все ли в авторском мире после смерти ищут друг друга и воссоединяют семьи? Это открытые вопросы мистического характера, которые, в случае с кино, становятся питательной средой для сиквелов, ну а с конкурсными стихами – просто оставляют нас в тонусе да с когнитивным диссонансом. Хорошая работа, на стыке мистики и реальности, соответствие теме самое явное из списка."
Алексей Сладков.