Евгений Евтушенко в Казани часть 3

Людмила Похвалинская
Записки научной сотрудницы музея

                Часть 1 http://www.stihi.ru/2019/04/23/2385
                Часть 2 http://www.stihi.ru/2019/04/27/2453

               
                Казанский Государственный Университет имени В.И.Ульянова-Ленина

11 апреля 1970 года

Несколько дней назад опять приехал в Казань Евгений Евтушенко. Приехал сдавать в печать готовую поэму "Казанский университет".  Конечно, будет выступать с чтением её, ведь обещал это громогласно студентам в прошлом году.

Хочется услышать! Надо достать билет на его вечер. Перебрала всех знакомых...
Удивило равнодушие многих к этому событию. Может быть, это только внешне? Ведь я знаю, что половина моих музейных знакомых любят стихи Евтушенко, хотели бы пойти на эту встречу, но, видимо, трудность попасть туда их останавливает.

Билет мне достала, а, вернее, отдала свой билет Таня Бобченко (она работала раньше в нашем музее, мы дружили и дружим, потом защитила диссертацию и теперь - преподаватель в Казанском Авиационном институте).
Я сейчас только что пришла  из университета.
Снова слышала самого Евтушенко.

Он появился на сцене с тремя университетскими сопровождающими на 15 минут позже назначенного срока (я-то помню, как его везде задерживали в тот прошлый приезд!)

Но в этот раз при его появлении в зале ещё продолжалось оживлённое движение: входили опоздавшие, искали свободные места, шумно усаживались. Мест, безусловно, не хватало, и люди, как всегда, стояли во всех проходах. Я пришла пораньше с тетрадкой для записей, сидела в 9-ом ряду, мне хорошо было видно сцену.

Евтушенко нисколько не изменился: всё такой же спокойный, высокий, худой.
Мне так знаком этот взгляд - задумчивый и острый вдруг в какую-то минуту - его небольших светлых глаз и улыбка - немного застенчивая и будто бы виноватая...

На этот раз - в самой обычной одежде: рубаха шерстяная тонкой вязки серого цвета с двумя широкими вертикальными тёмными полосами впереди и чёрные брюки. Рубаха свободного покроя - иначе ему бы было совсем жарко в этом небольшом актовом зале.

Медлить не стали. Он сразу приступил к делу. Встал к микрофону и сказал:
- Сегодня у меня необыкновенно волнительный день. Я очень долго работал над поэмой. Хотел сначала просто рассказать о юношеских годах Ленина, когда он жил в Казани, о его важном этапе жизни и учёбе здесь. Но тема постепенно вылилась в широкую мысль - появление Ульянова в Казанском университете как результат долгой борьбы предшественников.
Честно предупреждаю, сегодня предстоит большая работа и для меня, и для вас. Я должен долго читать, а вам придётся долго слушать. Так что предупреждаю, придётся сравнительно долго работать и вам, обдумывать многие мысли, в общем, - трудиться со мной вместе.

                Вот сама поэма.

                Казанский университет

                Эпиграф 1-ый: Задача состоит в том, чтобы учиться. /Ленин/
                Эпиграф 2-ой: Русскому человеку образование не нужно,
                ибо оно научает мыслить./Победоносцев/

(Что-то вроде пролога)

Первая глава называется "Мост".

Затем идут главы о казанских личностях: Магницком, Лобачевском, Льве Толстом, Илье Ульянове, Лесгафте, Щапове, Вере Фигнер, Александре Ульянове, Федосееве, Алексее Пешкове.

Есть главы: "Пасха" - в Симбирске", "Суббота" - Казань, "Татарская песня", "Шпик", "Сходка", "Первый арест".

Прошло 2 часа.

Эпилог начинается словами: "Спасибо, стены из Казани..."

Евгений Александрович в процессе чтения часто спрашивал, не устали ли мы?

Все кричат: - Нет, нет, нет!!!

И он продолжает читать. Утирает платком пот с лица. В зале душно, а он читает.

Читает, всё время стоя. Читает почти наизусть, иногда заглядывает в листы, которые держит в руках. Листы большие, нам видны столбцы напечатанных стихов.

Хотел пропустить главы о Федосееве и о Горьком, сказал:
- Я не буду сегодня всё читать. Думаю, не нарушу своего обещания, потому что послезавтра продолжу чтение в концертном зале консерватории.

В зале - недовольный шумок, просят, умоляют, говорят, что в консерваторию никак не попасть... И он сдаётся, читает и эти главы, решает прочитать всё до конца.

Всё. Устал. Зал встаёт - благодарные аплодисменты!!!

Он говорит: - Хоть я и не мистик, как сам сказал об этом в эпилоге к поэме, но сейчас признаюсь, что, когда стал читать главу о сходке, мне вдруг показалось, будто я - в том самом далёком году, здесь, вот в этом зале, где происходила та сходка... Для меня навсегда останутся великими эти минуты, потому что я читал впервые эту поэму здесь, в Казани, в этом университетском зале. Спасибо!

Поэма, конечно, понравилась, хотя этим одним словом - ничего не сказано.

Поэма состоит из отдельных глав, которые, по-моему, могут быть (и, наверное, это так и есть) самостоятельными стихотворениями. Сразу на слух, трудно уловить все нюансы, такая огромная поэма!

Что же особенно на меня произвело впечатление?

Очень, очень много новых, удивительно острых мыслей, прямо-таки - евтушенковских...  Умеет он повернуть мысль по-своему! Здорово!


Слушала и думала, как он широко смотрит на простые вещи, как он всё это схватывает вовремя и к месту говорит...

Не случайно, он сказал ещё в поэме "Братская ГЭС" - "Поэт в России - больше, чем поэт!"

А как великолепно он читает стихи!
Настоящий артист!

Всё-таки здорово, что я побывала на встречах с ним!



P.S.

Судьбе было угодно, чтобы в моей жизни произошла ещё одна встреча со знаменитым поэтом. Такая же памятная для меня, но необычная, потому что я не знала тогда, но во мне уже жила моя дочка, только это ещё не определилось, хотя какие-то изменения во мне, видимо, были, так как я, практически, мало, чего запомнила (и тогда ничего не записывала).

Но если рассказать всё по порядку, получится вот что.

15 февраля 1982 года в наш музей пришёл Евгений Евтушенко со своей молодой женой, которую он представил нам по имени Джан (потом мне сказали, что она англичанка).

Самым интересным для посетителей в нашем музее в это время была фондовая выставка "История самовара", и, так как я была в числе строителей этой выставки, меня вызвали на экскурсию для гостей.

Меня представили поэту. Он поздоровался, но я поняла, что он меня не помнит.
(Я не удивилась и, естественно, не подала вида, что хотела бы, чтобы он меня узнал).

Вокруг него, как всегда, толпились люди: тут были представители Министерства культуры ТАССР, была Люся Жигалко (по старой памяти, ведь в первый приезд 1969 года она проводила для него экскурсию по музею).

Музейный фотограф всё время ходил рядом с нами и фотографировал.

И мы небольшой группой, (человек семь-восемь), прошли по всей выставке. Я с удовольствием показывала, рассказывала.
Евтушенко очень внимательно слушал, не задавая вопросов. Его жена несколько раз отходила в сторону. Я не знаю, понимала ли она русскую речь, но заинтересованности в ней я не увидела.

И всё. В конце сказали слова благодарности и попрощались.

Но я была счастлива, что, хотя бы так, пообщалась с Евтушенко.



На фото: я веду экскурсию по выставке "История самовара".
Рядом с Евгением Евтушенко (на втором плане) - Люся Жигалко.