Дети войны

Михаил Горюнов
ДЕТИ  ВОЙНЫ

  Баллада

        Сверстникам



Года 44-й, 45-й,
Года 46-й, 47-й,
Войны Отечественной перекаты
Вы понесли, как память, за собой.

Освободили мы свои границы
Когда-то немцам отданных земель –
Бежали восвояси ганцы, фрицы
Своих былых побед забывши хмель.

Года 44-й, 45-й,
Года 46-й, 47-й,
Оставлен вами след шероховатый
Кровавой отгремевшею войной.
 
С 42-го по 49-й –
Четыре пары пограничных лет
Победного, что вознесли ребята
Страны моей великой лучший цвет.

А отпрыски отцов, ушедших биться
С врагами дорогой земли своей,
Шли в наши школы местные учиться,
Чтобы родной отчизне быть нужней.

То были мы, подросшие детишки,
Хлебнувшие сполна военных бед; 
С усердием осваивали книжки
Для новых созидательных побед.

Я лично начинал с 46-го;
Недавно только кончилась война;
Ждала ребят Ваниловская школа,
Нас в новом зданье приняла она.

Нам в школе не давали пышных булок,
Еду ж с собой могли носить не все,
И мы глушили голод шумным гулом,
И беготнёй, как белка в колесе.               

2

Досуг наш не определяли мамы – 
У них работа с самого утра
На производстве, а до ночи самой –
Домашнее хозяйство в вечера.

После занятий, сбившись по ватагам,
Перекусив — кому что Бог послал,
Мы рыскали по пустырям, оврагам,
Пока луч солнца на небе пылал.

Мы были все, как молодые волки,
Настороже и вечно голодны,
Нелестные о нас ходили толки,
Пугающие мы внушали сны.               

Между собою мы дрались нередко,
И было много поводов для драк:
Тот получил хорошую отметку,
Тот новый на себя надел пиджак.
 
А тот вступить надумал в пионеры,
Тот на пятёрку выучил урок,
Того учитель всем назвал примером,
Тот втихомолку слопал свой кусок.               
 
Война ожесточила наши души,
В них воплотилась яростная месть;               
Они черствели, становились суше,
Меняя облик человека весь.
 
Но возрождалась Родина из пепла,
Теплел и мягче делался народ,
Душа ребёнка, вырастая, крепла,
Осуществляя плавный поворот.
 
Бесстрастно в вечность улетая, время
Лечило наши чёрствые сердца,
И мы, отцов, в войне погибших, семя,
Не потеряли своего лица.

3

А основное наше развлеченье
Весною, летом, осенью – футбол:
Мячи гоняли до изнеможенья,
Почётным самым был последний гол!
Взамен ворот – штаны, рубахи, майки,
Их высотой был вратаря прыжок;
В пылу борьбы за мяч случались свалки:
Чтоб победить – старались, кто как мог.
………………………………………………
4
………………………………………………
               
5

Второй этап серьёзней – семилетка:
Для многих – вылет  с отчего гнезда:
Кто в ПТУ, кто в техникум разведку
Вёл, чтоб дорогу выбрать навсегда.   

Он начат мной в селении Хорлово;
Жила здесь тётя по отцу моя,
Чьё имя Пелагея МонахОва;
Мне полюбилась вся её семья;
Брат Лёнька и его сестрёнка Галя
Ввели меня в круг местной детворы;
Ходили в лес, на озере бывали,
Осваивали местные дворы.

Муж тёти Поли, добрый дядя Вася,
Автомеханик, в гараже служил;
Он часто вечерами на террасе
О временах военных говорил.
А о моём отце он с уваженьем
При мне неоднократно вспоминал;
Я чувствовал глубокое волненье,
Души моей испытывал накал.
 
Отец в 30-х здесь годах трудился
На фабрике, где ткали полотно;
В 34-ом, говорят, женился
На той, кого любил уже давно.
 
Здесь появился брат Сергей сначала,
Через два года свет увидел я –
Так создалась советская семья,
Которая всем нормам отвечала.               

Две четверти в Хорлове я учился,
Но дом родимый вспоминал не раз;
После каникул зимних возвратился
В родную школу, в наш «Б» 5-й класс.
……………………………………………
 
Постарше – мне вот-вот уже 15,
Билет носил у сердца своего,
О чём не трудно было догадаться.
Меня комсоргом выбрали друзья,
Создали в классе мы свою ячейку
И начали работать помаленьку –
Общественная началась стезя…

7

Этап последний – три последних класса;
Их нужно было нам ещё пройти,
Чтобы наук усвоенная масса
Не растряслась на жизненном пути.

В своей стране ещё мы жили скромно,               
Но новые настали времена:
Осуществлён был замысел огромный –
В стране была поднята целина.   
………………………………………………
               
Не всем друзьям пришлось осилить школу,
В виду имею я 10-й класс,
Не каждый мог найти в семье опору,
Кормильцев часто не было у нас.               

8

Гляжу на наше выпускное фото,
Где нас на оба класса – 42;
Девчонок, удивляюсь, много что-то,
Я некоторых узнаю едва.
……………………………………………

9

Этап последний – проводы из школы
Не разлетевшихся  её юнцов,
Врученье Аттестатов, пир весёлый,
Купанье в Нерской бравых молодцов!

Прошел совсем недавно съезд 20-й;
На нём вождя разоблачили культ.
Мы верили, что Сталин виноватый;
Что у Хрущёва управленья пульт.
Нам сняли по истории экзамен –
Бывает так в крутые времена;
Сгорает всё, когда бушует пламень,
Вот только людям как-то не до сна.
Год  выпускной стал годом перелома,
Как стал недавно 43-й год, -
Мы стали наводить порядок дома,
Себе прибавив множество забот.

Нам 56-й принёс Победу
Олимпиады в Мельбурне в тот год;
Пришли мы с чемпионом на беседу
И слушали его, разинув рот.               
Это земляк, Парфёнов Анатолий,
Он здесь, за Нерской, в Дворникове жил;
Мать надрывалась на колхозном поле;
Отец на местной фабрике служил. 
Он до войны окончил школу нашу,
Героем стал, переплывая Днепр,
В госпиталях хлебал полгода кашу, –
И вот он – завоёванный успех!
Мы встретились, собравшись в местной школе, –
Тот юноша, а этот ветеран;
Тот только путь искал в житейском море,
А тот – кого запечатлел экран.

10

Мы разлетелись по концам Союза:
Кто в Ленинград, кто во Владивосток,
А кто в Москву—продлить учёбу в вузах, –
Очередной шёл жизненный виток.

Я не набрал в МЭИ всего два балла –
Пришлось в Пути проделывать зигзаг:
Был техникум, с ним целина совпала –
Здесь заслужил медаль я, как-никак!

Друзей моих не обошли награды:
Медали, трудовые ордена –
Морально поощрять рабочих надо:
Жизнь не монета двигает одна!

Был Красноярск и стройки коммунизма,
Владивосток, столетие его,
Мыс Шмидта – велика моя отчизна!
Долг отдавать ей не всегда легко.
               
Мой Путь от школы  и до института
Растянут был на долгие шесть лет...
Летел в МЭИС со Шмидта двое суток,
Все суточные бросив на билет.
…………………………………………………
 
11-12
…………………………………………………
               
13

Сначала мы встречались ежегодно;
Но разбросала жизнь по городам...
Перемещаться не могли свободно –
Не по карману часто было нам.

Отметить удалось двадцатилетье,
Как наша школа выпустила нас.
Я вас прошу, мои друзья, отметьте – 
Рожкова Мила собрала наш класс.

Уже тогда мы понесли потери:
Поленова Надежда, Иванов
И Кузнецов – нам не хотелось верить,
Но, очевидно, жребий их таков. 

Со временем потерь у нас всё боле:
Белова Тоня, Сергеев Артур,               
Панков и Колосов, Орехов Коля,
Сосед мой Силин, добрый балагур…

Ушедших помним… Собираясь вместе
И в повседневном нашем бытие –
Мы пьём за них, не предаваясь лести,
Таких поминок жаждя и себе…

14

Так что же мы? Достигнуты высоты,
Что намечали на заре пути?
Осмотримся… Редеют наши роты;
Живым – за выбывших груз памяти нести.

Пришло нас 200 в каменную школу;
Лишь 42 продолжили пути;
Просеивали нас, как в печи золу, –
Мог каждый, кто не выдержал, уйти.

Это одна из жизненных фильтраций:
Роддом, сад детский, школа, вуз, завод;
В граничных средах слышен гул оваций –
То выдача продукции идёт!
 
Мы все – продукт отжимки многократной
Различных заведений и контор;
Мы спецрезерв Отчизны силы ратной,
Мы те, кто может дать врагу отпор!

15

За Вас, друзья, прошедших все невзгоды,
Кто устоял в горниле перемен,
Кого ещё не надломили годы! –
Мой тост среди гостеприимных стен.

23. 04 – 18.  11.  2006