Обаяние бунинского слова. Алексей Гинк. Рецензия

Попов Владимир Николаевич
Рецензия на филологический роман В. Н. Попова «Озеро» опубликована в воронежской газете «Мысли(!)», 2019, вып. 1, стр. 37.

Обаяние бунинского слова

Алексей Гинк

        Из подмосковного посёлка Томилино пришла бандероль с книгой. Называется она – «Озеро», и на обложке в самом деле присутствуют отражённые в воде деревья. Книгу прислал сам сочинитель, побуждаемый земляческим порывом... Если заглянуть в недавнюю «Воронежскую историко-культурную энциклопедию», то нетрудно узнать: среди нескольких Владимиров Николаевичей Поповых один как раз обретается в Томилино. Он явился на свет в нашем Борисоглебске, прожил там совсем чуть-чуть, но таинственные, не подвластные логике силы влекут его к своей милой малой родине. Обнаружилось и ещё одно любопытное обстоятельство: первые, тогда ещё стихотворные опыты В. Н. Попова поддержал в своё время Анатолий Жигулин, в котором тоже никогда не остывали земляческие чувства.
        Жанр своего произведения автор обозначил интригующе – «Филологический роман». Этого подзаголовка было мне достаточно, чтобы тут же взяться за чтение. И сразу выяснилось: любимым писателем Владимира Николаевича является не кто иной, как Иван Алексеевич Бунин, знаменитый воронежский уроженец. Содержание оказалось действительно «филологическим»: оно почти наполовину состоит из текстов самого Бунина и литераторов, входивших в его ближнее окружение... Кстати, осенью будущего года в России будет отмечаться полуторавековой юбилей Бунина, и всё, что связано с его именем, приобретает нынче некие дополнительные смыслы.
        Вообще-то В.Н. Попов – вовсе не дипломированный филолог. Он пришёл в изящную словесность, перепробовав немало профессий: токарил на местных заводах, работал на Севере в леспромхозе, ходил в море на рыболовецком траулере, служил в охранном ведомстве. Так что набралось впечатлений на множество книг – они, похоже, не залеживаются на библиотечных полках. В.Н. Попов одинаково умело трудится на поприще и поэзии, и прозы – всегда его эстетическим ориентиром является бунинское наследие.
        В романе «Озеро» творец «Жизни Арсеньева» и «Тёмных аллей» становится главным (хотя и виртуальным) героем. Будучи достаточно опытным автором, В.Н. Попов решился на своеобразный литературный эксперимент: под его пером документальное и художественное начала тесно переплетаются, создавая индивидуальный стилистический колорит. Сюжетным поводом для ряда сценок стали, в частности, визиты Бунина к Телешовым в подмосковную Малаховку (она находится недалеко от Томилино).
        Композиционно роман выстроен довольно оригинально – как вереница мелких главок, где сугубо событийное повествование постоянно перемежается лирическими отступлениями и даже стихами. Причём, отдельные прозаические куски набираются столбиком, точно стихотворения. Этот внешне непривычный приём используется сочинителем для того, чтобы создать особое энергетическое поле, в котором мощная бунинская фигура ещё более укрупняется. Быстрое чередование главок призвано придать фабуле необходимую динамику, и этот творческий манёвр вполне себя оправдывает...
        В книге завораживает само это странное пересечение различных тематических пластов: реальные факты свободно сопрягаются с поступками вымышленных персонажей – старика Тихомирова, его обаятельной спутницы Веты и рассказчика, в котором без труда улавливаются черты самого автора. Всё действие строится и все разговоры ведутся вокруг личности и произведений Бунина. В.Н. Попов играючи оперирует биографическими и библиографическими сведениями о классике русской литературы, и историческая конкретика не вступает в противоречие с писательским воображением. В книге часто цитируются бунинские тексты, а это только раззадоривает читателей.
        Воронежцам «филологический роман» В. Н. Попова интересен и дорог как ещё одно свидетельство неувядаемости бунинского дарования.