Скрипки Амати

Вадим Константинов 2
                Словно женщинам
                Очень красивые,
                Броские платья,
                Знать, вовеки и присно,
                Дарованы будут
                Отныне,
                Чистым, нежным и
                Чувственным скрипкам
                Амати -
                Ложа чёрных футляров
                Ремесленника
                Консолини!..
                11.1990.


                Скрипки были
                Мертвы...

                Или просто  доверчиво
                Ждали,
                Что наступит момент
                И исторгнуть сумеют
                Из них
                Эти ноты восторга...

                Надежды...любви...

                И печали!..

                Те, что скрытно
                Таились
                И в грифах..

                И в деках резных!..
                25.08.2013.


Амати — старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Андреа Амати (ок. 1535 — ок. 1611) — родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне — принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546).

Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко.

Сыновья Андреа Амати — Андреа Антонио (1555-1640) и Джироламо (1561-2.XI. 1630) работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, несколько орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними  вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краев дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.
Никколо Амати (З.ХII. 1596 — 12.IV. 1684) — сын и ученик Джироламо Амати, наиболее известный представитель семейства, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Никколо Амати. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Никколо Амати: его сын Джироламо Амати 2-й (1649-1740), А.Гварнери, Ф.Руджери и