Словно женщинам
Очень красивые,
Броские платья,
Знать, вовеки и присно,
Дарованы будут
Отныне,
Чистым, нежным и
Чувственным скрипкам
Амати -
Ложа чёрных футляров
Ремесленника
Консолини!..
11.1990.
Скрипки были
Мертвы...
Или просто доверчиво
Ждали,
Что наступит момент
И исторгнуть сумеют
Из них
Эти ноты восторга...
Надежды...любви...
И печали!..
Те, что скрытно
Таились
И в грифах..
И в деках резных!..
25.08.2013.
Амати — старейшая семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Андреа Амати (ок. 1535 — ок. 1611) — родоначальник школы скрипичных мастеров в Кремоне — принадлежал к одной из старинных фамилий города. Начал работать в детстве (сохранились инструменты с этикеткой 1546).
Амати впервые установил тип скрипки как инструмента, приближающегося по своей выразительности к тембру человеческого голоса (сопрано). Делал скрипки преимущественно небольшие, с низкими боками и довольно высоким сводом дек. Головка крупная, мастерски вырезанная. Впервые определил подбор дерева, характерный для кремонской школы: клен (нижние деки, бока, головка), ель или пихта (верхние деки). На виолончелях и контрабасах нижние деки иногда из груши и платана. Добился ясного, серебристого, нежного (но недостаточно сильного) звучания. Андреа Амати высоко поднял значение профессии скрипичного мастера. Созданный им классический тип скрипки (очертания модели, обработка сводов дек) остался в основном неизменным. Все последующие улучшения, сделанные другими мастерами, главным образом касались силы звука. В настоящее время инструменты Андреа Амати встречаются редко.
Сыновья Андреа Амати — Андреа Антонио (1555-1640) и Джироламо (1561-2.XI. 1630) работали вместе (примерно 1577-1630). Их инструменты отличаются от инструментов отца более изящными, несколько орнаментальными очертаниями модели, элегантными длинными средними вырезами, длинными углами. Своды более выпуклые, с заметным углублением вдоль краев дек. Эфы изогнутого рисунка. Звучание инструментов ясное, чистое и нежное.
Никколо Амати (З.ХII. 1596 — 12.IV. 1684) — сын и ученик Джироламо Амати, наиболее известный представитель семейства, довел тип скрипки, выработанный мастерами Амати, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364-365 мм), т.н. Grand Amati, мастер усилил звучание, сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается красный. Отличны и виолончели Никколо Амати. Инструментов его работы немного, и они ценятся очень высоко. Ученики Никколо Амати: его сын Джироламо Амати 2-й (1649-1740), А.Гварнери, Ф.Руджери и