18 - Высоцкий

Юрий Мотин
В наш посёлок Новая Согра, в котором жили работники крупнейшего в  Европе титано - магниевого комбината, часто приезжали известные артисты – актёры, певцы, гипнотизёры. Выступали они в местном клубе, который, как две капли воды, похож на тот, что сейчас в посёлке  Эсхар, где я сейчас живу. (Фото-1) Наверно это типовой проект тех времён. Ходить на гипнотизёров я очень любил. Они показывали такие вещи, что не укладывались в голове. И всё это демонстрировалось на рядовых зрителях из зала. Подстав не было, это я могу с уверенностью утверждать. Посёлок наш маленький и почти все были знакомы, в той или иной степени. Сначала на сцену вызывались желающие. Я всегда был в их числе, но ни разу не остался на сцене. Дело в том, что гипнотизёр, сначала, проводил тест на внушаемость. Ну, давал задание, типа сцепить руки в замок и говорил, что вы не сможете их расцепить. 90% участников не могли. Я всегда мог и потому, ласково потрепав меня по шевелюре, артист говорил: "А ты, мальчик, иди на место, с тобой нельзя работать." Ну, вот не внушаемый я по жизни, наверное, поэтому, у меня всегда было плохое поведение в детстве, я не верил в коммунизм, Деда Мороза и сейчас не верю любой власти, запудривающей мозги с экранов ТВ. Особенно меня поразил молодой гипнотизёр, (не помню фамилию), но он, в отличии от других, показывал необычные номера. Например, у него, под гипнозом, люди рисовали, как Репин, играли, как Моцарт, писали стихи, как Пушкин. Причём  без гипноза, они ничего подобного никогда не делали, мы-то их знали. (Фото-2)Одна девушка побывала в гостях у родителей, живущих за 2000км. и описала всё, что происходило в данный момент. Потом письмо на родину, подтвердило всё сказанное, она ходила и всем письмо показывала. Как это объяснить – не знаю. Сейчас таких людей нет.  Ещё запомнился мне концерт Володи Высоцкого, который приехал к нам в 1969 году. Билеты были по рублю, но попасть в зал, было невозможно. Все билеты разошлось по блату. Толпа, таких же, как я, неудачников, толпилась у входа в зал, в надежде на чудо. И оно произошло. Задняя дверь зала приоткрылась и кто-то позвал своего дружка: "Колян, давай сюда, пока никто не видит. Вместе с Коляном, к двери рванула вся толпа человек сто и влилась мощным потоком в зал, рассевшись, кто на окнах, кто на проходе, кто на полу у сцены. Всё, что смог контролёр, обошёл нас и собрал по рублю. Мы были, несказанно рады! И вот вышел наш кумир, зал долго стоя ему аплодировал. (Фото-3) Володя взял гитару, заиграл. Гитара сильно не строила, но его это, как будто не волновало. Он отрешенно посмотрел поверх голов зрителей и запел.  Скажу честно, выступление разочаровало. Мы, воспитанные на кассетах Высоцкого и его фильмах, не услышали ни одной забойной песни. Он исполнял песни типа - "Песенка о слухах", "Письмо", "Парус" и тому подобное. То есть, аполитичные и анти социальные и безобидные песни. Народ в зале после десятка таких песен вяло хлопал и из зала неслись возгласы – заказы: "Владимир, спойте – Их было восемь, Большой Каретный, Гимнастика, Штрафные батальоны." Просили также песни из фильмов "Вертикаль", "Хозяин тайги" и, только, что прошедшего - "Опасные гастроли". На что Высоцкий сказал: "Уважаемая публика! Я, у себя на кухне, могу спеть всё, что захочу. А с вашей сцены пою, только то, что мне утвердили ваши товарищи из комитета. Я не имею права спеть ни одной песни, не внесённой в этот список. Так что, извините, претензии, не ко мне." Народ в зале начал возмущаться, - Почему в кино можно, а здесь нет? Что в этих песнях антисоветского? Почему о войне песни запретили? – А один приблатнённый парень, сидящий в первом ряду крикнул: "Да ладно, Вова, не выделывайся, пой, что народ просит!" Высоцкий помрачнел лицом, снял гитару и спустился в зал к этому крикуну. Подойдя к нему вплотную, Высоцкий схватил парня за отвороты пиджака и, приподняв над креслом, сказал: "Пошли, смельчак, выйдем, я тебе без свидетелей спою, что-нибудь весёлое!" Парень стал испуганно извиняться, а зал, наконец-то, разразился искренними аплодисментами. Хоть что-то интересное увидеть, кроме нудных песен.