По конк. рассказа в стихах -Личная история

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2019/04/12/4307 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2019/05/24/4228 - Итоги конкурса

Эта статья была написана еще до подведения итогов конкурса стихов "Личная история", и многое в ней не совпадает с выбором моей судейской команды. Но это не страшно. Сейчас, когда итоговый протокол обсчитан и выявлены лауреаты конкурса, я ничего не буду менять в тексте статьи  и оставлю в ней свои личные  впечатления о стихах, с которыми вы совершенно не обязаны соглашаться.

Стихи, предложенные участниками конкурса, должны были быть объединены, во-первых, общей темой - историей жизни конкретного человека, во-вторых, общим жанром исполнения - "Рассказ в стихах". В-третьих, они должны быть написаны хорошим поэтическим языком, а не просто зарифмованы. Если с первой частью задания справились почти все участники, то с выбором жанра написания многие ошиблись. Несколько произведений оказались написанными в жанре лирики - гражданской, философской или даже интимной, что не давало им права стать отобранными в шорт листы судьями.

Лирика - это повествование от лица автора, содержащая его ощущения, откровения, размышления, идеи, причем, выраженные поэтическим языком - образным и выразительным. Лирические стихи могут не иметь связного и развернутого сюжета - часто это только лирическая зарисовка одной картинки, наблюдения или мгновения.

Приведу два примера того, что по жанру не является "рассказом в стихах" и не должно было попасть в таблицу номинантов, как бы в художественном отношении ни было прекрасно и как бы ни восхищало содержанием:

(орфография и пунктуация некоторых стихов этой статьи дана с моими исправлениями)

53. МЕЛАНХОЛИЯ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ

Устал бороться сам с собою...
Как не крути, куда ни брось,
Мой червячок внутри порою
Душою крутит вкривь и вкось.
Ведь и грехи мои не смертны,
А так, пустая канитель -
Слова и смех без всякой жертвы.
Насмешник я, полишинель.
И засоряю жизнь напрасно
Инертной пылью от сует.
Порою мучаюсь негласно,
Но не ищу на то ответ.
Совсем забыл, как пахнут почки,
Что снег ложится на Покров,
А в голове вопросы, точки
Да вакханалия  мозгов.
Стал раздражительным, безумным,
Уже не радует ничто.
Так хочется под светом лунным
Собакой, волком взвыть раз сто.
Душа в порыве чувств лукавит:
«Хоть над собою не глумись».
А червячок внутри гнусавит:
«Ты не один такой, уймись!».

Хорошие стихи - но в жанре психологической лирики!

49. МАТРЁНИН ДВОР. АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ   
 
Время мчится по кругу – у кольца нет конца.
Ни подруг, ни товарок, ни родного лица.
Одолели заботы, разболелась нога,
И не вывести Зорьку на кормленье в луга.

Время мчится по кругу – нет конца у кольца.
Сядет с охом Матрёна у родного крыльца.
Узловатые руки на коленях скрестив,
Напевает беззвучно позабытый мотив.

В старой песне поётся о судьбе и добре…
Отелилась вот Зорька в позатом ноябре,
Уродилась картошка, репы хватит с лихвой.
… И качает Матрёна песне в такт головой.

Разомлела немного на сентябрьской жаре,
Прикорнула тихонько у себя во дворе…
Ни подруг, ни товарок, ни родного лица.
Время мчится по кругу – и не видно конца.

Здесь более спорное мнение - с одной стороны, мы видим историю жизни человека (содержание - годится), но никакого развития сюжетной линии нет, поэтому это не рассказ в стихах, а произведение в жанре гражданской лирики - зарисовка того, что наблюдает автор и о чем он размышляет.
 
Самое время разобраться, как же должно выглядеть стихотворение, написанное в жанре "Рассказ в стихах". Конечно, и оно тоже может быть решено по разному, но все таки должно иметь некоторые характерные особенности. Перечислю наиболее  значимые из них:

1) Автор стихов в этом жанре безмолвствует - за него все необходимое рассказывают его персонажи. Не обязательно в третьем лице - иногда рассказ строится и от первого лица, но читатель  прекрасно понимает, что рассказывает не автор стихов, а его персонаж. Это становится понятным по особенностям речи (язык стилистический, жанровый, а не авторский литературный), по описываемым событиям, явно не относящимся к современности, или по нереальности выбранного места  действия. Автор стихов здесь вообще не должен вставлять свои "три копейки" - делать выводы или читать нравоучения - он в данном жанре просто свидетель увиденного, услышанного или выдуманного.

2) Персонажи в данном жанре часто разговаривают друг с другом, вынуждая автора стихов правильно рифмовать и понятно и грамотно записывать их прямую речь - монологи или диалоги. Более того, вершиной мастерства исполнения станет наличие характерной особенности речи у каждого из персонажей, которая его делает узнаваемым и раскрывает его образ.

3) Самая главная особенность жанра "рассказ в стихах" - это наличие развернутого сюжета, фабулы рассказа. Это не описание одного мгновения, не этюд, не зарисовка настроения или картинки, или авторских раздумий, а нечто связное, то, о чем можно рассказать другому, и оно может быть слушателю интересно.

Итак, все наши правильные по жанру стихи должны иметь одну, две или все три сразу перечисленные особенности. Требования к поэтическому языку здесь чуть слабее - избыток тропов (метафор и сравнений) не особо нужен: это на усмотрение автора стихов, а вот связность и яркость речи крайне важна. Ведь даже очень интересную историю можно не рассказать, а пересказать таким скучным, корявым или бессвязным языком, что она перестанет быть привлекательной для слушателя.

Рассказ в стихах должен быть понятным, не слишком затянутым и подробным, все  оборванные фразы, недомолвки или усложненные рваные ритмы и экзотические строфы - это не совсем то, что нам нужно: подобные эксперименты лучше оставить для других жанров. Здесь главное - содержание, логика изложения и выразительная (живая и яркая!) речь, которую явно не стоит строить на глагольных рифмах.

Приведу пример очень неплохих по содержанию стихов, где, на мой взгляд, неудачная форма рифмовки фактов (а не характеров) и блеклый язык с неточными или глагольными рифмами испортил все впечатление от хорошего содержания. (все слабые места даю капслогом!).

7. ОТЕЦ РЯДОМ. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА 

Сын родителям важно сказал:
"В этот раз на каникулы к деду
Сам на поезде скором поеду,
Сам дорогу найду на вокзал."
Мать всплеснула руками: "Сынок,
Ты так мал, волноваться я стану,
Одному путешествовать рано,
Мир порою бывает жесток."

Но твердил мальчуган: "Я - большой!"
И родители с ним СОГЛАСИЛИСЬ...
В день отъезда втроем ПОМОЛИЛИСЬ,       глаг. рифма
И отец тихо молвил: "Сын мой,
Отправляясь в дорогу, учти:
Может стать без родных НЕУЮТНО,
НУ, а если совсем будет ТРУДНО,         плохая рифма
Ты записку вот эту прочти."
И листочек в карман опустил...
А мальчишка с улыбкой счастливой
Побежал, словно выросли крылья,
К ПОЕЗДАМ ИЗО ВСЕХ СВОИХ СИЛ.

ОН в вагоне уселся за стол.
Но спокойно сидеть надоело,
Стал ОН ёрзать, вставать то и дело,
Задевая соседей ПРИТОМ.
Строгий дядя ему попенял:
"Не вертись! Оттоптал мне все ноги!"
Наш малыш приутих. Но немного
Посидев, СНОВА РЕЗКО ОН ВСТАЛ.              бедный язык
"Да ДЕРЖИ ЖЕ СЕБЯ ТЫ в руках!                инверсия
Что ты скачешь, несносный мальчишка?!
Посмотри, ты помял мОю книжку!"-                РУ
Возмутилась СОСЕДКА В ОЧКАХ.
"Надо парня в милицию сдать!"
"Где родители?" - все ЗАШУМЕЛИ.
Слезы в детских глазах ЗАКИПЕЛИ,            глаг. рифма
Он готов был уже зарыдать,
Но упорно смотрел в потолок...
Ах, зачем не послушал он маму?
И рука потянулась к карману,
Где лежал драгоценный листок.
"Мир порою бывает жесток..."-
Он НЕРОВНЫЙ УЗНАЛ ПАПИН ПОЧЕРК.              инверсия
Но прекраснее не было строчек:
"Я в соседнем вагоне, сынок!"
         * * *
Если вам в этой жизни земной
Одиноко и горестно СТАНЕТ,
Сердце верить пускай не УСТАНЕТ -        однокорен. рифма
Рядом любящий Бог всеблагой!

Капслогом я выделила примитивные или некорректные рифмы и бедный язык. Стихи, впечатляющие по содержанию, написаны, к сожалению, методом рифмовки действий, которые сопровождаются авторскими пояснениями того, что происходит и даже завершаются моралью... Стихи хорошие, но не на высший балл.

Приведу еще один пример. Взят интереснейший (исторический) сюжет, написанный не лучшим для рассказа языком - с рваными фразами, которые могут быть понятны только при наличии авторского пояснения, что для живого рассказа в стихах, где автор стихов совсем не должен участвовать, не годится.

42. ГУЛАГ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ 

..Узников доставляли на кораблях в бухту Пёстрая дресва и если был шторм, то их просто выбрасывали за борт и ... кто оставался жив, уходил дальше в лагеря на этап... История, описанная в стихотворении, была рассказана мне лично одним из выживших участников тех страшных событий.

Волна, болтанка, сильный шторм, туман,
порывы ветра, люди наизнанку
и скрип зубов, молчащий капитан,
боец с винтовкой, СЛОВО КОМЕНДАНТУ!

"Дальстрой" на рейде, ПОЛНЫЙ перегруз,
вода на палубе, глаза пустые,
живая масса, гул и смерти вкус...
Вперёд! Всех за борт и слова немые...

Проклятья, стон, прощение, мольба...
Удары в спину, всплеск  и резкий выстрел,
лишь страх, вопросы к небу?.. Нет! Судьба!
Мгновения последние и мысли...

Счастливчик? Да! один, четыре, семь...
Могилы, трупы, отпечатки пальцев
и силы на исходе... Страшно всем!
Одно пристанище для всех страдальцев!

От ТЫСЯЧ СОТНИ, впереди этап...
ОТ СОТЕН В ГОД... Остатки - единицы!
Голодный, мрачный, северный ГУЛАГ!
И ужас в памяти... Навечно лица!

Согласитесь, что без авторской сноски этот рассказ может оставить недоумение - о чем стихи?

И, наконец, последний пример: в стихах есть всего одна выразительная сцена, но нет развернутого во времени сюжета:

45. ПОСЛЕДНИЕ МИНУТЫ... ГАЛИНА ЕВДОКИМОВА-КИСЕЛЁВА    

   Последние минуты - наглядеться не могла...
   Лицо родное, так бы и смотрела...
   Отпел священник милого, прощальные слова...
   Душа, сверкнув, на небо улетела...

   Последние минуты... и... рыдает тишина...
   Вдруг солнышко улыбкой озарило...
   Жена стоит, притихшая, белее полотна...
   Сердечко закололо и заныло...

   Соловушка, прочувствовав её тоску и боль,
   запел, заголосил за нею следом...
   Такого человека ей не встретить...вой...не вой...
   Он был прекрасным мужем, папой, дедом.

   Вся жизнь её в замужестве, мгновеньем пронеслась!
   Всегда вдвоём, везде, в жару и холод!...
   Был Север...Магадан...и Колыма...любовь и страсть...
   Но звал, манил домой родимый город...

   "Кицуня".../повторяет вновь/..."МодЕстушка, ты мой,
   как жить? как коротать мне дни и ночи?-
   с тобою я цвела... жила...за каменной стеной...
   Прощай"...целует, гладит мужа очи...

   Он был красив... военный... сед... и выправка, и стать...
   во всём надёжный... офицер...мужчина...
   стоит у края бездны, плача, бабушка и мать...
   и нежно гладит милого седины...

Помимо прочего здесь еще использован запретный прием записи - обилие знаков многоточие на тех местах, где автор не пожелал грамотно расставить нужные знаки препинания. И трагичность сцены здесь не оправдание многоточиям. Русский язык и возможности его пунктуационной записи настолько богаты, что позволяют передать все оттенки настроения установленным способом.

А теперь я приведу примеры нескольких стихов, на которые мне хочется обратить ваше внимание - прокомментировать их.

*******************************************************
3. МОСКОВСКАЯ БАЛЛАДА. ИРИНА ПАХОМОВА ВИКТОРОВА

Он в городе, что стал дешёвым китчем,
Любил смотреть на девушек-москвичек.
А вот одна в слезах, наверно, брошенка
По улице идёт, вниз по Остоженке.
Ей белый шарф, как и зима, - к лицу,
Спешит она к Бульварному кольцу.

И там, где продуктовый на ремонте,
Догнал её: «Гражданочка, постойте,
Позвольте, я представлюсь - поздороваюсь.
Глаза у Вас, как небо, бирюзовые.
И, кстати, есть билетик на концерт,
Куда - я не припомню, в общем, в центр».

А девушка вздохнет и улыбнётся,
Как будто из-за тучи выйдет солнце.
Московская зима, а день лазоревый,
Знакомился, не значит опозорен был.
Она сказала: «Извините, нет».
И выброшен был купленный билет.

Москва мечты, несбывшихся желаний.
Обложены сердца любовной данью.
Шаг сделать во дворы, как в омут прошлого,
Я здесь любил, я был людской горошиной.
И счастьем вдруг закружит, как в метель,
Москва моих надежд, моих потерь.

Понравился легкий, правильный и выразительный язык рассказа, жаль только, что сюжетная линяя слишком коротка, у неё нет развития - нет продолжения истории в прошлом или будущем. А в концовке вмешался автор со своими рассуждениями и жанр рассказа плавно перешел в жанр интимной лирики.

6. СТЕШКА. ГЕРА ШТОРМ   

Он бросает её куклу на пол, смотря в глаза
этой маленькой девочке, что поджимает губы.
Как могла она взять и ворваться в чужие судьбы?
Он родной здесь обоим, она же лишь по отцу,
говорят, что сестра. А вот друг во дворе сказал,
что отец станет сына любить на порядок меньше,
если дочь появилась. За это и мстит он Стеше,
наблюдая, как слёзы текут по её лицу.

Он не то чтобы враг ей, но точно не друг, не брат!
Никакой он не брат – это люди болтают просто!
У него-то отцовские скулы, медвежья поступь.
А у этой девчонки всего-то его глаза.
Да и то непохожи! Беспомощность в них и страх!
А отец никогда так не смотрит! Всё это враки!
Из-за сплетен мальчишка отчаянно лезет в драку,
потому что инаково правду не доказать.

Вот отец – простодушен, поверил, что Стешка дочь,
и в семью приволок, обронив: сиротою стала.
Санька злобу срывает, скрывая сыновью жалость –
мать белей потолка, молча ходит который день.
Как такое терпеть? Санька гонит «несчастье» прочь.
Он ей дергает косы, бросает игрушку на пол.
Та, забившись в углу, продолжает безмолвно плакать,
неумелыми пальцами нитку в иголку вдев.

Ей впервой зашивать грубый лён, собирать зерно
меж щелей половиц, поддевая иглою просо,
коим Стешкина мать Крупеничку набила в осень,
в аккурат к именинам, сказав: пусть хранит от бед.
А потом было горькое горе, черным-черно
в опустевшем без мамы, обугленном доме ветхом.
Гарь ещё не осела, в деревню чужак приехал.
Ей сказали: отец. Он девчонку прижал к себе.

…Санька злится. Не знает, что вскоре, родней сестры
никого не останется. Мать отойдет при родах
вместе с новорождённым. А там, не пройдет и года,
как война станет слать похоронки во все дома.
Им вдвоём предстоит в лёд замёрзшее просо грызть,
из потрёпанной куклы, спасая себя от смерти.
…Он сейчас её гонит, не ведая – в сорок третьем
Стешка, брата закрыв от бомбёжки, уйдёт сама.

Хочется отметить нестандартность модели строфы - октет аББсаДД, написанный  логаэдом 001 001 001 001 01 (4 анапест, 1 ямб). Форма сложная, но повествованию не мешает: читается история легко, все фразы четкие, без искусственных инверсий слов в предложениях. Нравится, как автор сразу же погрузил нас в жизнь персонажей: как в кино, где все самому можно увидеть и почувствовать обстановку. И еще: лексика этих стихов содержит разговорные выражения, но можно точно сказать, что в данном случае не автор слаб в литературном языке, а наоборот, он  тонко чувствует стиль и  сознательно использует специфический язык того времени и обстановки, о которых рассказывает. Отличная работа!

8. ПИСЬМА. НАТАЛЬЯ АЛЕКСЕЕВНА БИРЮКОВА 

– Какие письма?! Что ты, милый!
Помилуй, столько лет прошло!
Считал, что буду до могилы
хранить на память о былом?
Да я недолго горевала:
что с возу вон, то – из души...
А письма в печку побросала.
Как для растопки хороши! –

То вдруг в карманы спрячу руки,
то нервно их прижму к груди...
– Ну, что ты?.. как ты?.. дети?.. внуки?..
Неужто до сих пор один?.. –

Какой-то он не тот: потерян
иль потерявший – не пойму...
Зачем в мои толкнулся двери,
ему понятно – самому?.. 

Не перечитывая, знала
те письма вплоть до запятых.
Но как-то перегоревала,
боль ПЕРЕМАЛИВАЯ в СТИХ.     ?

Когда был нужен мне, он не был,
не стал опорой для меня...
А письма – пусть лежат. Ни хлеба
они не просят, ни огня...

Стихи как мгновенное погружение в ситуацию, без всяких там подсказок автора (он сказал, она ответила), как это было в стихах №7 Елены Андрюхиной. И сюжет включает в себя не одну сцену встречи, а дает нам развернутую картину отношений прошлых лет - историю отношений персонажей. Не поняла только слова ПЕРЕМАЛИВАЯ в строке "боль перемаливая в стих ". Может быть,  "перемалывая"? Да и "стих" вместо "стихи" - не нравится.

12. МИНТАЙ. ОЛЬГА ХВОРОСТ
 
Она казалась вечной, как скала,
А время тихо протекало мимо…
Ещё раз полюбить и стать любимой
Не захотела. Или не смогла.
Случилось так, что муж её Андрей,
С которым были счастливы когда-то,
Погиб от сыпняка в пятидесятом
В одном из  магаданских лагерей.
С его уходом стала жизнь пустой.
Не отложились в памяти Елены
Ни оттепель хрущёвского правленья,
Ни всесоюзный брежневский застой.
Ни Горбачёв с отметиной во  лбу,
Ни  Ельцин, ни его сменивший  Путин —
Как будто их и не было.  По сути
Муж  умер, а она жила в гробу,
Несла свой вдовий крест  десятки  лет...
Вот и сегодня о покойном муже:
« Намедни приходил ко мне Андрюша,
Просил купить минтая на обед —
Когда был жив, он так любил минтая...»
Ей скоро сто. Безумная? Святая?
Не знаю. У меня ответа нет!

Хорошие стихи. Мне кажется, Ольге Хворост жанр рассказа в стихах наиболее близок, мне посчастливилось прочитать много ее замечательных стихов - рассказов о жизни и непростых испытаниях, выпадавших на долю людей труда.

13. ПОЧТИ БАНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ. ЛЮБОВЬ ЛЕВИТИНА

Славянка – русокосая, румяная, она бы за границу ни ногой,
но муж увёз в края обетованные, с ребёнком. А потом ушёл к другой.
Растила, как могла, с лихвой намаялась, трудилась: помогала старикам.
Они ведь тоже, словно дети малые, доверчивы к заботливым рукам.
Сменялись дни – корявые и плавные. Зарплата – только выжить.
Ничего, сыночка подняла, а это главное. На свадьбу накопила для него.

Жаль, корни у невестки не в Европе и не в серых почвах русского села.
Коричневая роза Эфиопии коричневый бутончик родила.
Недолго миловалась эта парочка, экзотика и страсть сошли на нет.
Характер у обоих – не подарочек, и жёстко не совпал менталитет.
Разъехались искать себе любовь ещё, исчезли, как в тумане корабли,
забыли про кудрявое сокровище, что походя на свет произвели.

...Уж пять годков внучонку будет в мае-то. Наверное, удел её таков:
одной в чужой стране с кровинкой маяться и слушаться капризных стариков.
А на ночь смыть с лица печаль недавнюю, легко присесть на детскую кровать,
баюкая, глядеть в глаза миндальные, колечки на макушке целовать.
И всё не так уж плохо, всё и ладно, ей негоже быть в тревоге и тоске,
покуда мамой счастье шоколадное её зовёт на русском языке.

И снова - прекрасное изложение истории жизни, без всяких авторских пояснений (без этих "потом, затем, она решила, он подумал" и т.п.) - автор рисует картину жизни, а не перечисляет события. Отличная техника изложения рассказа.

14. ПОДРАНКИ. ТАТЬЯНА ШКОДИНА 2

Из всей семьи остались лишь они –
Две горьких сироты. Подранки. Сёстры.
Вдвоём. А между ними словно вёрсты -
Вражда легла чернее полыньи.

Поделен пополам отцовский дом
И жалкий скарб, оставленный в наследство…
Не разделить детдомовское детство,
Не убежать от боли босиком.

Две близких, искорёженных судьбы,
Две брошенки - оставлены мужьями.
Рожденных дочерей растили сами,
В своей ожесточенности грубы.

Для дочерей важнее зов родства,
Для них война сестёр – война чужая.
Они росли, раздор уничтожая,
Приняв плечо родного существа.

И всё же примирить никто не смог
«Сиамских близнецов», проклявших память,
Они могли друг друга только ранить,
Вливая злобу в общий кровоток.

В бессильном отрицании корней
Отринув им дарованное свыше…
Безумцы голос разума не слышат,
Друг друга убивая всё верней.

...Меньшая уходила тяжело –
Кричала и металась на постели…
И вскинулась, как будто на расстреле,
Почуяв смерти черное крыло.

Никто ей не вручил ключи от рая…
А через год ушла сестра другая.

Эти стихи уже однажды участвовали в каком-то из конкурсов ТМА.  И остались такими же удачными. Хороший язык изложения истории и умелое построение строфы, грамотный подбор звучания рифм и завершения мысли в конце строки и строфы (что очень важно при написании катренов с охватной рифмовкой).

15. Я ВИДЕЛА ПАДЕНИЕ ВО СНЕ. ИРИНА-СОВА   

Я видела падение во сне. (с)
И так - до бесконечности. Коленки
разбиты в кровь. А крылья на спине
так больно прорезались. Кинолентой
формата черно-белого мелькал
сумбурный фильм, победам посвященный,
где странный зверя-тренера оскал
заполнил всё пространство стадиона.

Бегу, СПРУЖИНЯСЬ. Падаю в прыжке...
Опять разгон и снова - неудача.
Боль РАЗБУДИЛА ТРАВМУ на ноге,
но я не плачу! Видит Бог - не плачу!
Итог случился - вышло наяву,
что так жестоко мучило ночами.
Я - Чемпион. И с этим я живу,
Но телевизор больше не включаю.

Ну ладно, хватит! Всё испортил Минск.
Да и сама... Не выиграть боялась...
Подушку подо мной приподними,
Да чтоб не соскользнуло одеяло.
Статью, как хочешь, так и назови.
Пусть - "26 годов лежит полено",
А лучше так:  "Не вышла из петли",
И снизу подпись:  Мухина Елена.

Интересный прием подачи рассказа в стихах - от первого лица говорит не автор, а персонаж его стихов - абсолютная чемпионка СССР по спортивной гимнастике Елена Мухина, умершая в декабре 2006 года. Прием интересный, а над изложением - речью персонажа - хочется еще поработать.

19. МОЛЧАНИЕ-ЗОЛОТО. ПОПОВА НАТАЛИЯ БОРИСОВНА

Как часто, напрочь истина когда забыта,
Мы остаёмся у разбитого корыта.

Начальник, секретарь, сотрудник как-то раз
Решили в парк пойти в обеденный свой час.
Покинув корпус, в парк отправились соседний
И на скамейке парковой втроём уселись.
А рядом урна НЕИЗБЕЖНАЯ стояла,
И лампа из неё ПРИВЕТЛИВО ТОРЧАЛА.

Из сказки детской Аладдина вспомнив вдруг,
Сотрудник лампу взял, потёр, большой испуг
На лицах всех присутствующих отразился,
Из лампы джинн-старик внезапно появился,
С бородкою, в чалме, в халате полосатом,
"О, что прикажите?"- промолвил джинн тот сладко.

"В Париж, в Париж,- заверещала секретарша,-
Там бутики, Парнас, там много, много шарма!"
"Париж, Париж, пускай Париж",- ответил Джинн,
Исчезла секретарша, КАК ВЕСЕННИЙ СПЛИН.

"А мне б на яхту, В ОКЕАНЫ, на Канары,
ЧтобЫ рыбалка, виски, девушка для пары."
"Канары, так Канары",- молвил шустрый джинн,
Сотрудник испарился, как ВЕСЕННИЙ СПЛИН.

"Ах, непорядок, нонсенс, дьявола печать!-
Взывал взволнованный начальник горячась-
Моё желание совсем, совсем простое:
Пусть на работе снова будут эти двое,
Как только время выйдет, кончится обед,
Прибудут оба пусть в мой личный кабинет."

Мораль сей басни, повторюсь, отнюдь не нОва:               (не новА)
Молчи, пока начальник не промолвит слова.

По сути это не рассказ, а притча, написанная по законам своего жанра, но можно рассматривать ее и как "рассказ в стихах" с фантастическим сюжетом. Если этот сюжет авторский, то - браво! - это достойная работа, а если - пересказ чужого, то уже не так интересно. Тем более, что язык пересказа оставляет желать лучшего, особенно фрагмент:"А рядом урна НЕИЗБЕЖНАЯ стояла, и лампа из неё ПРИВЕТЛИВО ТОРЧАЛА". Все прочие фразы - в пределах допустимого, хотя мастерством изложения  особо не радуют.

22. Я БУДУ ПОМНИТЬ ЭТОТ ДЕНЬ. ЕВГЕНИЙ ГЕРМАНОВИЧ КРЫСИН 
 
Я буду помнить этот день до дня кончины.
Июль над Грозным издевался как хотел,
а нашу «Волгу» бородатые мужчины
в засаде выждали и взяли на прицел.

Нас было пятеро – гражданских, безоружных,
атаку выскочивших нечем отразить,
и в плен попали мы все вместе ОЧЕНЬ ДРУЖНО,
в душе надеясь хоть часок ещё пожить.

Утрамбовав нас, словно кильки в банку – в «Волгу»,
один – за руль бандит, а рядом с ним – второй,
рванули с трассы и добычу в горы долго
они тащили, сзади следовал конвой.

О чём друзья мои грустили, я не знаю,
тогда и речь вести никто не знал о чём,
а бородатые смеялись, угрожая,
любой из них хотел быть нашим палачом.

Когда в горах уже, обобранных до нитки,
нас на колени сбили в ряд, чтоб расстрелять,
понятно стало мне – пора бы и попытки
хотя б какие-то для жизни предпринять.

И я затеял монолог пред этой бандой,
ОТВЛЕЧЬ СТАРАЯСЬ ИХ ОТСРОЧИТЬ ПРИГОВОР,
а там, глядишь, всё вдруг и сложится как надо,
живыми выскочим беде наперекор.

А те речам моим внимали, как ни странно.
О чём бубнил я им? Не помню, хоть убей!
Но, видно, выглядел уверенно и здраво,
и в диалог сумел втянуть троих зверей.

Язык и спас тогда меня и всю команду.
В горах нас бросили без денег и колёс.
Остались живы мы, но и хлебать баланду
в зиндане где-нибудь нам тоже не пришлось.

Годов минуло с той поры уже немало –
за два десяточка, но мысли иногда
блуждают в тех местах, где думал: всё пропало.
Владейте речью и живите, господа!

Еще один интересный вариант: рассказ от первого лица ведет сам автор, рассказывая реальную историю из своей жизни, то есть, являясь персонажем своей истории. Сюжет дан в развитии, имеет фабулу и развязку, богат событиями - конечно же, это - "рассказ в стихах"! Язык живой, разговорный, а не литературный, но все слова к месту - речь грамотная и выразительная. За исключением невразумительного согласования слов в строке "отвлечь стараясь их отсрочить приговор".

23. МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ. ВЕРА ДОРДИ

У магазина на ободранной скамеечке,
не замечая надвигавшейся грозы,
разговорились мужички о нашем времечке
под перезвоны колокольчика козы.
А продавщица у окошка — сонной мухою,
ей примелькался живописный колорит,
и переполнились глаза зелёной мукою,
и надоело, что деревня говорит:

— Нефтепродукты постоянно добываются          
и для кого-то превращаются в дворцы.
— А позабыл, Кузьмич? «Мечты у нас сбываются»,
но не за это же схоронены отцы!               
— Так нас с тобой, Степаныч, вроде не обидели.    
«Ведь это счастье, что в домах у вас тепло», —
провозгласил один из газовой обители.
— Так газа нет у нас!               
— Видать, не повезло.               
— И провести его, так это состояние,
а мне до пенсии дожить едва-едва.
«Национальное» кому-то «достояние»,
а деревенским не хватает на дрова.

— Но позаботились наказов исполнители,   
и перепало нам, Степаныч, доброты,
чтоб не подумали, что всё у нас похитили,
и убедились, что «сбываются мечты».
И разрешили нам валежника бесплатного
насобирать, и всё с заботою о нас.
Да не заметил я ответа адекватного,
когда в деревне, наконец-то, будет газ.

А продавщице разговоры бесполезные
сосредоточиться мешали на себе,
и зашумела: «Заболтались вы, болезные!»,
да пригорюнилась о собственной судьбе.
И побрели два элемента несознательных,
лишь колокольчик у козы звенел едва
и повторял, как будто в целях воспитательных:
«Мечты сбываются, сбываются, сбыва…»

Практически вся история построена на репликах персонажей, на прямой речи - это всегда задание повышенной трудности! Сделано неплохо: есть ощущение личного присутствия себя в этом конкретном деревенском магазине. Хотя, конечно, авторские подсказки о том, кто и что начал делать, и все избыточные союзы "И" в начале строк, заполняющие ритм - это не признак идеального качества исполнения.

24. ЖИЗНЕННЫЕ ОСИ... ЛЕТО ЛЁЛЯ 

В больничном парке дворник мёл листву,
А ветер всё спешил переиначить.
Ноябрь едва держался на плаву,
Теряя силы в двухнедельном плаче.
Дорога вереницею зонтов
Текла к воротам, лязгающим звонко.
Вороний крик сквозь марлю облаков
Назойливо долбил по перепонкам.

А люди шли... Молитвенный настрой
Верстал на суд небесный телеграммы.
Лишь только свет затеплится дневной –
Проснётся боль за тонкими дверями.
Здесь мир иной. Он соткан из минут,
Граничащих с концом или началом.
И всё плотней затягивает жгут
Привратник тьмы – дежурный двух вокзалов.

Она ещё плыла по молоку
Целебных снов и там была  счастливой.
А следом, оттеняя бледность скул,
Летел рассвет легко, неторопливо.
И внутреннее чувство новизны
Баюкало её и пеленало.
– «Вот так бы плыть до будущей весны...»
Поправлю плат, разглажу одеяло
И буду нежно гладить кисти рук
С прозрачной обезвоженною кожей.
В предчувствии мучительных разлук
С единственной, которой нет дороже.

Тревожный вскрик. – «Приснилось что-то, мам?»
В ответ улыбка, лучики морщинок.
– « Соседок отпустили по домам...
А мне приснилось платье из муслина.
То – синее, с большим воротником.
Ты помнишь? В мелких розах по подолу.
Сентябрь, а мы опаздываем в школу,
Отец смеётся, бант уже приколот... »

Обняв её, сглотнуть не в силах ком,
Смотрю в окно, где бьётся в стёкла голубь.
Мы обе знаем правду... Грех роптать:
Последний лист отбрасывает осень.
Земной любви святая благодать
Раскручивает жизненные оси.

А в чистом парке вьётся первый снег,
Пока не выстлана последняя дорога...
/ И слава Богу... /

Это тоже рассказ в стихах, хотя и похожий на интимную лирику. Автор рисует "пейзаж" - обстановку, где происходит действие, передает нам диалоги персонажей, делится с нами своими грустными мыслями - все, как в лирике. Но все же это история жизни с некоторой сюжетной линией. И пусть стихи находятся где-то посередине между лирикой и рассказом, но они вовлекают в сюжет читателя, потому что содержательны и глубоки.

25. НАСТЕНЬКА. ГАЛИНА ДОБРОВСКАЯ   

Здравствуй, Настенька, скоро весна.
Я вчера слышал звуки капели,
И земля уже дышит апрелем,
Только пашни изрыла война.
Нынче снился мне - в бликах весны
Старый сад наш и белые вишни,
Здесь у нас перед боем затишье,
Даже кажется - нету войны.
Сколько ж, Настя, здесь гибнет ребят,
Рвет война наши судьбы и рушит.
И я тоже немножечко трушу,
Так боюсь не увижу тебя...

Взрыв шальной раскроил небеса,
Он упал, прикрывая комбата.
Облаков белоснежная вата
Отразилась в застывших глазах.
Ей почудилось - скрип за спиной,
Холодок пробежал по запястьям,
Кто-то звал ее: "Настенька, Настя!"

И стучал все сильнее в окно.
Босиком через сени к двери,
Ставни скрипнули, будто запели,
Он пришёл к ней проститься в апреле
С алым всполохом первой зари.
Здравствуй, Настенька, вот и весна.
Помолчим, не буди ребятишек.
Пусть поспят они, рано им слишком
Знать еще, что такое война.

Еще один пример смешения жанров: написаны стихи одновременно и как гражданская или философская лирика в форме эпистолы - письма персонажа, и как рассказ с сюжетом. В сюжете есть два "действующих" персонажа: Настя, которой "чудится" солдат, и сам солдат, который пишет ей мысленное письмо с войны, в день своей гибели. В результате получился выразительный и грустный поэтический рассказ о войне.

27. ЛЁНЬКА. ИГОРЬ ПАЮСОВ 

Льёт в сапог ночная влага,
Шаг - пенёк, другой - коряга.
"Не сломать бы ноги,
Вот приду в землянку, лягу...",
Вдруг немецкий "кюбельваген"
Скачет по дороге.

Взрыв! В зубах чека зажата.
"Бей врага моя граната,
Как подушку девка!
Пусть услышит фриц проклятый
Ноты мести от солдата:
Пой, родная "эФка"!".

Двое насмерть! Третий в поле.
"Нет, не жить тебе на воле!" -
Сердце трепетало, -
"Мало ты принёс нам горя!"
И погнал, как самку кролик,
Лёнька генерала!
            
Немец в лес. Туда же Лёнька.              смена формы строфы
С глаз слезу смахнув тихонько,
Треплет, как щенка, вражину,               
Космы рвёт, да бьёт в грудину.
Плачет...  Скачет, как бесёнок!
Шутка ли? Война, ребёнок...

"Вот и всё. Настало время
Прочь прогнать чумное племя!
Видишь рядом ямку?
Перед Богом, перед всеми...", -
Выстрел, - "В ад гнилое семя,
Это, гад, за мамку!!!"...

Стихи посвящены пионеру - партизану Лёне Голикову, которому посмертно присвоено  звание Героя Советского Союза. Хорошо то, что автор не вмешивается в рассказ - не пересказывает события, а рисует картину происходящего. Плохо то, что, начиная с 4-ой строфы изменилась ее модель - стали другими рифменные окончания и размер в 3 и 6 строках. 

28. ЖИЗНЬ. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН 

Доро’гой жизни тащится старик.
Костыль-помощник сдерживает годы,
которые согнули мимоходом,
аж, в три погибели – вот он и сник.
Глаза в дорожную уткнулись грязь.
Идёт один, её не замечая,
и рад бы побыстрей дойти до края,
но не найти туда поводыря.

Жена и дети в первый день войны
погибли в доме под бомбёжкой вместе,
а он израненный, но жаждой мести
лечился, воевал до той весны,
когда с победою вернулся. НУ,
а там руины. Высушены слёзы –
война смогла... Жил, поднимал совхозы
и в память о родных мечтал страну
красивой сделать. Зацвела земля,
но вновь разруха – девяносто ПЕРВЫЙ.
Развалена страна, а там часть СЕРДЦА               рифма
(родных остался прах), и в тех полях
за лучший мир кровь пролита его.
НУ, а теперь идёт дорогой жизни
чужой для всех. Не будет даже тризны,
оставлен жить – во всём немой укор.
Идёт и безысходная тоска
в глазах застыла... Вдруг одна старуха,
взяв за руку, сказала что-то сухо
неведомое нам наверняка.

С надеждой вспыхнули его глаза,
и промелькнула в отблесках коса.

Содержание насыщенное, яркое, а техника исполнения слабая. Есть потери рифмы в охватной рифмовке (первый-сердца), есть слова- паразиты ("ну", "ну", "аж"). А еще - выбранная строфа-катрен с охватной рифмовкой хороша только в том случае, когда каждая смысловая часть укладывается в строку, а предложение заканчивается с концом строфы - без переносов в следующую  (как это отлично сделано в стихах №14 Татьяны Шкодиной). А в остальном - неплохо. Много интересных мыслей, насыщенное содержание.

32. НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ. НАДЕЖДА КАРАЕНЕВА 
 
Казённый дом... Расторгнут брак. Всё...  больше не жена.
Поймала взгляд.
- Ты, Женька! Как? Невесел... Седина...
- Да, поседеешь... Вот жену на днях  похоронил.
Детей пять душ, как в старину - поднять хватило б сил.
И мысль: "Такой вот не предаст... а он любил... и я..." 
Мы оба здесь - КАКОЙ КОНТРАСТ в сюжетах бытия.
- Прости... спешу...ты позвони...ну надо ж, - встретить здесь.
- Так рад тебе! Слезу смахни. Прорвемся! Шансы есть.

Еще не рассказ, но уже выразительная сценка. Зарисовка с диалогами, где до полноценного "рассказа в стихах" не хватает развития сюжетной линии.  Почему "контраст в сюжетах"? Не совсем к месту, мне кажется, это слово "контраст" здесь использовано...

40. НЕ ВЕРЬТЕ, ДЕВКИ! ЕЛЕНА ЗАОСТРОВЦЕВА   

Этим летом не судьба мне
Ждать сватов в Медовый Спас...
У господ гостил племянник:
Смугл, высок, зеленоглаз!
Повстречались у пруда мы
В ночь Купальницы-Любви...
Я ему: "Простите, барин..."
Он: "Серёжею зови!"
Уболтал, зеленоокий,
Слов навесил - как наград!
Слева, справа... ажно щёки
От наград его горят!

Он словами, как перстами,
Густы косы расплетал,
Ну а грудки - орденами
Золотыми покрывал.
А что чуть пониже грудок -
Шлейф роскошный, да в стихах! -
Королевой шла как будто,
Позабыв девичий страх.
А потом - как гром в ненастье:
"Не пеняй мне, милый друг!
Сам не ждал, да вот несчастье -
Вызывают в Петербург!"

Ох, зашлось моё сердечко!
Ох, сбежала кровь с ланит!
Как с берёзки по-над речкой,
В воду золото летит.
Знать, червонцев не дороже
Отгоревшая листва,
Знать, приснился мне Серёжа...
А слова... А что слова!
Чую, дело тут нечисто:
Не вернёшься к февралю -
Слов твоих сухие листья
Я коровушке скормлю!

Рассказ со стилизацией речи под фольклорную, с некоторой иронией. По-моему, по исполнению - отличная работа! А вот сюжетная линяя здесь короче, чем хотелось бы...

43. ПОЛЕ КУЛИКОВО! АРМЕН АВАНЕСОВ 

Большую  рать собрал шайтан - урус,
Мы как всегда сегодня их побьём,
Добра добуду много я копьем -
Совсем не бедным ворочусь в улус!
Богатая Москва нас вскоре ждёт,
Тогда смогу жену вторую взять,
Кто мне откажет - сотника я зять
И золоту я потеряю счет!
Пусть русичи все ростом как гора,
Но саблей я немало их срублю,
Конем давить их буду словно тлю.
Ну, в барабаны бьют, видать пора!
Не нападают русичи, а ждут,
Сейчас мы их накажем за мятеж -
Кровавую пробьем в рядах их брешь...
Ты посмотри, они мосты все жгут!
Как попаду теперь я в град Москву?
Как золото домой я повезу?
А серебро, меха и бирюзу?
Как нА тот берег я переплыву?                РУ
Мы атакуем, бей, коли, руби,
Их главный полк под натиском дрожит,
Жаль Челубея, славный был джигит,
Героем пал и тот урус убит!
Еще нажмем, гяуры побегут,
Из их голов мы сделаем курган,
Отличный из Мамая будет хан,
Жестокий, беспощадный, словно кнут!
Велик Аллах, их павшие опять
Ввязались в бой, и сзади в спину бьют,
Нет, русичи - какой то дикий люд -
Убить их трудно, но нельзя понять!
Все побежали сразу в степь, назад,
Наемники конечно впереди,
Неси мой конь, прошу, не подведи,
Неси скорей, куда глаза глядят!

Батальные стихи на историческую тему времен Куликовской битвы, причем, от лица персонажа из Орды, написанные с колоритными и сочными оборотами речи типа:
"Кто мне откажет - сотника я зять /и золоту я потеряю счет!",
"Пусть русичи все ростом как гора,/но саблей я немало их срублю,/конем давить их буду словно тлю",
"Нет, русичи - какой то дикий люд -/убить их трудно, но нельзя понять!" .
Что тут еще можно добавить - темпераментное и нестандартное изложение давних событий! ))

48. ДЕЛА ЛЮБОВНЫЕ. НИКОЛАЙ СЫРОМЯТНИКОВ
 
Не врут соседи – к Машке ходит хахаль,
Что делать? И ума не приложу.
Ну, надо же! Какая черепаха, -
Доверилась усатому моржу.

Электрик, Петька, пухленький, из ЖЭКа
В уме розетки, вольты, провода....
Вот если б он действительно кумекал,
Не подошел бы к Машке никогда.

Но я поговорю еще с Марией
Петровной... Что, мол, Маша, за дела,
Откуда это? Что за малярия?
Ты увлеклась... и как же ты смогла?

А с Петькой будет разговор особый,
Начищу клюв про первое число
Потом уволю, он такой способный -
Пусть дворника осилит ремесло.

А Машу бы повысить надо чинно,
Да хорошо бы премию вдвойне...
Не догадался раньше, дурачина,
Любовь жестока, - здесь, как на войне.

Прекрасные стихи комического жанра - ироничный, яркий язык, остроумные фразы. Рассказ ли это? Вряд ли. Скорее размышления персонажа (не обязательно - автора стихов). Стихи понравились, да жанр их не совсем тот...

52. ЧЕРЕЗ ДВЕ ВОЙНЫ. РЫЖАЯ ЛЯЛЯ   

 (стихи написаны от имени деда по его рассказам и по воспоминаниям мамы)

Нас провожали и стар, и млад. Жена крестила: «Живи, солдат!»
И – в бой, там лихо, там свет не мил, давили немцы, в плен угодил.
Когда по девять ушли в расстрел, я был десятым и уцелел.
Везёт кому-то – загадка жизнь, как хочет вертит, не убежишь.
Потом работы: окопы, лес, бежать хотелось нам позарез.
А фриц-охранник поил водой, кормил тушёнкой, был молодой,
Всё на гармошке губной играл, мы убежали, когда он спал.
Да, он был добрым – простой солдат, и пригодился нам автомат.
Ты извини нас в свой смертный час, ведь ваши танки давили нас.   
Мы пробирались в густой туман, минуя сопки, пришли к домам.
«Встречайте, братцы, ведь мы – свои». Передовая, опять бои.
Мы отступали, и снова плен, мечты и планы как будто в тлен.
Но помогли нам, спасли опять, и допросили, и воевать.

Год сорок пятый, а я живой: «Ну, всё, ребята, пора домой!»
Счастливый поезд Берлин-восток, как взрыв команда: «Солдаты, стоп».
Мы прокричали в ответ: «Ура!», а на платформе вещей гора:
Велосипеды, шелка, шмотьё – всё покидали, ну ё-моё!
И поезд мчится за далью даль понюхать порох страны Китай,
А за окошком  Байкал, леса, вся мощь России, как чудеса.
Нам на границе отдали честь: «Спасибо, братья, за то, что здесь.»
Опять в атаку, опять «Вперёд!» – семья потерпит, семья поймёт.
Ей привезу я из той страны с мешками риса конец войны.
На гимнастёрке есть две звезды, и мы с войною почти на «ты».
Мы победили в который раз, убитых лики глядят на нас,
Мы победили в себе себя, на части душу растеребя.

И возвращенье в сорок шестом - забытый город, родимый дом.
А по снежочку шла ребятня, и что-то вроде в них от меня.
«Скажите дяде, вы детки чьи?». И вдруг, как током – птенцы мои.
Малому год был, а дочке пять, когда позвали нас воевать.
Пять лет тянулись, как пятьдесят – в одной воронке и жизнь, и ад.
Война калечит, и водку пьёшь, стирая память, подсунув ложь.
Но хоть во сне ты меня спроси - остались Люди в Святой Руси,
И на колени я не вставал, любил Отчизну – так воевал.

Интересный и трагический рассказ фронтовика, чудом выжившего и вернувшегося домой с долгой войны. Содержание мне понравилось, а форма не очень: простейшая парная рифмовка строк в объемном стихотворении утомляет, мелодия их звучания кажется однообразной и производит впечатление зарифмованной прозы. Даже несмотря на то, что язык стихов правильный, богатый и точный.

54. ДРАМА В ПУТИ. ОЛЬГА ЗАМОТИНА ЯКОВЛЕВА   
 
Часы коротал за приятной беседой, а поезду долго идти.
Чудесный попутчик достался в соседи на несколько суток пути.
И с ним, седовласым подтянутым дедом, затронули множество тем.
Сказал мне, знакомясь, откуда он едет, а также куда и зачем.

"Успеть бы увидеться с внуками деду, всё чаще сердечко шалит,
А сыну всё некогда, сам к нему еду на пару недель погостить.

За спины не прячась, служил я Отчизне и выжил - лишь Богом храним,
Но главный успех, оправдание жизни - мой умный, единственный сын.
Он жил за границей, в немаленьком чине, а я по больницам, хворал.
И сына и внуков по этим причинам четырнадцать лет не видал".

Со всеми в вагоне старик подружился и будто бы стал не чужой.
Он щедро с людьми теплотою делился, с открытой и светлой душой.
Тихонько ночами в вагоне притихшем свои раскрывал мне мечты
О том, как он с сыном солдатам погибшим возложит с поклоном цветы.
Как будут подолгу сидеть вечерами - душевный вести разговор.
А рядышком внуки, и всех согревает сыновний семейный костёр.
Волнением деда народ проникался, и каждый с напутствием шёл.
Старик же всё чаще за сердце держался и клал под язык валидол.

Наш поезд стремительный ход замедляет. Виднеется Родина-мать,
И россыпью ярких огней привечает великий Герой - Волгоград!
И нет старика... Есть Великий Воитель! И с трепетом смотрим, без слов,
На ладно сидящий полковничий китель и полный набор орденов!
И вот уже сын старика обнимает; ухожен, высок, деловит,
И слышим: "Отец, извини, улетаем на Мальту, путёвка горит.
Нежданно случились в делах перемены, увидимся, всё впереди.
Мы вскоре тебя навестим непременно, хотя... в общем, спишемся, жди!"

Народ на перроне в смятении слушал, как сын наставляет отца,
Что взял ему номер в гостинице лучшей, музеев даёт адреса...
И понял ли сын жесткосердный? Едва ли... что чёрствостью бил наповал.
И руки отцовские мелко дрожали, когда он гостинцы вручал.
Гудок отправленья. Свидетели драмы, теснясь, проходили в вагон.
Друг друга, без слов, понимая глазами, понурые, как с похорон.
Сказать бы мне этому сыну... да толку..., проплыл за окошком вокзал...
Я - взрослый мужчина, взобравшись на полку, к стене отвернувшись, рыдал!
История эта для сердца оковы солдата со множеством ран.
И горькой слезою пополнится снова священный Мамаев Курган.

Еще одни объемные стихи с ярким, насыщенным содержанием, но звучат они лучше и легче для прочтения, чем предыдущие, благодаря перекрестной рифмовке катренов и чередованию мужских и женских рифм. По технике удручает только избыточность союзов "И" в начале строк во второй части стихотворения.

57. КАРАМЕЛЬКИ. АЛЛА РОМ

Сохранилась вчерашняя стать под заштопанным платьем:
Что подарено небом - не просто бесследно отнять,
Украшают часы из прошедшего века запястье,
Безмятежно листая судьбы незавидной тетрадь.

...Ангелок белокурый - любимая папина дочка -
Колокольчиком звонким повсюду звучал голосок,
Нашалится и спит, на коленях свернувшись клубочком,
Он кудряшки её заплетает в тугой колосок...

Разлетелись клочки киноленты со счастьем куда-то,
И любимые лица размыты осенним дождём,
И вчерашняя "Радость" сегодня обласкана матом,
А жестокое время назначено новым вождём.

Стала мужней женой. Полагалось воспитывать женщин
(Чтобы всякую вольность и смуту пресечь на корню)
В новом доме посредством неласковых слов и затрещин,
Дополнительной строчкой дописанных кем-то в меню.

Вместе с мужем косила на зорьке, ходила за плугом,
Домовой сердобольный качать помогал колыбель,
Оставаясь по сути единственным преданным другом,
Он дышал у плеча, кОгда в окна ломилась метель.             РУ

И хотя на столе не водилось несчитанных крошек,
"Не моё ремесло - говорила - других осуждать
И делить по мерилам своим на плохих и хороших...",
Улыбалась, как будто на Землю сошла благодать...

...Снился папа, вплетающий красную ленту в кудельки,
И соседский мальчишка, с которым мечтала дружить...
Под подушкой заначка - фруктовые две карамельки,
Всё богатство, которое ей удалось заслужить...

Равнодушная вечность умело ножом перочинным
Нарезает ячейки, и словно в архиве, хранит
Всё, что завтра забудется... Первый букет от мужчины
Неожиданной щедростью ляжет на чёрный гранит...

На мой взгляд, здесь полностью выполнено конкурсное задание - и насыщенный, последовательный и внятный рассказ о жизни конкретного человека, и все приметы жанра "рассказа в стихах" присутствуют, и язык рассказа не просто внятный и  грамотный, но еще и язык поэзии (есть сравнения, эпитеты, метафоры). Прекрасная работа!

*****************************************************

Этих примеров достаточно.  В пакете из 60 стихотворений, почти все показались мне интересными, достойными того, чтобы их разобрать в статье, но невозможно удлинять ее до бесконечности. Самые характерные моменты, мне кажется, я вам показала. Не знаю, как вам, а мне этот конкурс понравился. Судить его было сложно, но очень интересно! Спасибо всем, кто прислал нам свои стихи!

С уважением, Ваша Алкора, 24.05.19