Девушка с жемчужной серёжкой

Вадим Константинов 2
                На матовой поверхности
                Холста
                Такая трепетность живая
                РазлитА!..

                Такая гамма скрыта
                Цветовая!..

                Что даже до конца
                Не постигая
                Подтекст картины...

                И сюжетную канву...
               
                Ты, созерцатель,
                Грезишь наяву!..
                06.06.2009.


                Нет, не жемчужная серёжка...

                А сама
                Её хозяйка...

                Что прелестна очень...

                Своим явлением
                Сведёт нас всех
                С ума...

                И навсегда к себе привяжет...

                Коль захочет?!..
                25.05.2019.




Картина гениального портретиста Яна Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой» без лишних сомнений — самая известная картина голландского живописца и один из самых изысканных шедевров живописи эпохи барокко. Главная привлекательность этого уникального полотна, написанного маслом, в ее чарующей загадочности, лаконичной простоте и непринужденной естественности поворота лица этой милой красавицы.
На полотне кисть художника запечатлела миловидную девушку приблизительно четырнадцатилетнего возраста. Она одета в невероятно скоромную коричневато-желтую верхнюю одежду с ослепительно белым воротничком, на хрупкой голове — экзотический восточный тюрбан турецкого стиля, а чуть выше воротника огромного размера жемчужина каплевидной формы, давшая название этому полотну.

Темный, практически черный фон ранее был экзотического темно-зеленого цвета, которого Вермеер добился при помощи смешения красок индиго и резедовой жёлтой, нанесенных на изначальный черный.
Одновременно живописец разделил второй план на неравные по размерам треугольники, и этот геометрический рисунок задает определенный ритм всему полотну, особым образом выделяя светлое пятно лица и загадочное выражение девушки с приоткрытым чувственным ртом.
Безымянная красавица запечатлена в тот естественный и неуловимый момент, когда непринужденно поворачивается и смотрит на художника, словно собираясь рассказать о чем-то. Ее губы приоткрыты и слова замерли, еще не сказанными. Взгляд ищет глаза собеседника и желает поведать какую-то тайну. Мерцающий манящий цвет жемчужины повторяется в белизне воротничка, белках глаз девушки и на ее пухлой нижней губе.
Необычен для голландских портретов головной убор красавицы, состоящий из двух частей разных цветов. Синяя ткань плотно облегает голову, повторяя естественные хрупкие формы и нежный овал юной девушки.
Желтая ткань тюрбана, сочетающаяся по цвету с одеждой, спадает с макушки свободными волнами, создавая ощущение свободы и непринужденности изображенного момента.
Самым ярким и притягательным элементом шедевра является жемчужина, которая служит своеобразным смысловым пятном. Жемчуг таких размеров должен был стоить огромного состояния, но скромная одежда и противоречит роскоши украшения, а  детско-наивное выражения лица подчеркивает сравнение девушки с драгоценным камнем.
Время было немилосердно к картине — чудесный оттенок не сохранился, а многочисленные трещины покрыли все полотно. Тем не менее изящное изображение юной красавицы Севера, именуемой голландской Моной Лизой, продолжает пленять сердца, умы и воображение ценителей изобразительного искусства и многочисленных посетителей музея Маурицхёйс.