Пренессанс - условия перехода от Соврем. искусства

Август Май
Пренессанс: усовия перехода от Современного искусства
06:12
Публикация номер 4745

психологи знают, но немногие поэты достают учёные книжки, вникают в мир диссертаций, нам легче десерт, а чувства самые тонкие имеют вполне грубые механизмы, скажем, заметные лишь при сосредоточенном самонаблюдении - скажем, наше зрение очень хитрое, нейронные сети нашего мозга беспрерывно достраивают перманентный поток восприятия, на самом деле, скажем, от глаз идёт поток, который мозг фильтрует, убирая повторяющееся и достраивая упускаемое либо на основании аналогии, либо на основании  бессознательных предположений, так что уже в зрительном образе идёт основателтное конструирование, а мозг ведёт такую кипучую деятельность по всем направлениям, предоставляя Я возможность в сознании оперировать лишь необходимым.
художники всегда стараются заглядывать в тайную кухню и кузню мозга, чтоб сделать медиатор для струнок читательского восприятия, проверяя их на себе, у талантливого - удачно,  бесталанный даже не чувствует вовсе различий между осознаваемым и подсознательным, складывает куски материала, как ребенок кубики, конечно, в отличие от ребёнка не чувствуя ничего.
в живописи зритель бесчувственный не замечает техники художника, которая заставляет его, вернее, чувствительного зрителя, испытывать передавемые произведением чувства, понимать смыслы, бесчувственный зритель тупо принимает критерий правдополобия и внешнего сходства, лишь при нужде делая вид какого-то понимания.
модернизм начался с попыток скрытые приёмы делать явными, для передачи более широкого спектра чувств и настроений, модернисты почувствовали в некотором безобразии их современности обнажения прежде скрытых ресурсов человека, того, что легко всеми ощущается, как собственное отличие от человека прошлого,
в некотором смысле художник ощутил в чувстенном мире некий аналог политического, эти идеалы свободы и человечности, лишь иные из-за основы полезности, то есть и корысти, сами себя и отрицающие, тогда как в искусстве момент полезности преображается из движущегося в предмет, объект.
модернист увидел нового человека, отчасти и таким, каким он себя осознавал, но отчасти и таким, каким он был действительно.
перемены в человеческом мире, человеку бесчувственному видящиеся как абсолютно внешние, ни в коем случае не затрагивающие природу человека, художнику виделись как сущностные, и он искал средства выражения этой новизны.
чешский теоретик искусства Шабоук в семидесятых годах издал популярную книгу, где назвал харктерный приём в живописи модерна интервалом - это зрительное отклонение изображения от реального, имевшийся в классике в пределах незаметности для зрителя, в известном изменении форм и цвета, воссоздающем верную форму восприятия - наподобие, скажем, необходимости изображать диск луны большего градуса, чем реальный.
модернисты почти сразу стали гиперболизировать эту технику, стараясь найти соедство выражения всех чувств до предельно тонких, предельно  глубоких, предельно сильных, но так же и для более верного выражения так сказать обыкновенных, нормальных чувств.
сегодня в среде артбезграмотной публики, в себе этого совершенно не чувствующей, неприятие авангарда принципиально, по большей части также из-за предрассудков и индивидной бесчувстенности, абстракционизм совершенно не воспринимается, вообще, каждое авангардное направление наделяется претензией сответствия буквальности, элиминируя их выразительные задачи и средства.
видимо, инерция чрезмерно для индивида стремительно изменяющегося во всех отношениях общества не позволяет индивиду использовать собственную личностную изменяемую условности чувственность для взгляда на соответствующую ей систему художественного выражения.
человек сершенно не успевает осознавать свои собственные особенности,
степень его предрассудков доводит его  до серьёзных противоречий с самим собой, напоминающих вполне психиатрические, конечно, делая понятие здравого смысла как руководящее качество сомнительным во всех сферах жизни, а в восприятии искусства абсолютно ложным, заставляя всю психику, старающуюся перестраиваться в соответствии с меняющимися реалиями, искажаться.
пожалуй, теория относительности, её место в обыденном сознании, - характерный пример явного несответствия, причём, ещё в начале второй половины прошлого века бытовые разговоры об "ошибочности" этой физической теории,  вызванные именно явным несоответствием самого обыденного представления  повышению уровня грамотности, стали свидетельством и о необходимости самим художникам осознать завершение модернизма не как необходимости возврата к "правильному" искусству, а как необходимость отказа от обыденных представлений и предрассудков.

именно такие напряжения в обществе и личности есть внутренняя сторона сложности перехода от модернизма к новой системе художестенных представлений, к необходимости осознания наличности новой культуры, не говоря о внешних факторах.

можно ещё долго отрицать перемены, уже обозначенные и ещё лишь на двигающиеся, но это лишь будет движением в поступательном потоке задом вперёд.

авангард довёл армию искусства до поля сражения, и теперь генералам и солдатам надо готовиться к поражениям и победам, оставив арьергардные полки подбирать плоды этих поражений и побед.
Таково надлежащее состояние начала новой эпохи, так же проливающее тонкий лучик света на наименование его - Пренессанс - нечто грандиозное и принципиальное, поворотное.

                27 мая 2019 года примерно 07:30

***