(Из тетр. «Коллекционные цитаты»)
Вот прилепился к ряду моих расхожих понятий такой образ, мною же придуманный, как «востроглазый Тургенев»; почему, не знаю, – потому, наверное, что он единственный из русских прозаиков, кто так пристально, через увеличительное стекло художественной правды наблюдал живую природу и так живописно рисовал словами её характерные штрихи; а что касается персонажей, как главных, так и проходных, то редко обходился от обрисовок их глаз… Обратимся к примерам.
«…белки ее (Сары) больших и длинных глаз…» («Жид»);
«…бледные серые глазки (у начальника охранной полиции Клода …») («Казнь Тропмана»);
«…большие беспокойные серые глаза…» («Певцы»);
«…большие зеленоватые глаза (у Базарова)…» («Отцы и дети»);
«…большие неподвижные глаза …» («Контора»);
«…большие серые глаза навыкате…» («Татьяна Борисовна и её племянник»);
«…большие темные глаза…» (Однодворец Овсяников»);
«…большие тихие глаза…» («Бежин луг»);
«…большие холодные глаза (у Зинаиды)… («Первая любовь»);
«…большие честные глаза (у Егора)… («Поездка в Полесье»);
«…большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза (у Кости)…» («Бежин луг»);
«…беспокойные глаза…» («Бирюк»);
«…воспалённые глазки (у Пунина)…» («Пунин и Бабурин»);
«…вытаращил глаза…» («Контора»);
«…выразительные…кроткие глаза (у Елизаветы Кирилловны)…» («Дневник лишнего человека»);
«…глаза беспокойно забегали…» («Петр Петрович Каратаев»);
«…глаза большие и грустные…» («Ермолай и мельничиха»);
«…глаза большие, светлые и пугливые…» («Свидание»);
«…глаза быстрые. быстрые, та и горят, как у кота (у Лукьяныча)…» («Три встречи»);
«…глаза были красны и влажны… («Касьян с Красивой Мечи»;
«…глаза голубые, навыкате (у Лаврецкого)…» («Дворянское гнездо»);
«…глаза, как у райской птицы (у Эмили)… («История лейтенанта Ергунова»);
«…глаза косятся и лезут вон…» («Мой сосед Радилов»);
«…глаза навыкате…» («Контора»);
«…глаза серые…» («Бежин луг»);
«…глаза серые, небольшие (у Давыда)…» («Часы»);
«…глаза так и сияли счастьем…» («Певцы»);
«…глаза-то у него такие славные, светлые…». («Реформатор и русский немец» (“Незавершённое”));
«…глаза у него загорелись…» («Бирюк»);
«…глазки желтенькие…» («Малиновая вода»);
«…глазки засияли…» («Мой сосед Радилов»);
«…голубенькие глазки (у случайной спутницы незнакомца)…» («Три встречи»);
«…голубые глаза навыкат (у князя Л.)…» («Старые портреты»);
«…голубые глазки (у mademoiselle Sophie)…» («Странная история»);
«…голубые глазки (у Мартына Петровича)…» («Степной король Лир»);
«…его (Литвинова) карие, с желтизной, большие, выразительные глаза…» («Дым»);
«…едва заметные глазки…» («Касьян с Красивой Мечи»;
«…жидкий блеск в быстрых темно-синих глазах (у Рудина)…» («Рудин»);
«…заплывшие глаза (у Бамбаева)…» («Дым»);
«…злые глаза (на старых портретах)…» («Три встречи»);
«…карие глаза (у князя N)… («Дневник лишнего человека»);
«…карие глаза (у незнакомца)…» («Три встречи»);
«…карие глаза, небольшие, но умные, ясные и живые…» («Мой сосед Радилов»);
«…карие, очень живые глазки (у Паклина)…» («Новь»);
«…крошечные глазки…» («Контора»);
«…крошечные голубые глазки (у Харлова)…» («Степной король Лир»);
«…крошечные молочно-серые глазки (у Александра Иваныча)…» («Свидание»);
«…крошечными рыжие глазки (у Гиршеля)…» («Жид»);
«…круглые глаза (у Кукшиной)…» («Отцы и дети»);
«… круглые, тусклые глазки (у Латкина)…» («Часы»);
«…лицо как у лисицы, нос шилом; глаза карие, светлые, тоже как у лисицы (у Пучкова)… («Часы»);
«…маленькие глаза…» («Контора»);
«…маленькие глазки…» (дважды!) («Хорь и Калиныч»);
«…маленькие голубые глаза…» («Бурмистр»);
«…маленькие жёлтые глазки…» («Певцы» ?);
«…маленькие карие глаза (у Паклина)…» («Новь / Черновик»);
«…маленькие, светлые, голубые глаза (у Наума Иванова)…» («Полстоялый двор»);
«…маленькие серые глазки (у отца Алексея)…» («Рассказ отца Алексея»);
«…маленькие тусклые глазенки (у Петра, слуги) …» («Отцы и дети»);
«… медленно моргавшие глаза…» («Касьян с Красивой Мечи»;
«…мутно-сладкие глазки (у некоего молодого человека)…» («Три встречи»);
«…мышиные глазки…» («Ермолай и мельничиха»);
«… небольшие глаза (у Теглева)… (« Стук… Cтук… Cтук!…»);
«…небольшие карие глаза…» («Бирюк»);
«…небольшие карие глазки…» («Льгов»);
«…небольшие серые глаза (у Бабурина)…» («Пунин и Бабурин»);
«…небольшие серые глазки (у Берсенева…» («Накануне»);
«…неподвижные хищные глаза (у безымянного коменданта тюрьмы)…» («Казнь Тропмана»);
«…огромные глаза…» («Бежин луг»);
«…очень живые глазки (у Телегина)…» («Старые портреты»);
«…печальные глаза (у Лукьяныча)…» («Три встречи»);
«…поросячьи глаза (у дворового парня)…» («Три встречи»);
«… прекрасные голубые глаза…» («Лебедянь»);
«… проворно моргал глазками…» («Контора»);
«…рысьи глазки Ермолая…» («Льгов»);
«…светло-голубые глаза…» («Хорь и Калиныч»);
«…светло-серые небольшие глаза (у Василия Фомича)… («Бригадир»);
«…светлые глазки (у zuckerp;ppchen Эмили*)…» («История лейтенанта Ергунова»);
* alias** Фридерики Бенгель.
**иначе (лат.)
«…светлые, карие глаза…» («Бурмистр»);
«…свиные угрюмые глазки (у Вонифатия)…» («Первая любовь»;
«… серые глазки (у Давыда)…» («Часы»);
«…сладкие карие глаза (у Шубина) («Накануне»);
«…с тёмным лицом и свинцом под глазами…» («Уездный лекарь»);
«…съёженные глазки (у “Огурца”)…» («Бригадир»);
«…съёженные глазки…» («Малиновая вода»);
«…тёмные глаза… эти счастливые глаза (у незнакомки)…» («Три встречи»);
«…тёмные глазки (у казнённого Тропмана…)» («Казнь Тропмана»);
«…толстое, коротконогое созданьице (о рисованной фигуре Чичикова) с крошечными глазками…» («Современные заметки» <1847>);
«…угрюмые свиные глазки…» (у мадам Фритче). («История лейтенанта Ергунова»);
«…чёрные большие глаза (у незнакомки)…» («Три встречи»);
#
Повествователь не может удержаться от прекрасной метафоры даже описывая небо: «…из-за раздвинутых туч показывалась глазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз» («Свидание»);
#
А вот как мастер рисует портрет Белинского: «Я не видал глаз более прелестных, чем у Белинского. Голубые, с золотыми искорками в глубине зрачков, эти глаза, в обычное время полузакрытые ресницами, расширялись и сверкали в минуты воодушевления; в минуты веселости взгляд их принимал пленительное выражение приветливой доброты и беспечного счастья». («Воспоминания о Белинском» <1869>)
#
Тургенев о Гоголе (1851):
«В небольших карих глазах искрилась по временам веселость — именно веселость, а не насмешливость; но вообще взгляд их казался усталым».
#
Об альбоме рисунков А.А. Агина, изданном в 1847 г.: “Сто рисунков к „Мертвым душам“: «…главный промах — фигура Чичикова. Это толстое, коротконогое созданьице, вечно одетое в черный фрак, с крошечными глазками, пухлым лицом и курносым носом, — Чичиков? да помилуйте, Гоголь же сам нам говорит, что Чичиков был ни тонок, ни толст, ни безобразен, ни красив. Чичиков весьма благовиден и благонамерен; в нем решительно нет ничего резкого и даже особенного, а между тем он весь с ног до головы — Чичиков.
#
А теперь, в завершение наших выписок, отметим, что рисуемые автором глаза героя или антигероя выглядят как бы «отдельно» от их натуры, то есть крайне редко увязываются с их же психологическим портретом, как это, скажем, характерно для прозы Бальзака; в бальзаковских текстах глаза персонажей всегда, и это правило без исключений, в гармоничном единстве с их духом и душевным настроем…