Читатели и зрители могут по желанию включить в это

Михаил Просперо
http://www.stihi.ru/2019/06/06/2272 заметка 8
*

Читатели и зрители могут продолжить интермедию "Тени" по своему усмотрению, или подождать, пока профессиональные режиссеры преобразуют пометки в рукописи "Поэмы без героя" Анны Ахматовой в формат, доступный для просмотра в Интернете через телефонный аппарат. Анна Андреевна очень хотела сделать нечто современное, говорила и писала о "пересоздании Первой части поэмы в новое произведение на стыке различных видов и форм искусств: поэзии, прозы, музыки, пения, танца с «кадрами» кинематографа (в одной из ремарок Списка прямо сказано: кино ползет).
(Это документальное свидетельство по тексту http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6608.php ,  "Наше Наследие" № 66 2003.)
К самой же интермедии, на уровне примечаний, в ряде черновых набросков развернут конспект возможного киномонтажа:
«В окна “Бюро Добычиной” смотрят, навязчиво мелькая, ожившие портреты:
Шаляпин в шубе,
Мейерхольд (Григорьева),
А.Павлова — Лебедь,
Тамара Карсавина — Саломея,
Ахматова Альтмана,
Лурье Митурича,
Кузмин,
Мандельштам Митурича,
Гумилев Гончаровой,
Блок Сомова,
молодой Стравинский,
Велимир I,
Маяковский на мосту,
видно, как Городецкий, Есенин, Клюев, Клычков пляшут “русскую”,
там башня Вяч. Иванова (есть Фауст, казнь)
будущая bienheureuse Marie {блаженная Мария (фр.) — Св.К.} — Лиза Караваева читает “Скифские черепки”.
Все смутно, отдалено — еще не случилось, но в музыке уже все живет…
Судьба в виде шарманщика предсказывает всем будущее: оно возникает в большом, зеленом мутном зеркале.
(Марина встречает 1913 год у Чацкиной — “Нездешний вечер”.)
Фауста уводит Мефистофель.
Дон Жуан проваливается вместе с Командором,
Блока уводят какие-то 12 чел.,
М{ейерхольда} — двое.
Тут можно дать так давно рвущуюся — царскосельскую античность и открытую мною доязыческую Русь (в музыке, в живописи — Рерих, в поэзии — Хлебников, “Ярь” и т.д.).
Шаляпин может видеть свои похороны (слава).
Многие свои мансарды, другие… О. — Психея-жизнь с бабочкиными нелетными крылышками в горячем желтом сиянии и с факелом свободных песнопений ведет всех через времена, автор в Фонтанном Доме не спит трехсотую ночь.

Читатели и зрители могут по желанию включить в это избранное общество всех, кого захотят.

Напр., Распутина, которому Судьба (в виде шарманщика) показывает его убийство. Вырубову, дипломатов того времени, себя самих, если они достаточно стары.
Последним к шарманщику подходит двойник драгуна.
Гаснет свет, и он видит на экране сцену, дважды описанную в моей поэме» ( РГАЛИ. Ф.13. РТ 104. Л.3 об, 2 об, 5).
*
Вот так вот простенько можно представить в тенях даже себя самих, если вы  достаточно стары. Ну и если достаточно выпили в "Бродячей собаке" для вдохновения.



http://www.stihi.ru/2019/06/08/6611 заметка 10