Степная антология

Кешет Голдберг
Территория нашей страны богата степными зонами. Степью принято называть обширную местность с травянистой растительностью, с особым климатом и определённым животным миром. Иногда отмечается присутствие небольшой численности деревьев. Зато кустарники и разнотравье всегда в изобилии, а цветущие равнины всегда поражают необыкновенной красотой. Конечно, зона чернозёмных степей активно используется в хозяйственной деятельности людей, что не всегда можно назвать положительной. Если заглянуть в справочники, то можно прочесть о видовом разнообразии степей: луговая с разнотравьем, пустынная с изобилием полыни, ковыльная и даже горная. Не удивительно, что писатели, вдохновлённые степными пейзажами, часто обращают свой взор именно на них, создавая прекрасные произведения.

Вспомните «Тихий Дон» Михаила Шолохова, подарившего нам столько великолепия, что дух захватывало при чтении:

«Степь родимая!.. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!»

И мне приходилось проезжать по степной зоне. Не решился описать свои впечатления, но очень много читал и восхищался красотой звучания стихов и прозы. Буквально недавно перечитывал Михаила Юрьевича Лермонтова. Покоряет его чувственное неравнодушие, ведь написал он немало стихов, упоминая степь:

Кто в утро зимнее, когда валит
Пушистый снег, и красная заря
На  степь  седую с трепетом глядит,
Внимал колоколам монастыря... («Кто в утро зимнее...»)

Три ночи я провел без сна — в тоске,
В молитве, на коленах —  степь  и небо
Мне были храмом, алтарем курган... («Три ночи я провел без сна»)

А это строки Петра Вяземского о степи из стихотворения «Бесконечная Россия»:

Степь широко на просторе
Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.
Цепенеет воздух сжатый,
Не пахнет на душный день...

Или вот ещё - «Степь» Ивана Сурикова:
...Едешь, едешь, —  степь  да небо, —
 Степь, все  степь , как море...

Алексей Кольцов сравнивает степь с «золотой рекой»:

...А кругом лежит
 Степь  широкая,
И стоит по ней
Тишь глубокая…
Ковылём густым.

Юлия Друнина «В степи» передала свои ощущения такими чувственными строками:

Гладит голые плечи
Суховей горячо.
Ошалевший кузнечик
Мне взлетел на плечо...

...Я боюсь шевельнуться,
Я доверьем горда.
 Степь  - как медное блюдце.
Что блеснуло? Вода!

Константин Бальмонт:
 
Точно призрак умирающий,
На степи ковыль качается,
Смотрит месяц догорающий,
Белой тучкой омрачается... («Ковыль»)

Максимилиан Волошин: 

...По ветру лоснится ковыль;
Что может быть нежней, чем пыль
Степной разъезженной дороги?..
На бурый стелется ковёр
Полдневный пламень, сух и ясен...
("Опять бреду я босоногий". Из цикла «Киммерийская весна»)

Иван Бунин:
Веет утро прохладой степною…
Тишина, тишина на полях!
Заросла повиликой-травою
Полевая дорога в хлебах... («На просёлке»)

Конечно же, я не могу не сказать немного и о наших современниках, чьи стихи мне понравились. Незабываемы строки Риммы Ханиновой, замечательной калмыцкой поэтессы, прозаика, драматурга, переводчика, журналиста, литературоведа:

...Им снилась степь в раздолье ковыля
В весеннем мареве родимая земля,
Им слышалася жаворонка трель -
Природы пробуждения свирель…(1991 г.)

К сожалению, нет времени для просмотра огромного количества современных авторов, писавших о степи. Выбор огромный - 20 млн. результатов в Инете... И вокруг  множество великолепных строк, покоряющих сразу: «Степь...Раздолье и ширь. Миражи и простор. Седовласый ковыль И тюльпанов ковёр...» (Ольга Бугримова, «Степь», 2008 г.).

В стихах Зои Сергеевой необыкновенная чувственная степная стихия, где «степь  цветет весной, полыхает вся» («Хороша ты, степь, степь раздольная», 2014). Не менее прекрасны «Степные кони»:

Степь да степь, ветер клонит ковыль,
жар полуденный густ здесь и звонок,
под ногами клубится лишь пыль,
да поет в небесах жаворонок... (2013 г.)

Почему-то захотелось повторить вопрос из замечательного стихотворения Елены Казанцевой: «А жили вы когда-нибудь в степи?»

...Вы видели, когда вся степь цветет?
Пусть срок короткий, но зато запомнишь.
Там сотни красок, так душа поет!
Ты сердце этой красотой наполнишь.

Ковры тюльпанов - глаз не отвести,
И каждый цветик в них неповторимый!
Ковыль морские выстелил пути,
Акаций аромат - и все едино!..

(© Copyright: Елена Казанцева 4, 2014
Свидетельство о публикации №114070502715)


Понятно, что иногда кому-то хочется присоединиться к понравившимся мыслям в стихах других авторов и высказать своё видение по теме, повторяя некоторые фразы.  Многим это удаётся сделать неповторимо. И вовсе не страшно, что таких авторов много. 

Приведу пример некоторых найденных мною в Инете самых частых цитат и словосочетаний в стихах о степи. Ниже перечислены авторы, которые раньше всех употребили строки, позднее, понравившиеся другим (допускаю вероятность и более ранних вариантов):

И. Бунин – «Бледнеет ночь... Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее...» (1888 г.)

Р. Ханинова – «степь в раздолье ковыля», 1991 г.

И. Гецен – «воздушное безе из облаков...», 2010 г.

А. Аверина – «а солнце – раскаленная плита...», 2015 г.

Кирш Ли – «объятья рук смыкают небеса», 2016 г.

Tessa – «Морось туманная,сыростью дышит, Капельки с веток свисают каймой...» 

Т. Стомахина – «растаяла миражность...», 2010 г.

Т. Синдеева-Бурова – «Я по степи сухой, бескрайней...», 2016 г.


Post scriptum:

В заключение расскажу об одном факте, который касается именно моих прозаических миниатюр. Прошу обратить внимание на то, что не считаю свои миниатюры критикой, а просто сообщаю некую информацию о поэтах прошлого, давших толчок к развитию современной поэзии, и высказываю своё мнение. Это не запрещено Правилами сайта. 
 
Итак, облюбовала мою страницу некая сударыня с претензиями на собственную гениальность. Лауреату международных платных публикаций не понравились мои прозаические миниатюры. Прямо об этом не сказала, а скрысятничала. Вначале посылала своих друзей «на разборки», потом сама присоединилась к одной такой рецензии:

«Прочла и убедилась, как страстно товарищ рылся в моих стихах - польщена, ибо такое пристальное внимание означает только одно - зацепило... А вся остальная, якобы "умная" писанина данного автора - хрень полная... Ибо - а судьи кто? Неумение писать - не повод для перекваллификации в критика... Паршивенького, кстати...»

Написала гадость, порадовалась. Спустя некоторое время быстрёхонько удалила свою мелкую пакость, написанную с грамматическими ошибками. Мне это показалось забавным, и я решил заглянуть к ней на страницу, чтобы внимательнее почитать «выставленные» шедевры. Самому стало интересно: когда же я был «пристально внимателен», чем «польстил» и в чём же «порылся»? Хотя, если так «паршивенько», чего обращать внимание и со своими странными комментариями встревать? И тут я всё понял, что именно «зецепило», но отнюдь не меня. Далеко ходить не пришлось. Мои догадки подтвердились, особенно после прочтения некоего злобного «творения». Мгновенно удалённая рецензия одного неравнодушного автора на это стихо довершила мои размышления. Не удалась попытка сударыни оправдаться в непонимании сути использованной цитаты в этом стихо. Не помог и заимствованный дословно из Инета,  огромный ответный текст, преподнесённый как собственная мысль. Понятно, что работа над стишками идёт по этому же сценарию, но с заменой некоторых слов из понравившихся цитат своими словами, иногда и не к месту.

На этом завершилось моё знакомство с «творчеством» поэтессы, которая очень хотела обратить на себя внимание таким странным способом. Копаться было не в чем – всё  "выставлено", а тем более, льстить ей. Я уже понял, что не понравившееся кем-то высказанное мнение, принимается сударыней за критику и жаждой пришибить критикана. Прошу учесть: не критикую, не даю рекомендаций, не правлю ошибки. Но в данном случае своё мнение тем, кто напросился на комплимент, тоже имею право высказать. 
 
Чуть не забыл! И у сударыни есть стихи про степь... И что же я там прочёл и обнаружил? Да ничего особенного, если не считать многочисленных заимствований, а также использование некоторых слов не по назначению. Как говорится, погуляла не по степи «в раздолье ковыля», а по Инету в золотом кепи, подражательно напекла «безе из облаков» на «раскалённом солнце» создала шыдэвыр международного масштаба. Набор строк и словосочетаний неплох, но это только набор чужих ощущений, а не чувственные излияния поэтессы. Видимо, новое веяние в современной поэзии - "центон" по-русски, если можно так выразиться. Немного подумав, решил: почти антология по мотивам современной поэзии. Как говорится, с миру по нитке...


Фото взято из Инета