Герои поэмы без героя - эпизод о Черном Кольце

Михаил Просперо
http://www.stihi.ru/2019/06/11/2114 заметка 11


просто не надо ждать, просто не понедельник
* http://stihi.ru/2019/05/05/2469
просто время не сжать в прочном, но тонком теле, где и жара с утра от неуютной ночи, что, конечно, игра, где победить не очень, или же очень не, в смысле какая прыткость на Троянском коне, на корриде, на Крите, на углу лабиринта, лаборатории гнева, что корабельной рындой бьёт на шах королевой в левый рог Минотавра и, как в трубу, звук входит медной победной ауры, что завтра снова в моде - "Эй, там! Вина подать, крест освятить нательный!"
...просто не надо ждать, просто не понедельник.

А если всё-таки ждать? Сесть в полупустом зале кафе "Бродячая собака", пить кофе, слушать по радио "для тех, кто после полуночи", листать Кафку - "Процесс" - чем не чтение в промозглой ауре ночного дождя, чей терпкий  запах приносит не официант, конечно, но лизнувший булыжную мостовую ветер из форточки - сесть и ждать. Автор ждал, не спал 300 часов, цифра точно указана в "Поэме без героя". И они пришли. Все возвращаются. Всё возвращается. Если дождаться, пока Земля до нужной точки Черного Кольца довращается. Но где найти нужную точку на улице освещенного электрическими лампионами лабиринта Петрограда в цепочке идущих, жующих, смеющихся после спектакля многоточий?

Многоточия монотонны.
Словно в стеклянном раструбе песочных часов секунд прошуршали тонны
И осталось обидно мало
Не более чем в зрительном зале театра остаётся по окончании концерта-гала

Да и эта обида уходит, уже маленькой точкой между ладонями аплодирующего моста
Не мираклю, а просто так
Удивлению солнечным гало на белой струе горизонта.
Дождь вернулся. Забыл зонтик.

И вспомнил эпизодик
Который по непонятным причинам выпал из постановки серебряной рапсодии
И лежит Черным Колечком рядом с колокольчиком
Отцепившимся от колпака Арлекина, который стрелял в прелестную козочку Олечку

Но попал прямо в сердце, во влюбленного до полного умопомрачения Драгуна
И оба теперь чугунные
Холодные памятники, у ног которых росинки рисуют серебряные многоточия
Монотонные точно

Монохромный просцениум, на котором лежит ненужная рукопись "Поэмы без героя"
Но негероев уже более чем трое
Они говорят о своём о чём-то
Слова их скользят по залу, словно ряды пустых кресел под моими пальцами чётки

И эти чёткие строки ещё не написаны, но уже многотомны, как жизнь за кадром
За черным квадратом Театра,
Где многоточия опять многомерны,
Словно в стеклянном раструбе песочных часов оживают овации в честь Любви, Надежды и Веры.

Эпизодик... В одном из набросков предисловия к трагическому балету записана так называемая бродячая строфа, сопровождавшая работу над «Поэмой без героя», однако, не вошедшая в тексты последней ее редакции:
И я рада или не рада,
Что иду с тобой с Маскарада,
И куда мы с тобой дойдем?
А вокруг ведь город тот самый
Старой ведьмы Пиковой Дамы
С каждым шагом все дальше дом…
(ОР РНБ. Ф.1073. Ед.хр.192)

На генеральной репетиции «Маскарада» (25 февраля 1917 г.), поставленного Мейерхольдом в Александринском императорском театре, Ахматова была с Б.В.Анрепом (1883–1973; после февраля 1917 г. в эмиграции), адресатом нескольких лирических стихотворений Ахматовой.
(Петербургские сны Анна Ахматовой)

Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском. -

Так написала Ахматова об их предпоследней встрече. А потом было ещё 48 лет разлуки, с 1917-го по 1965-й. Однако искусствоведами считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. Это изображение вы видите в оформлении эпизодика, можете сами определить схожесть английской Святой Анны с русской поэтессой Анной Ахматовой.

Ещё их связывало некое Черное Кольцо, которое Анна подарила Борису тогда, в 1917-м. Кольцо погибло при бомбардировке Лондона во Вторую Мировую. Анреп носил его на цепочке, на шее, а цепочка перетёрлась и кольцо пришлось хранить в шкатулке. И они не умерли в один день, нательное кольцо и обрученный.

Влюблённые всё-таки встретились, Борис и Анна, в 1965 году, в Лондоне, Он жадно всё расспрашивал Её о литературе, России, поэтах-современниках, пока не услышал «Борис Васильевич, что за глупые вопросы!». Ее душа ждала признания ее как женщины. Но этого в беседе не случилось, может быть потому, что им было уже не по 30 с небольшим, как во время предыдущей встречи, а 78 и 84, в этом возрасте чувства у мужчин несколько охладевают, увы.

Вот таков эпизодик, который полвека гулял бродячей строфой и всё-таки выпал из текста постановки серебряной рапсодии для "Бродячей собаки". Закрывают кафе. Пора уходить.

http://www.stihi.ru/2019/06/12/7562 заметка 13