О Михаиле Врубеле и Иоанне Кронштадтском

Елизавета Судьина
Эпиграф:
"Перед тем, что Врубель Михаил Александрович и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, - я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим...". А.А. Блок. Из речи на похоронах М.А. Врубеля 16 апреля 1910 года.


Однажды я пошла в Русский музей на выставку икон. Посмотрев выставку, я решила пройти по другим залам музея. Обойдя музей, я направилась к выходу. В предпоследних залах выставляются картины Михаила Врубеля. Я быстро помотрела небольшие его картины и пошла в последний зал. Я торопилась и не хотела смотреть долго, и только мельком увидела небольшой фрагмент нижнего левого угла какой-то большой картины.
И этот фрагмент меня остановил.
Он произвел на меня такое сильное впечатление, что я развернулась и стала внимательно разглядывать всю картину. На этом фрагменте были изображены скалы и цветы, но вся картина выполнена в такой технике Врубеля - как бы мазками-"кубиками".
Картина затягивала, притягивала, погружала в себя.
Он монументален, эта его картина - во всю стену, и совершенно непонятно, как можно так, мазками, создать такое целое и производить такое впечталение целой картиной и каждым фрагментом.

Я стала оборачиваться на другие картины Врубеля - и мне казалось, что внутри каждой стоит Миша и зовет к себе.

У меня появилось необычное ощущение, что я люблю каждый этот мазок, каждое сочетание цветов. Мне хотелось подбежать к картине и целовать ее, каждый сантиметр. Мне стало страшно, т.к влечение было очень сильное.  Более  того, внутри меня было странное ощущение, что на картине - я, что картина, эти цвета в целом и в каждом фрагменте - это я.
Но кто я? кто это? и как называется картина?
Я опустила взгляд и посмотрела на название: "Демон".
Я долго сидела в этом зале, и потом пошла домой, переполненная новыми эмоциями.
После этого я стала много читать о Врубеле. Хотя информации о нем не так много. Я прочитала все книги о нем из местной библиотеки.
Он писал гигантские картины очень быстро и как бы экспромтом. У него очень необычная техника, так больше никто не пишет.
Все его картины как бы "прилипали" ко мне. Голова Демона - эта скульптура стоит в Музее - тоже виделась рядом, когда я была дома. Её лицо, мимика, волосы - кажется все время в движении, она не статична, как все скульптуры.
Когда я взглядывала на репродукции - в моей голове возникали вспышки света.
Я стала интересоваться таким эффектом от живописи и прочла в частности, что в каком-то году сделали эмблему для Олимпиады и от нее  у людей начались припадки эпилепсии. Впоследствии эмблему заменили.
Я прочла, что у Врубеля у жены была эпилепсия.
Мне еще казалось, что я летаю где-то в мирах его картин - что меня взяли и несут какие-то воздушные потоки и там огромные скалы и крылья и гигантские существа. По описаниям похоже на некоторые из "Розы Мира" Даниила Андреева. Мир его картин - неземной, и как живой, переливающийся, довлеющий, забирающий.
Это было очень навязчивое, страшное и сильное впечатление. Страшное и наслаждение одновременно. У меня никогда такого не было.
Сначала мне казалось оно интересным, новым, заманчивым, но когда оно продолжалось уже 2 недели, и я поняла, что не могу сама избавиться от него, и это перерастает в какую-то одержимость, то мне стало страшно. Картины как бы окружали меня и уносили в свой мир, сочетали с собой, и я не могла сбросить это "ощущение".

В Воскресенье я пошла в Усыпальницу св. Иоанна Кроншатдского на Карповке. И я попросила Дорогого Батюшку: "Простите, объясните, пожалуйста, кто такой Михаил Врубель и что это для меня и если неполезно - то избавьте от этого впечатления".
И когда я вышла из Усыпальницы на улицу - я два квратала пока шла - не могла вспомнить, кто такой Михаил Врубель. То есть было стерто все впечатление и даже память до корня информации о нем.
Потом конечно, я вспомнила все уже как чисто осадок информации, но эта мгновенная разница была колоссальна.

Мне не объяснили, кто такой Михаил Врубель. Может быть, потому что я не доросла и не могу вместить?
Но одно я могу сказать точно: сильнейшее впечатление от картин Врубеля было абсолютно удалено после молитвы к Иоанну Кронштадткому.

Врубель - монументален, колоссален, и он подарил мне ярчайшие впечатления, какие только у меня были от живописи. И никакой художник больше не производил на меня такого мощного, длительного, захватывающего  впечатления. Никакой картине я не говрила: "люблю" или "это я". Эти мазки - это я.

Но Иоанн Кронштадтский способен всё это "обнулить" и он сильнее...