Андреевский, Иван Михайлович

Дмитрий Шкапский
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Andreevskiy.jpg
Дата рождения 14 (26) марта 1894
Место рождения
Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти 30 декабря 1976 (82 года)
Место смерти
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Страна
Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of the Soviet Union.svg СССР
Flag of the United States.svg США
Научная сфера богословие, литературоведение, история церкви
Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике
Ива;н Миха;йлович Андрее;вский (псевдоним Андре;ев; 14 [26] марта 1894, Санкт-Петербург — 30 декабря 1976, Нью-Йорк) — русский философ, литературовед, церковный историк, врач-психиатр. В 1920-е — 1930-е годы — деятель иосифлянского движения, с конца 1940-х годов — видный публицист и идеолог РПЦЗ, преподаватель Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле, популяризатор термина «катакомбная церковь».


Содержание
1 Детство и юность
2 Преподаватель
3 Деятель «иосифлянского» движения
4 В лагерях и ссылке
5 Эмигрант
6 Семья
7 Труды
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
Детство и юность
Родился 14 (26) марта 1894 года в семье архивариуса Михаила Петровича Андреевского; его дед по отцу был священником.

Учился в гимназии в Петербурге. В 1907—1912 годы — организатор и участник самообразовательных молодёжных кружков, ряда рукописных ученических журналов. В 1912 году, будучи учеником 6-го класса гимназии, был арестован по делу межученической организации средних учебных заведений Петербурга (за антиправительственную деятельность: вместе с товарищем готовил прокламации); был приговорён к ссылке в Олонецкую губернию; приговор был отменён благодаря вмешательству миллионера Шахта. Уехал в Западную Европу.

В 1913—1914 годы изучал философию в Сорбонне. В 1914 году поступил в Психоневрологический институт в Петрограде, который окончил 4 года спустя; одновременно с обучением проходил военную службу — фельдшером психиатрических отделений в военных госпиталях. В 1918 году учился на славяно-русском отделении историко-филологического факультета Петроградского университета.

Преподаватель
С 1922 года — преподаватель Петроградского университета, но вскоре был уволен большевистскими властями. Одновременно работал в Бехтеревском институте психиатрии в должности научного сотрудника. Преподавал литературу в одной из средних школ Петрограда, где его учеником был будущий академик Дмитрий Лихачёв.

В 1923 года организовал и возглавил кружок литературного и религиозно-философского направления, который получил название Хельфернак («Художественно-литературная, философская и научная академия»). Был владельцем огромной библиотеки, который пользовались участники кружка.

Посещал подпольные богословские курсы и существовавшие в 1920-х годах в Петрограде религиозно-философские кружки; в 1926 году вступил в братство преподобного Серафима Саровского.

Деятель «иосифлянского» движения
Выступал против обновленчества; в 1927 году резко осудил «Декларации» Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), призывавшую к полной лояльности советской власти.

Активный участник «иосифлянского движения» в Российской Церкви (названному по имени смещённого Сергием митрополита Иосифа (Петровых)). Входил в состав делегации «иосифлян» во главе с епископом Димитрием (Любимовым), прибывшей 27 ноября 1927 к митрополиту Сергию (Страгородскому), с тем, чтобы убедить его отказаться от Декларации. Встреча закончилась безрезультатно.

В лагерях и ссылке
Весной 1928 года был арестован в Ленинграде за организацию нелегальных религиозно-философских кружков среди молодёжи.

В 1928—1930 годы вместе с Дмитрием Лихачёвым, также посещавшим Хельфернак, находился в заключении на Соловках, где общался с «иосифлянскими» епископами и священниками. В июле 1930 был этапирован в Москву, где привлечен к следствию по делу «Всесоюзного Центра Истинно Православной Церкви», получил новый срок, который отбывал в Белбалтлаге, где также имел общение с «иосифлянами».

В середине 1930-х годов освобождён без права проживания в крупных городах. Работал психиатром в Новгороде и других городах (в частности, был главным врачом в областном интернате для дефектных детей им. Ушинского (вместе со священномучеником Викторином Добронравовым), главным психиатром в Новгородской областной больнице). Принимал деятельное участие в жизни Катакомбной церкви, тайно вел семинар по изучению богословия.

Арестовывался в марте 1938 года.

Эмигрант
Во время Великой Отечественной войны находился на оккупированной немцами территории, участвовал в издании антибольшевистской газеты «За Родину».

В 1944 году эмигрировал в Германию. В 1950 переехал в США; постоянно жил при Троицком монастыре (Джорданвилль, штат Нью-Йорк) — по приглашению архимандрита Виталия (Максименко).

До 1971 года преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле — духовно-учебном заведении Русской православной церкви за границей; преподавал патрологию, а также нравственное богословие, апологетику, историю церкви, психологию, логику и историю литературы.

Его труды о Катакомбной церкви — один из немногих источников по её истории, написанных участником событий. Однако по оценке историка Андрея Кострюкова в трудах И. А. Андреева эмоции часто доминируют над научным анализом[1].

Скончался в Нью-Йорке; похоронен на кладбище Свято-Троицкого монастыря в городе Джорданвилль.

Семья
Сестра — Мария Михайловна Шкапская, поэтесса.
Жена — Елена Михайловна Сосновская, окончила Высшие литературные курсы, серьёзно занималась музыкой и литературой.
Дочь — Мария Ивановна Андреевская, филолог, поэтесса, писательница.
Труды
Автор ряда статей по церковной истории и работ по психологии, философии, апологетике и русской литературе, написанных под псевдонимом И. М. Андреев, в том числе:

Катакомбная Церковь в советской России. 1947.
Благодатна ли советская церковь?. Джорданвилль, 1948.
Икона всех святых в земле российской просиявших. Мюнхен, 1948.
Положение Церкви в советской России. Нью-Йорк, 1951.
Краткий обзор истории Русской Церкви от революции до наших дней. Нью-Йорк, 1952.
Краткий конспект лекций по психологии. Джорданвилль, I960.
Православно-христианское нравственное богословие. Джорданвилль, 1966.
Очерки по истории русской литературы XIX века. Джорданвилль, 1968 (переизданы в России в 1990-е годы).
Воспоминания о Катакомбной Церкви в СССР. // Пантелеймон, архимандрит. Луч света. Ч. 2. Джорданвилль, 1970.
Russian Catacomb Saints. — Platina: St. Herman of Alaska Press, 1982.
Православная апологетика. М., 2006.
Примечания
Литература
Инокъ Всеволодъ (Филипьевъ). Путь святыхъ отцовъ. Патрологія / Подъ общей ред. митрополита Лавра Восточно-Американскаго и Нью-Іорскаго. — Джорданвилль-М., 2007. — С. 569—574.
Митрофан (Зноско-Боровский), епископ. Хроника одной жизни. — М.: Свято-Владимирское братство, 2006. — с. 548—585.
Русские писатели эмиграции: Биографические сведения и библиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре: 1921—1972 / Составитель Н. М. Зернов.- Boston: G. K. Hall & Co., 1973.