Бредёт тропой Единорога

Абайкина Ольга
***
Бредёт тропой Единорога
Дух на призыв свершённых дел.
И нужно нам совсем немного:
Чтоб Ты в Пути о нём радел.

Тогда и он, воспламеняя
Собою хворост суеты,
Соединит Твоё сиянье
Со взрывом пороха мечты.

Рождён под знаком козерога
Избранник – мученик судьбы;
Терниста светоча дорога
Чрез поле брани и борьбы.

Стезёю звёзд родного края
Ведёт любовь ушедших душ –
На струнах вечности играя,
Покой священный не нарушь.

Когда ж узда Единорогу
Совьётся золотом чернил,
Приди заблудшим на подмогу:
Храни нас всех, как их хранил.
*** 
Сейчас, когда единственное поголовье, которое множится с похвальной скоростью и завидным постоянством, это – дворянско-купеческое, всё чаще вспоминается момент, когда я впервые узнала о происхождение собственного рода.
***
Из семейных легенд, рассказанных мне моей ныне покойной бабушкой.
Мои пращуры (прапрадед и прапрабабка) были польскими народниками.
Польша тогда входила в состав России.
Историческая справка:
Ца;рство По;льское (польск. Kr;lestwo Polskie, также Конгрессовая Польша или Конгрессовка, от польск. Kr;lestwo Kongresowe, Kongres;wka) — территория в Центральной Европе, находившаяся в составе Российской империи по решению Венского конгресса с 1815 по 1915 годы. Летом 1915 года, во время Первой мировой войны, оккупирована немецкими и австро-венгерскими войсками. В ноябре 1918 года стала независимым государством.
Народничество — идеология, появившаяся в Российской империи в 1860—1910-х годах, позиционирующая себя на «сближении» интеллигенции с простым народом в поисках своих корней, своего места в государстве, стране и мире.
Движение народничества было связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с «народной мудростью», «народной правдой». Господствовавшее в 1860—1880 годах в России течение социально-политической мысли[1]. Выделяют следующие направления народничества: революционное, либеральное, анархистское. В советской историографии народничество представляло второй («разночинский») этап революционного движения в России, пришедшим на смену «дворянскому» (декабристам) и предшествовавшим «пролетарскому» (марксистскому) этапу[2].
***
Понимали ли они, молодые, энергичные высоко образованные и социально зрелые, чем могут быть чреваты хождения в народ. Должны были понимать, не могли не понимать, иначе бы, их подвижничество не было бы столь результативным и значимым для общества, что стало угрозой государств в такой степени, что привело обоих на каторгу.
Понимала ли я, всю ценность подвижничества предков? Честно говорю: нет, не понимала. Более того, не впечатлила, и была где-то даже разочарована.
Народники. Ну, что в них особо славного? Ну, пошли по деревням учить грамоте простой люд. Ну, что-то кому-то не то сказали… Совсем, получалось, НЕ ТО, коль на каторгу загремели. Детишек осиротили…
В той нашей реальности (обязательное среднее, доступное высшее и т. д.), в которой мы жили, вообразить героичность поступка, я не смогла. Просто запомнила – народники.
***
Единоро;г или инро;г (др.-евр. ;;;; др.-греч. ;;;;-;;;;;; лат. unicornis) — мифическое существо, символизирует целомудрие, в широком смысле духовную чистоту и искания. Чаще всего его представляют в виде коня c одним рогом, выходящим изо лба.
Единоро;г — старинное русское гладкоствольное артиллерийское орудие-гаубица. Единорог был изобретён в 1757 году русским артиллеристом М. В. Даниловым совместно с С. А. Мартыновым; на вооружение поставлен графом П. И. Шуваловым. Своим названием орудие обязано фамильному шуваловскому гербу — изображению фантастического зверя-единорога.