Круговорот, Ирины Чудновой. Ритмический разбор

Рихард Мор 2
Продолжение — часть вторая (ссылка появится позже, — а вот же она): Круговорот, Ирины Чудновой. Художественный разбор (Рихард Мор 2) http://www.stihi.ru/2019/07/01/6440







ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Ритмический разбор стихотворения Круговорот, автор Ирина Чуднова — http://www.stihi.ru/2019/05/31/7156

================================================

1. ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ — ТИПА, ВОЛЬНЫЙ ЯМБ (Я — 27 строк — 1/2/5/6) С МИКРОПОЛИМЕТРИЕЙ ХОРЕЯ (Х — 1/2):

1-я научу тебя любить обэриу
2-возьми бутылочное стёклышко в траву
3-оно тебе и циркуль, и треножник
4-теперь ложись к подножию травы
5-послушай, как вокруг свистит ковыль
6-как ластится к такыру подорожник
7-как строг к соседям сэр чертополох
8-как бесконечно выспренна сурепка
9-пусть чистотел испачкает твой слог
10-липучей кровью

11-ты
12-дышать
13-старайся редко
14-но глубоко
15-вот так
16-лежи
17-гляди в бутылочный осколок
18-на межи
19-и в небо

20-лежи, пока вокруг ворчит трава
21-и в теле ощущенье естества
22-лови на мареве степном взопревшей негой
23-дели часы на полдень, нечет, чёт
24-и встань, когда прохлада натечёт
25-под бархат пропылённой ветром кожи
26-сумеешь встать — вернёшься в города
27-а нет, пусть будет степь тобой
28-сыта —

29-чертополох, сурепка, подорожник.

16.05.2019г.                г. Пекин, Лунцзэ

© Copyright: Ирина Чуднова, 2019

=============
КОММЕНТАРИЙ. Автор, опять чудит с разбивкой. Кого он хочет обмануть — непонятно. Простановка цифр — наша.

================================================

2. РИТМИЧЕСКАЯ КРИТИКА — ЯМБ5:

1-я научу тебя любить обэриу* (!)
2-возьми бутылочное стёклышко в траву*
3-оно тебе и циркуль, и треножник

4-теперь ложись к подножию травы
5-послушай, как вокруг свистит (!!) ковыль
6-как ластится к такыру (!) подорожник

7-как строг к соседям сэр (!) чертополох
8-как бесконечно выспренна сурепка (!)
9-пусть чистотел испачкает твой слог

10-липучей кровью ты дышать (!!) старайся редко*
11-но глубоко вот так лежи гляди (!!)
12-в бутылочный осколок на межи

13-и в небо**

14-лежи, пока вокруг ворчит (!) трава
15-и в теле ощущенье естества (!)
16-лови на мареве степном взопревшей (!) негой*

17-дели часы на полдень, нечет, чёт
18-и встань, когда прохлада натечёт
19-под бархат пропылённой ветром кожи

20-сумеешь встать — вернёшься в города
21-а нет, пусть будет степь тобой сыта —
22-чертополох, сурепка, подорожник.

16.05.2019г.                г. Пекин, Лунцзэ <1.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Похмельные зори">

© Copyright: Ирина Чуднова, 2019 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Для начала, лирические моменты.

============
ИЗОСТОПИЗМ — стопный объём. Преимущественно — 5- стопный ямб. * — 6- стопные ямбы; и ** — 2- стопный ямб — нарушают изостопизм. Но всё это лирика. Теперь, посерьёзнее.

==============
ЧУВСТВО СЛОВА критика — не согласное с чувством слова автора —

СТЕПЕНЬ — (!) — лёгкая, средняя:

1. "любить ОБЭРИУ" — любить А-БЭ-РИ-У — и слово непонятное, и похоже на детскую считалочку. Где только слог: РИ — симпатичен. А если серьёзно, то правильно будет так: я научу тебя любить обЕриу (типа: на берегу оберегу)
3. "как ластится К ТАКЫРУ" — как ластится К ФАКИРУ — как ластится к таКИру — как тянется... — лучше.
4. "как строг к соседям СЭР" — как сэр К СОСЕДЯМ строг чертополох — лучше.
5. "как бесконечна выспренна СУРЕПКА" — как бесконечно выспренна КОНФЕТКА — как бесконечно кончена сурепка — как бесконечно стройная сурепка — как бесконечно вечная сурепка — как бесконечно славная сурепка — лучше.
6. "липучей кровью ТЫ ДЫШАТЬ" — согласен с авторской разбивкой. однако: липучей кровью / ты / дышать старайся редко.
8. "лежи пока вокруг ВОРЧИТ" — ЛЕЖИ пока вокруг ШУРШИТ трава — банально, но аллитерационно. Ну и "ворчит трава" — тот ещё смысловой декаданс. Если это единственная в своём роде метафора — не удивлюсь. Другое дело — молчит трава.
9. "ощущенье ЕСТЕСТВА" — рифменные авторские цепи: ворчит ТРАВА - ощущенье ЕСТЕСТВА — комикс. Другое дело: молчит ТРАВА - ощущенье БОЖЕСТВА. И рифма: ТРАВА-БОЖЕСТВА — лучше.
10. "лови на мареве степном ВЗОПРЕВШЕЙ" — лови на мареве С ТЕПЛОМ ВЗОПРЕВШЕЙ — круть! Лови на мареве степном УСНУВШЕЙ неги — лучше.

СТЕПЕНЬ — (!!) — средняя, большая:

2. "СВИСТИТ ковыль" — ?
7. "но глубоко вот так лежи ГЛЯДИ" — ?

========================
ВМЕСТО ИТОГОВ И ВЫВОДОВ — вариант стиха сообразно с критикой чувства слова:

================================================

3. КРИТИКА АВТОРСКОГО ЧУВСТВА СЛОВА:

1-я научу тебя любить обЕриу
2-возьми бутылочное стёклышко в ИГРУ
3-оно тебе и циркуль, и треножник

4-теперь ложись к подножию травы
5-послушай, как вокруг ОДИН ковыль
6-как ТЯНЕТСЯ к такыру подорожник

7-как строг к соседям сэр чертополох
8-как СТРОЙНА бесконечнАЯ сурепка
9-пусть чистотел испачкает твой слог

10-липучей кровью
11-ты
12-дышать 13-старайся редко
14-но глубоко 15-вот так 16-лежи 17-СМОТРИ
В бутылочный осколок 18-на межи

19-и в небо

20-лежи, пока вокруг МОЛЧИТ трава
21-и в теле ощущенье БОЖЕСТВА
22-лови на мареве степном УСНУВШЕЙ негой

23-дели часы на полдень, нечет, чёт
24-и встань, когда прохлада ПОтечёт
25-под бархат пропылённой ветром кожи

26-сумеешь встать — вернёшься в города
27-а нет, пусть будет степь тобой 28-сыта —
29-чертополох, сурепка, подорожник.

16.05.2019г.                г. Пекин, Лунцзэ <30.06.2019г. д. Тьмутаракань, Лабаз "Небесные зори">

© Copyright: Ирина Чуднова, 2019 <Рихард Мор, 2019>

=============
КОММЕНТАРИЙ. Да. Так лучше. Ну... — понятное дело для меня. Ага. От этих ритмических разборов, что-то захотелось поговорить о самом стихе. О его смысле. Может и поговорю... Ага.

============
После разбора по смыслу (который будет показан во второй части), плюс-минус, кое-что бы изменил. Но не буду. Пусть будет так как есть.