Бремя самосохранения

Вячеслав Барон
                БРЕМЯ САМОСОХРАНЕНИЯ
                Социально-психологическое эссе

Посвящается замечательному доктору Швецу Владимиру Дмитриевичу


                …Как гласит заголовок одного из произведений
                Хандке: «Внутренний мир становится внешним 
                миром внутреннего мира» и наоборот.

                Петер Куттер, «Современный психоанализ»


       Как я слышал от одного врача-психиатра, психотерапия не показана больным с неустойчивой психикой.
       Но, видимо, есть врачи, у которых иное мнение.
       Однако, действительно, есть случаи, когда применение психотерапии нежелательно. Один из таких случаев в психиатрии называется «манией». (Речь не идёт о мании преследования и т. п.; это – совсем другое.)
       «В кратком определении, мания – это «гениальное» (geni ale) отрицание всего, что способно вводить в депрессию. [...] ...Это случай, когда, говоря образно, «Сверх-Я» «побеждено» «Я»: «Я» стоит выше «Сверх-Я» и наслаждается своим триумфом настолько долго, насколько это возможно.
       И тем не менее, мы имеем дело с «большой» иллюзией [...], т. к. реальные обстоятельства совершенно иные. Рано или поздно соотношение сил [...] снова приводит к победе «Сверх-Я» и низложению «Я». После опьянения наступает похмелье». (Петер Куттер, «Современный психоанализ».)

       Теперь немножко поподробнее: про «Я» и «Сверх-Я», про «триумф» и «низложение».
       Под «Я» здесь понимается больной, со своим внутренним миром, в котором он ощущает себя комфортнее, чем в мире реальном, обозначенном автором книги «Современный психоанализ» как «Сверх-Я»; но когда, в столкновении с миром реальным, отличающимся от внутреннего мира больного, ему уже не так комфортно, больной начинает чувствовать «соотношение сил» между этими двумя мирами: мир больший – окружающий – со стороны гигантски перевешивает мир меньший – живущий в душе отдельно взятого человека.
       Больной может подумать: если он – такой, как есть – не один, всё равно – людей, похожих на него, немного. И что не меньшинство, а большинство диктует реальность, с которой он столкнулся и, хоть не отрёкся от своего внутреннего мира, потерял в нём прежний комфорт... Больной мог хотеть открыть своё «Я» другим – а другие могли не понять больного, настолько он в этом одиноком «Я» далёк от реальности. С другой стороны, больной может задаться вопросом (для него обыкновенно риторическим): какое имеет право большинство диктовать реальность, в которой живя, он, больной, себя не находит?..
       Если тогда ему на помощь приходит психотерапевт, это может подать ему надежду... Но не всегда попытка оказать такую помощь хорошо кончается.
       Ведь психотерапевт принадлежит к известному большинству; он считает, что больной живёт иллюзиями. Но, с позиции больного, в его внутреннем мире НЕТ ИЛЛЮЗИЙ: есть ЕГО, ЛИЧНОЕ, которое сводится к иллюзорности большинством, диктующим жизнь извне. Между его «Я» и «Не-Я» изначально нет равноправия: установить его мешает КОМПЛЕКС БОЛЬШИНСТВА – у тех, кто численно преобладает над меньшинством. Изменить пресловутое «соотношение сил» – для большинства это всё равно, что с нездоровым меньшинством поменяться местами...
       Но если говорить о себе, то лично для меня (а я принадлежу не к душевно здоровому большинству), например, менять «соотношение сил» совсем не обязательно именно так. С моей точки зрения, если бы у меня появились единомышленники – это не значит, что они заболели бы, как я: не в том была бы их сила!
       Однако тогда наделённые «комплексом большинства» могут начать опасаться, что вдруг – вместо того чтобы количеством творить качество – сами окажутся в меньшинстве; а психиатр или психолог – ни тот, ни другой от такого комплекса не избавлены... (Строго говоря, от него не избавлен никто: меньшинство, будучи таковым в чём-то одном, не есть меньшинство во всём.) 
       Читатель возразит: в моём определении «Сверх-Я» доминирующую роль играет безличное человеческое множество? А как же другие составляющие «Сверх-Я»? Разве оно исчерпывается человеческим фактором? Тем больше оснований не вступать человеку с ним в неравную схватку. В одиночку нельзя стремиться перетягивать на себя планетарный канат...
       Но не всегда есть возможность уклониться от подобной схватки...
       Бывали и другие люди. Их гордое «Я» превращалось в сверхгордое «Мы». Возможно, поначалу они составляли узкий круг. Потом, при созревших для того условиях, они без труда входили в доверие общества; вводили в заблуждение уйму народа относительно своих истинных целей, – ничем не брезговали ради достижения собственного, узурпаторского, «Сверх-Мы»... (Но вряд ли у могущественного «Сверх-Мы» хватило бы дерзости бросить вызов всемогущему «Сверх-Я», если бы второе в виде объективной реальности не давало повода думать, что оно не во всём противоположно первому, и даже может отвести ему свою нишу...)
       При желании, «комплекс большинства» можно также назвать комплексом «Сверх-Мы». Вот только последнее бывает разным. Например, если человек делает что-то не очень хорошее, при этом знает, что другие делают то же самое, он может сказать: «Я так поступаю потому, что так поступают все» (то есть большинство). Таким образом он пытается в себе заглушить чувство вины – личной – или же его совсем не испытывает. Особенно когда речь идёт о делах, от совершения которых человек не имеет возможности уклониться, а если и находит такую возможность – но при этом у него нет единомышленников или их недостаточно – за это расплачивается слишком дорого. Но если бы люди знали, что за совершение подобных дел расплата неминуема, – наиболее совестливые вину свою собственную, помноженную на вину коллективную, чувствовали бы гораздо сильнее, чем тогда, когда за нечто похожее её приходилось бы испытывать отдельно взятому человеку...
       Итак, всё упирается в одну и ту же драму: у «Сверх-Я», когда оно «Я» «низлагает» или создаёт почву для его «возвышения» – через насильственное «Сверх-Мы» – есть не только благотворная, но и разрушительная сторона. Его правой рукой может сделаться подавляющий всякое «Я» железный сапог «Сверх-Мы», но даже последний не доберётся до абсолютной власти «Сверх-Я»; оно равнодушно к одинокому «Я», если это «Я» с ним пребывает в диссонансе, но нельзя укорить «Сверх-Я» в равнодушии так, как отдельно взятого человека, – оно в лицах и в предметах слишком обобщено... Однако: когда в «Сверх-Я» просыпается что-то личное, – а люди, собой это воплощающие, находят с другими людьми что-то общее, – даже у этой общности появляется лицо: то самое «Я», которое – через многие «Мы» – становится очень значимой и весомой частью «Сверх-Я»...   
               
                2019 – 2024