Итальянец в Москве

Екатерина Камаева
Вторник. С утра идёт дождь. Похоже, моя температура отличается от нормальной: голова раскалывается, и кожа никак не может адаптироваться к надодеяльной среде. Так и есть -- 36,2. Сказалась-таки прошлая неделя и две ночи в поезде на уикенд. В общем, всё как-то грустно. Чувствую себя запертой в этом дожде, вдали от цивилизации и здравого смысла. Ввиду моего телесного разлада, младшие даже не шумят. Кое-как вытаскиваю себя на террасу приготовить завтрак. От влажной земли исходит тихий предосенний аромат. Каждое движение отдаётся в мозгу набором орудий пыток в действии. Тем не менее, в Их планы не входило мучить меня слишком долго, потому что на экранчике появляется добродушное лицо Вирджилио. Это мой друг, журналист из Рима. Он в Шереметьево: через два часа улетает домой. Голос у Вирджилио колоритно-густой и до невозможности весёлый. Я закутываюсь в него, как в тёплый плед, и чувствую, что согреваюсь. "Ma perche' ridi?"* -- спрашивает Вирджилио. Да потому что мне тепло. А минуту назад было холодно. Вот и смеюсь. Каждый раз, улетая из Москвы, этот italiano vero проводит параллель между ними и нами и обнаруживает очередное сходство. Он любит русских. Но одного никак не может понять: почему русские, когда разговаривают, не смотрят в глаза. Почему это не смотрят? Я всегда смотрю. Иногда отвожу взгляд, но только если вижу, что моя пристальность смущает собеседника. Однако Вирджилио настаивает: не смотрят и не улыбаются, "а ты (то есть я) не в счёт, иначе бы не говорила по-итальянски так, словно у тебя муж итальянец". Ну... Вспоминаю врачей, продавцов, школьных учителей, работников визовых центров и просто знакомых. Да, некоторые, действительно, словно чего-то боятся. "Знаешь, -- говорю я, -- русские считают, что если они будут смотреть в глаза, то потеряют много энергии. А так как солнца у нас мало, и вот уже месяц идут дожди, восполнить её практически нечем." На этот раз смеётся Вирджилио: "Пришлю тебе позапрошлогоднюю статью. Там вся правда о вас". Ему пора. Мы "обнимаемся" и каждый отправляется по свои делам: он -- в Рим, я -- мыть посуду после завтрака, потому что чувствую себя совершенно здоровой. А статью я перевела, вот:

* ну чего ты смеёшься (ит.)

Virgilio Violo

Итальянец в Москве

Не так-то просто описать чувство, которое испытываешь по прибытии в мегаполис, возглавляющий бескрайнюю территорию, пересечённую столькими часовыми поясами. Одна только мысль, что ты здесь, расширяет твоё сознание, открывает перед тобой ту, другую часть мира, реальность которой до недавнего времени не позволяли ни увидеть, ни пережить обычные человеческие страхи. Из-за смешения кровей, от славянской до монгольской, не говоря уже о кавказской, жителям наших городков Москва кажется городом из снов. Огромные, безграничные пространства; отличные, без единой ямы, дороги, даже самая маленькая из которых, исключая старые в центре, подобна нашей автостраде Солнца*; светофоры, показывающие, сколько секунд осталось до смены цвета на противоположный; многочисленные, но соблюдающие правила автомобили стоимостью 20 тыс. евро и выше; чистота повсюду, ни единого клочка бумаги не валяется; двенадцать линий метрополитена, связывающие более двухсот пятидесяти станций; станционные залы, внутри которых скрыты настоящие шедевры искусства; поезда, следующие с интервалом 1-2 минуты в часы пик**; ни единой царапины ни на вагонах, ни на стенах зданий: везде порядок. Насчитывающий 15 миллионов жителей, самый большой мегаполис в Европе очаровывает и заставляет мечтать западного гостя, который, благодаря СМИ, почти всегда исполнен предубеждений и обеспокоен своим пребыванием на "краю земли", где, однако, ничего плохого с ним не происходит. Определённо, Москва представляет собой лучшее из того, что есть на данный момент в старой Европе: здоровые люди, на улицах ни одного бродяги, молодёжь ходит на дискотеки потанцевать, а не для того, чтобы кайфовать от амфетаминов, единственный "наркотик", который они себе позволяют -- это лишнее пиво. Внутри себя русские до сих пор живут словно при советском режиме, когда почти не слышали ни о наркотиках, ни о преступности. Западная развращённость ещё не укоренилась в этой стране. Конечно, и у москвичей есть свои проблемы: вода в домах не пригодна для питья, поэтому их можно увидеть выходящими из супермаркета с огромными бутылями воды, но сами они не обращают на это внимания, потому что привыкли. Для них это нормально. Суровые зимы здесь встречают во всеоружии, поэтому качество жизни не страдает.


Они влюблены в Италию и во всё итальянское, от моды до кухни, даже говорят по-итальянски, и это несмотря на санкции. "Я люблю Италию" говорит большинство из них при упоминании о нашей стране. Есть чему удивляться, но... возможно, они говорят о солнце и море, о наших художниках и песнях... вряд ли они имеют ввиду наших политиков. Общаться со зрелыми людьми затруднительно, потому что они не знают ни одного языка, кроме русского и чувствуют себя ущемлёнными западом, разбившим их мечту, их жизнь, пронизанную догмами и чувством непобедимости. Молодёжь, напротив, прекрасно говорит по-английски, и по манерам и мышлению ничем не отличается от своих сверстников из Мадрида, Берлина или Парижа. Все со своими смартфонами или планшетами, но в Москве это явление распространено ещё больше, чем у нас. Люди от сорока лет и младше все без исключения приклеены к своим виртуальным мирам. Может, из-за того, что время пути, учитывая расстояния между станциями метро, довольно велико, муниципалитет предоставляет бесплатный доступ к скоростному интернету для всех граждан (для нас такое -- фантастика!). Или это сделано для того, чтобы можно было наконец увидеть без всяких фильтров, как живут другие в мире, куда раньше не было возможности заглянуть, и чтобы сейчас стало понятно, насколько, несмотря ни на что, близки к русским людям в своих чувствах и потребностях эти вновь обретённые братья.

*Трасса А1 длиной почти в 760 километров, проходит через шесть регионов Италии, соединяя север с югом
** в оригинале 3-4 минуты, что имеет место быть на некоторых линиях, но противоречит общей статистике


Прим.
Не думайте, что mio amico не заметил ни одного изъяна. Просто итальянцы в большинстве своём такие люди: они способны увидеть хорошее и поставить его на первое место. А всё неприятное без надобности не доставать. Таков их выбор.

Оригинал статьи здесь http://www.flipnews.org/component/k2/un-italiano-a-mosca.html
Кому текст понравился --- поставьте, пожалуйста, "like" доброму, искренне-восхищённому взгляду в нашу сторону.