о матершине как явлении - 5141

Август Май
о матершине как явлении
04:36
Публикация номер 5141

спросите меня... нет, лучше другого: употребляешь ли?
он ответит в меру сомнений - да или нет;

вопрос можно задавать по разному, например:
ругаешься ли ты матом?

есть некая вполне известная и считающаяся понятной сущность: оскорбление и обида;
это "всего навсего" две стороны одного явления, и существенная часть наших социальных усилий по удержанию и изменению своего личностного статуса уделяется защите от оскорблений, так что обида, как аффект, имеет особую стать в качестве социального регулятива, впрочем, как и чуть ни весь комплекс психологических характеристик личности.

намеренное и не намеренное нанесение человеку оскорблений есть удар по его репутации в некоем особом смысле как основе его социально-личностного статуса, то есть, не стандартно-социальному статусу, но тому, что часто не особенно внятно называется качеством личности, влияющем на её социальное положение, именуемое собственно статусом.

хотя деятельность личности по занятию места в социуме многогранна, и здесь важно, что это место не иерархично, сегодня она несколько латентна, часто даже поведение не рассматривается с такой точки зрения, поведение упрощенно рассматривается, как некая система взаимодействия с социальной средой, не имеющая определенной цели,

имеется некоторое различие между психологией личности, в частности, в отношении поведения по балансу статуса, и социальной регуляцией этого поведения в связи с этикой.

например, личности переживает оскорбление часто тяжело и готова отвечать неадекватно, тогда как этика, а действеннее - практические регуляторы поведения, вроде права, заставляют личности вопреки представляющейся ей самой необходимости, отвечать насоскорбления неадекватно в сторону  смягчения, что нередко искажает самуюу личность существенно и имеет целью за счёт равновесия личности удерживать социально стабильность в межличносной сфере.

социальные и этические регуляторы поэтому принято защищать, невзирая на меру ущерба личности в их воздействии.
и эти регуляторы имеют шлейф последствий, создающих ситуации, противоречащие их целям.

сегодня отрицательное отношение к матам является одним из таких регуляторов, чья эффективность и даже полезность сомнительна, но таковой не поставлена под сомнение ни одним социальным институтом.
прежде всего, есть умышленная невнятность противодействия употреблению матов в речи как её составной части и как оскорблений, когда любое употребление считается оскорблением даже не конкретной ситуации, а вообще, тем самым очерчивая некое табуированное словесно-речевое пространство, пласт, сферу обозначения интимного определенным специфическим неделикатным способом, так что сама эта сфера закрывается и от деликатных способов, которые признаются допустимыми, но реально нежелательными, преферентивно подлежащими способами эвфемизмов, образности, косвенности, словом - многоступенчатой условности, характероной для табуированной первобытной речи.

западная толерантность представляется не решением этой проблемы, а искусственным сплетением нелепых отрывков табу и прямых терминов, создавая иллюзию исправления речи.

конечно, никто не может сказать, что широкое употрбление матов как части речи, так и средства оскорбления личности, отражает явное и скрытое свойство нашего общества, его противоречивое состояние в сфере интима, непросто неграмоиность и порочность, но разлом между традиционной консервативной, но и дегенеративными тенденциями,

мало того, попытки исследовать эту сферу часто такие же дегенеративные, отрицающие логику и смысл, исходящие из откровенно ложных предпосылок и предрассудков, в том числе и собственно психики личности, которая предавляется некоей не идеализированной, а идиотизированной, в которой нормой объявляются вовсе не наличные её мотивы и цели, а совершенно в ней невозможные.
западные фикции толерантности являются некими искажёнными попытками изменить ситуацию, если в них есть что-то ценное, оно скрыто нелепостью и отсутвием логики, разумности.
у нас фундамент представлений предписанных явно и неявно, в том числе в отношении матов, как речевого явления, касающегося интимной сферы, арельно ложен и закрыт для осмысления.

не собираясь конкретно исследовать это явлекнрие, всё же коснусь и частных моментов.

нам известен феномен скрытой терминологии, в частности, обозначения пениса в качестве не медицинского понятия, а эмопонятия термином в начале хер, а затем и хрен.
сам феномен эмопонятий пока лишь касается научным знанием, и в отношении матов он просто игнорируется, считется чем-то вроде причуды, исключения, впрочем, как собственно маты.

мы видим и более современные примеры, вроде блин

необходимо лингвистами обратить внимание так же на явную дискретность матерного тезауруса, когда матами объявляются сершенно разнородные слова, - одни оскорбления остаются подцензурными - шлюха, другие относятся к нецензурным, и причин для этого никаких нет.

слово сволочь - сволОчь - цензурно.

конечно, интимная сфера сама по себе у нас неподцензурна, даже её адекватные формы в деликаности практически делают отрезки речи не цензурными.

одна из причин вовсе не защита личности, тем более - общества, детей, а использование принципа табуирования, очевидно вредного и бессмысленного в сфере речи уже не одно тысячелетие.

нежелание общества и в большей части его элиты не только понять явление, но и сохранить для себя возможность оскорблений, эффективного влияния на социально-личностный статус.

примерно с тем же мы имеем дело, скажем, в такой области, как применение насилия в межличностных конфликтах, когда, например, судья волен упрекнуть - с юридическими последствиями, поскольку на этом неявно будет основывать своё решение, его часть - мужчину, в том, что тот не применил силу, пусть судья выразил это неким деликатным способом - например, мужчина мог бы что-нибудь сделать, чтоб предотвратить и тп.
здесь налицо тенденция заменить правосудие произволом, что удобно для власти, и вряд ли чем-то лучше разрешения использовать оскорбления, в том числе и матерные.

спектр проблем, связанных с матом, похоже, широк, и все попытки повлиять на него без понимания, должного понимания, не просто обречены на провал, но ведут к усугубление состояния общества.

              30 июля 2019 года примерно 05:47

***