Волшебный компас

Марек Цвейг
Сказка.

Давно это было, на реке Березине. Мне пробабушка это рассказывала. После войны, Наполеона там недавно назад проводили домой, он со своими друзьями, несколько тысяч друзей, в гости приходил. Нагостился он хорошо на реке этой, все французы до сих пор про реку Березину вспоминают и приговаривают, детей воспитывают когда те озорничать шибко начинают - на Березину тебе надо. А вот дети фрацузские очень не хотят на Березину, слово Березина для них как волшебное, они шёлковые сразу делаются. То у них, а по иному было у нас.

Жил мальчик Васька там, настала пора на службу ему, ну деваться некуда, пошёл. Отец-мать проводили да наказывали служить хорошо, не позорь мол нас. Служил Вася как все, нормально, жалоб не было на него. Тогда на Березине, было не как сейчас. Горы были да серпантины, посмотришь на них и аж дух захватывает. Лесом заросшие, да с обрывами крутыми. Нравилось ему там. Да и выходной был у него в воскресенье, как положено в мирное время. Пошел Вася в горы однажды, в выходной, да заблудился, да и дождь полил проливной, молнии сверкают. Не останавливается никак. Промок Вася и замерз. Темно, кроме как когда молния сверкает. Подумал, вокруг обрывы да пропасти, вытянутую руку вперёд не видно, сорвусь - пропаду навсегда. И решил никуда не ходить, утро вечера мудренее. Под деревом спал. А как рассвело и путь нашел к казарме своей. А порядки тогда на службе, как сейчас были - ночевать в казарме надо было, а кто не ночевал того на недельку на Вахту отправляли, были тогда по всей Руси такие терема рубленные с палатами просторными, лечили там, здоровье человеку поправляли. Даже родители детишек озорных туда отправляли, да и ещё платили Государству за воспитание. Да что там детишек, взрослых тоже воспитывали. С Вахты все всегда приходили румяные да подтянутые, и улыбчивые все, радостные что не на Вахте они. Но на Вахту никто не хотел, хоть и действовала она на людей хорошо.
Настала и Васина пора на Вахту. 
Не в настроении он лёг спать там в первый день, на доске пришлось спать, но заснул быстро. Только глаза сомкнул, уже утро. А день то на Вахте долгий очень, работать надо, лес там на Вахте заготавливали, норма была сотка леса на человека. А кто нормы своей не делал, с тем занимались физической зарядкой, чтоб вахтовик сильнее стал и норму выполнять мог. Тогда на Руси вместо французского слова березина русское было слово, компас. Не как сейчас со стрелкой, а другой. Мячик размером с яблоко, мягкий и пушистый, из разноцветных тряпочек сшитый. Очень уважали люди его, компас. Начальник Вахты всегда помогал отстающим, компасом волшебным. Вася не смог сделать норму то за день, не учили пилить его.
Собрал он за день десять таких и говорит, бегайте, чтоб устать сильнее по кругу, десятая часть версты. Устанете хорошенько, тогда и сон у вас богатырский будет. И побежали они. Начальник сказал им, как всегда и повернул компас цветом не знаемо каким, бабушка старая уж не припомнит. Означало это, бежим значит по кругу и от компаса не отстаём. Встал в центре круга и повёл их рукой по компасу. Новичков на Вахте всегда вперёд ставили, а Вася то новичок был, только слово такое компас слыхал, но силу не чувствовал компаса то волшебного. Бегут они значит. И тут у Васи сомнения в голову закрадываться стали. Он, Вася то бегать любил очень, а пилить не умел. Бежит, хорошо ему, начальник доволен, кивает одобрительно. Да только бес Васю попутал, подумал Васе кивает, похвалить хочет, раз компасом на него показывает. И подбежал он к нему и голосом молодецким говорит, прибыл я, встал по стойке смирно. А товарищи все его глаза круглые сделали, удивились они, никто так раньше не делал, не благодарил начальника, но бегут, не встают как Вася.
Улыбнулся начальник и говорит ласково: Васенька, молодец, хорошо бегаешь, беги дальше. И легонько так, по домашнему компасом волшебным прикоснулся к плечу, мол беги. Вася его хорошо понял и зауважал. Побежал Вася впрерёд компаса, а начальник заулыбался сразу, хорошо бежит Вася! А громко разговаривать запрещено там было, на Вахте то. Бежит он значит, сила компаса волшебного действует на него и не слышит товарищей своих. А они ему шепчут, ну Вася, погоди! Мы за тобой не успеваем! А как дошептались до него, огорчил он их. Не могу, говорит, компас на меня действует волшебный. А уж после компаса, как лёг он на доску, уснул сию минуту. Спать то там на вахте 5 часов было можно. И кушать можно было полминуты всего, сколько успеешь.
Приехал Вася в казарму через недельку и счастье улыбнулось ему, спать 8 часов и кушать можно хоть 10 минут. И компаса главное, нет волшебного. И возрадовался Вася службе, подумал, хорошо служить и никогда больше не опаздывал в казарму свою.
Моей пробабушке сказку эту рассказывала её пробабушкина внучка - пробабушка моей пробабушки. В одной деревне, говорила, жили они