Святая к музыке любовь

Давыденко Елена Николаевна
Часть вторая

     В СТЕНАХ АЛЬМА-МАТЕР: "ВСЕ МЫ ЗДЕСЬ НАРОД ОСОБЫЙ...".
                ПАМЯТИ МОИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

                (к 125-летнему юбилею Гнесинки)


        На несколько секунд возникла пауза...
        Вспорхнули руки... Мягко и лирично
        с повествованием о чём-то личном
        плывёт мелодия под светлым парусом.
        И обнажив нахлынувшие чувства,
        нас поглощает магия искусства.
        В стремленье мысли вдохновением увлечь
        я сокровенную улавливаю речь.      


     Закончив с отличием музыкальную школу, при полном согласии и одобрении семьи Наталья решила поступать в Музыкальное училище им.Гнесиных. Успешно сдала экзамены, и в сентябре 1984 года пришло приглашение на обучение в классе Габриэлова Вячеслава Лазаревича. *
"Мудрый наставник, требовательный педагог, удивительно доброжелательный человек - таким знали и помнят его ученики. Для него все они были частью большой семьи; ему доверяли безоговорочно, его уважали, обожали, старались не подводить. Встречи у Габриэловых стали привычными, и  двери его дома приветливо распахивались для общения с друзьями. Прекрасные человеческие взаимоотношения в те годы сложились у Вячеслава Лазаревича с выдающимся пианистом, профессором Московской консерватории Владимиром Крайневым.

     Мы, ученики, для наших педагогов всегда были детьми - мальчиками и девочками, которые в 15 лет уехали из дома и постепенно привыкали к самостоятельной жизни в более, чем скромных, условиях студенческого общежития. Родители поддерживали моё обучение материально, выдавая на каждые 5-6 дней (все выходные я жила дома в Обнинске) небольшую денежную сумму, и ещё помогала ежемесячная повышенная стипендия (я старалась сдавать экзаменационные сессии на отлично). Также у меня была возможность пользоваться студенческой столовой, и несколько раз я видела там Филиппа Киркорова, в то время однокурсника, который учился на отделении "Актёр музыкального театра"  и казался мне скорее забавным пареньком, чем будущим королём отечественной эстрады.   
     Счастливым было общение с моими родственниками (семья родного брата моей бабушки жила в Москве)- у них мне нравилось гостить, всякий раз погружаясь в домашний уют и наслаждаясь приятными часами досуга, дарующими покой и теплоту. Не устаю благодарить судьбу за встречи с духовно богатыми людьми и всегда стараюсь впитывать самые лучшие человеческие качества.
     Преподаватели, по-возможности, скрашивали наш сложившийся быт, искренне переживали за здоровье, настроение, встречающиеся неудачи и всегда радовались вместе с нами достигнутым успехам.
Мне запомнилась Черняховская Серафима Израилевна, которая вела курс камерного ансамбля. Для выпускного экзамена была выбрана соната С.Франка для скрипки и фортепиано. Часть занятий проходила у Серафимы Израилевны дома.
Едва я появлялась у двери в квартиру, пожилая учительница в ответ на моё приветствие улыбалась, кивала головой и произносила своё неизменное: "Сначала мыть руки и проходить на кухню обедать. Занятия - потом; Франк немного подождёт...". Такие простые и необходимые бережные отношения создавали особую атмосферу полного  доверия и поддержки.
И успех не заставил себя долго ждать: мы со студенткой из Вьетнама стали призёрами конкурса камерных ансамблей."

     Наталья отличается отзывчивым характером, и однажды (в 1987 году), работая заведующей  нотно-музыкальным отделом Обнинской Центральной библиотеки, я пригласила её выступить на открытии "Музыкальной гостиной" для камерной аудитории (это были учащиеся в возрасте от 14 до 18 лет). Отправив красочные пригласительные билеты (с напечатанными в них стихами о музыке и программой вечера) каждому из ребят по домашним адресам, я испытывала немалое волнение: придут ли?..  Собралось примерно 25 человек в небольшом помещении, где стояло фортепиано, а по обеим стенам были расставлены удобные банкетки; присутствовали также библиотекарь и преподаватель музыки из общеобразовательной школы. Наталья выбрала для выступления одну из любимых и непростых Прелюдий А.Скрябина. Почему вдруг погас верхний свет - до сих пор не могу понять... Горел только небольшой трёхрожковый подсвечник рядом с фортепиано, и молодой пианистке пришлось играть серьёзное произведение при весьма тусклом освещении. Когда прекрасная музыка и одобрительные возгласы стихли, Наталья подошла ко мне и несмелым, приглушённым голосом спросила:"Ну, как я?.. Всё нормально звучало?..". Я обняла свою родную племянницу со словами:"Спасибо тебе, моя милая! Ты просто умница! Горжусь тобой!..".
 
"Именно в Гнесинке я открыла для себя Ф.Шопена. Получив задание разобрать 24 прелюдии, ничуть не сомневалась, что мне предстоит обычная рутинная работа. К моему удивлению, маэстро был недоволен: "Можно не спать ночь, провести часы, дни в поисках одной единственной верной интонации...". Он сел за рояль, и инструмент запел о бесконечной любви к родной земле, о жгучей тоске по Родине, об одиночестве. Звуки лились, превращаясь в изумительную по красоте мелодичную картину, мастерски наполненную истинными чувствами художника.
     Проводя многие часы за фортепиано, добивалась необходимого звучания, проникновения в музыку, душу Шопена - того, что требовал от меня мой учитель. На экзамене в конце года была исполнена соната Шопена - романтичного композитора, чьи произведения я буду включать в каждый концерт, вспоминая ценные слова своего наставника.
     "Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Георгий Свиридов  ощущали единственную ответственность - перед Богом. Это "мои люди", потому что они несли в себе величайшую вертикаль музыкальной культуры. Их профессиональный и нравственный объём мне, конечно, и не снится, а вот подобное отношение к ответственности художника - бесконечно близко и дорого." (В.Л.Габриэлов).

     Огромную роль в моём понимании личности композитора сыграли биографические издания, письма, художественные повести, критические заметки, а также записи произведений в исполнении выдающихся музыкантов, посещение концертов.
     Вспоминается приезд Владимира Самойловича Горовица в Москву (1986 год) и его концерт, который оставил особенно яркий след в моей душе. По желанию великого музыканта в столицу был доставлен его личный рояль "STEINWAY".
Студентам-музыкантам разрешили присутствовать на репетиции за несколько часов до долгожданного выступления гениального пианиста в Большом зале Московской консерватории.
     ...Слушатели замерли в ожидании чуда. Невысокий 83-летний человек в тёмно-синем костюме с бабочкой неторопливо вышел на сцену под встречающие его оглушительные аплодисменты. И каждый виртуозный пассаж, каждая красочная музыкальная интонация сопровождались бурей оваций, настойчиво требующих, умоляющих Маэстро играть ещё и ещё...
     В конце прозвучало знаменитое, невероятное pianissimo Горовица:
удивительным, изящным движением одного мизинца он, будто гладя клавишу, слегка прикоснулся к ней, и раздался фантастический, похожий на вздох, звук.
Зал встал. Горовиц загадочно улыбался...

     Нам, студентам, везло: в Москве проходил очередной Международный конкурс имени П.И.Чайковского, и мы с  друзьями проводили многие часы в Большом зале Московской консерватории, слушая претендентов на награды и звание победителя."
     Так постепенно формировалось понимание, что значит быть пианистом-профессионалом - это постоянное стремление суметь своим исполнением соединить выраженные в музыке авторские чувства и слушателей чувства, порождённые игрой и выливающиеся в благодарную реакцию - восторженное "браво!".
 
     Наталья закончила музыкальное училище с отличием и в 1988 году поступила в Российскую Академию музыки им.Гнесиных в класс Саца Александра Игоревича * - ученика выдающегося пианиста Леонида Брумберга.
     "Александр Игоревич - яркий представитель знаменитой династии, элегантный и деликатный, интеллигент и интеллектуал. И сегодня перед глазами его прямая фигура, зонт-трость, ставший излюбленным и необходимым аксессуаром. Блестящий пианист, он проводил мастер-классы, часто выступал с концертами и в одном из них (в г.Челябинске) однажды пригласил принять участие троих студенток. В память об этом событии я бережно храню афишу, а дома на полке стоят ноты с разбросанными по страницам и выполненными простым карандашом пометками учителя."
     В дальнейшем судьба сложилась так, что Вячеслав Лазаревич и Александр Игоревич уехали из России, а Наталья готовила выпускную программу с Гутманом Теодором Давидовичем *(учеником и ассистентом Генриха Густавовича Нейгауза).
     "Все уроки Теодора Давидовича были открытыми. Приходили студенты, тихонько усаживались в конце класса, слушали лаконичные и точные замечания великого музыканта, аккуратно записывали его бесценные рекомендации.
     "Технике исполнения научили всех - этим сегодня не удивишь. А передать чувства, заглянуть в душу творца могут лишь единицы." (Т.Д. Гутман).
     Несмотря на свои почётные титулы и заслуженные награды, Теодор Давидович жил в довольно скромных условиях, и часть занятий проходила у него дома - выдающийся педагог и пианист ухаживал за прикованной к постели женой. Когда я приходила в их небольшую квартиру, то всякий раз испытывала чувство некоторой неловкости: диванчик, на котором постоянно лежала пожилая женщина, стоял близко к роялю, и я не хотела доставлять ей какие-либо неудобства своей игрой. Замечая мою скованность, доброжелательная старушка неоднократно подбадривала меня и произносила: "Играй, деточка, играй!.. Мне очень приятно слушать твоё исполнение!.. Живая музыка только лечит - она, словно целебное лекарство, придаёт мне сил."  И я очень старалась оправдать это трогательное доверие человека с красивой душой.
      
     Настал день выпускного экзамена. Моему учителю около 90 лет, а он - за роялем, и мы играем концерт №23 для фортепиано с оркестром (переложение для двух фортепиано)В.А.Моцарта.

     https://www.youtube.com/watch?v=uqnHgPcD6fI
     Gnessin Masters Final Examination (video; May 1994)

     ...Вот такими знаменитые педагоги и блестящие пианисты остались в моей памяти и в памяти многочисленных учеников."               

    
* ГАБРИЭЛОВ ВЯЧЕСЛАВ ЛАЗАРЕВИЧ.
Известный музыкальный педагог, руководитель международных фортепианных мастер-классов в Югославии, Франции, Италии, Бразилии, США, профессор Российской Академии театрального искусства (ГИТИСа)- сложившаяся личность с успешной профессиональной судьбой. И кажется, что в такой насыщенной жизни, посвящённой любимой работе, уже нет места совсем новому делу, занимающему порой все помыслы. Но музыка рождается в душе человека, не спрашивая о желаниях и планах.
...В небольшой московской квартире не по-домашнему профессионально звучит рояль. На нём листы, томик стихов и свежая афиша. Красивый мужской голос поёт о временном и вечном... Последние репетиции перед премьерой под скромным названием "Всё для вас. Посвящается вам" - встречей с новыми песнями и романсами на стихи Марины Цветаевой и Булата Окуджавы. (Татьяна Мартюшева."У поэта соперников нету...").

* САЦ АЛЕКСАНДР ИГОРЕВИЧ.
Российский пианист, педагог, музыкальный редактор - он начал профессиональные занятия музыкой в 14 лет, когда стал брать уроки игры на фортепиано у Леонида Брумберга, ученика и ассистента легендарного Генриха Нейгауза.
С 1971 года - профессор Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. Жил в Австрии, был профессором Академии музыки и изящных искусств в Граце.В 1999 году стал приглашённым профессором Королевской Академии музыки в Лондоне. Проводил мастер-классы во многих европейских странах и в Австралии. Выступал с концертами в странах бывшего СССР, в Австрии, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Тайване. (Википедия).
"Александр Игоревич Сац оказал на меня огромное влияние. Он был уникальным человеком. Я летал к нему в Вену на частные уроки. Иногда он делал такие замечания, что было больно до слёз. А иногда закрывал крышку рояля и говорил: "Потрясающе!.. Пошли пиво пить". А.И.Сац не просто посвятил меня в тайны профессии, но помог мне найти себя." (Лилия Ященко. Борис Березовский. Интервью).

* ГУТМАН ТЕОДОР ДАВИДОВИЧ.
Пианист, заслуженный деятель искусств России, профессор Московской консерватории: он в 1926 году поступает в класс Г.Нейгауза, спустя 5 лет оканчивает Московскую консерваторию с золотой медалью и становится ассистентом в классе Г.Нейгауза. С 1944 года - профессор Музыкально-педагогического института им.Гнесиных.
Своим ученикам Т.Д.Гутман стремился открыть красоту музыкального мира в его многообразии, научить смотреть на мир с восторгом и удивлением, старался воспитать в них чувство прекрасного, а затем все эти ощущения воплотить в своей игре. В 1999 году японская фирма "DENON" выпустила два компакт-диска с выступлениями пианиста. Туда вошли сочинения Шопена, Шумана, Мендельсона, Брамса, Мясковского, Аренского. В 2005 году в Москве прошёл фестиваль, посвящённый столетию этого выдающегося педагога и музыканта. На него съехались его ученики, знаменитые сейчас во всём мире. (Википедия).         
"Везде и всюду я неустанно благодарю судьбу, что мне довелось взрастать и созревать как музыканту под руководством романтика и труженика, настоящего Артиста и великого Педагога Теодора Густавовича Гутмана."
(Вадим Монастырский. "Воспоминание об учителе").
11 ноября, в день рождения Т.Д.Гутмана, В.Монастырский (основатель пансиона для одарённых детей; профессор Иерусалимской Академии музыки и танца им. Рубина; до 1973 года совершенствовался у Т.Д.Гутмана в аспирантуре) и его однокурсник по Гнесинке и по классу Гутмана Игорь Лавров (ныне профессор Венесуэльской консерватории) давали большой фортепианный вечер (клавирабенд). (Википедия).


     Один из самых тёплых и искренних откликов:

     "Спасибо за такую работу!.. У Натальи были легендарные педагоги!.. Такое не проходит даром! Пусть несёт своё искусство в мир. Миру это просто необходимо!..".  Елена Шрамченко.  17.10.2020