Иван Купцов. Профессор с голосом Высоцкого

Миоль
   Одному из самых узнаваемых рязанских психологов – 85, но в это мало кто верит


                Получение диплома и получение знаний – не одно
                и то же. Люди перестали читать. Не только дети,
                но и взрослые, и даже преподаватели вузов.
                И.Купцов



Иван Иванович Купцов, кандидат психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ, Отличник народного образования РСФСР и СССР. ... Член-корреспондент Международной академии психологических наук.


   Когда в начале апреля я встретила на улице Ивана Ивановича Купцова – нашего главного литфаковского психолога, заведующего кафедрой в РГПИ 80-х годов, то подумала, что мне показалось. Не виделись тысячу лет, а он прошёл мимо – такой же, как и раньше – бодрый, узнаваемый, родной. Оставались секунды, чтобы окликнуть его, потому что он уже зависал над «зеброй», готовый к переходу площади Ленина. И тогда мы бы точно больше никогда не увиделись. Я робко окликнула. Он обернулся. Мгновение узнавания, и вдруг улыбка во всё лицо, и голос тот же, и модуляции. Интонациями он всегда напоминал хриплого Жеглова, который говорил, что «преступник должен сидеть в тюрьме» и итожил фразу рубленым жестом правой руки с вытянутым указательным пальцем. Совершенно не похожий на Высоцкого внешне, голосово и жестикуляционно Купцов на него походил очень.

   Неожиданная встреча на перекрестке оказалась тёплой. Иван Иванович сообщил, что ещё работает, показал рукой на ФСИН, приглашая зайти и поговорить, сказав, что 10 августа ему должно исполниться… 85 лет, но он ещё в боевом преподавательском строю, профессорствует, а потому повод увидеться – самый что ни на есть…

    И вот он – повод, канун серьёзного юбилея, к которому профессор Иван Иванович, именуемый любящими студентами всех поколений Купцом, подошёл, во всеоружии, в ожидании выхода очередной научной монографии.

    Я слушала энергичную речь Ивана Ивановича и мне казалось, что сижу на его лекции в далёких восьмидесятых прошлого века. И хриплый голос, и жесты – жегловские, и мысли – чёткие, и фразы рубленные, а за час беседы – вот она – вся биография, и не поверить, что скоро – 85, и что работает по полной программе. Не стареют душой ветераны, хотя внешне на ветерана он никак не тянет.

   Родился Иван Иванович в селе Одоевщина Сараевского района Рязанской области, в бывшем имении князя Одоевского. Четыреста домов насчитывало село, в ХIХ веке. Теперь села нет, но остался господский сад, принадлежавший князю Одоевскому.

   С Похвальным Листом (медали тогда не давали) окончив семилетку, по совету директора школы Александры Семёновны Малышевой в 1949 году поступил Ваня в Сапожковское педучилище, из которого выпустился с отличием. «Потому и школу я знаю с первой ступени и до выпуска», - говорит Иван Иванович. После училища был РГПИ, исторический факультет, который во время учёбы трансформировали в историко-филологический. Его Иван Иванович и окончил в 1958 году, получив направление на должность директора и учителя истории Которовской школы Елатомского (ныне Касимовского) района Рязанской области. 
 
   Начал своё директорство Иван Иванович с введения в селе единой школьной формы, которая, как пояснял он, «дисциплинирует учащихся и создаёт хорошую рабочую атмосферу на уроках». Сегодня разнопёрое одеяние учеников можно было бы вынести за скобки учебного процесса и обозначить как проблему.

   По воспоминаниям очевидцев, директором Купцов был не плохим, иначе бы не оказаться ему делегатом от Елатомского района на одном из учительских съездов, где и произошла его судьбоносная встреча с известным профессором психологии В.И. Селивановым, предложившим молодому директору поступить к нему в аспирантуру.
   Не случайно в жизни И.И. Купцова появилась Рыбновская школа-интернат, много давшая учителю-аспиранту в работе над будущей диссертацией, тема которой именовалась так:  «Психологическая характеристика преодоления недостатков собственного поведения подростков».
   Иван Иванович с гордостью говорит о том, что классификация подростков, выведенная им в диссертации, до сих пор остаётся единственно верной и делится на следующие группы:
1.Подростки, которые знают свои недостатки, стремятся их исправить и могут это сделать.
2.Те, кто знает о недостатках, стремится их исправить, но, в силу причин, сделать этого не может.
3.И те, кто знают (или не знают) о своих проблемах, но не стремятся их ликвидировать и бравируют своими недостатками.

 - Находящиеся в колонии, относятся к третьей группе, - резюмирует Иван Иванович. Первым это систематизировал и обобщил я, такой типологии до меня в науке не было. И нового ничего нет.
 
   После аспирантуры (1961 – 1964 г.г.) и защиты диссертации кандидат психологических наук Иван Иванович Купцов был направлен в Уссурийский педагогический институт старшим преподавателем кафедры педагогики, но преподавать пришлось психологию. Жена – Александра Михайловна, с которой 22 августа супруги будут отмечать 60 – летие совместной жизни (еще одна дата августа!) – сильный математик. Защищаться не стала, создавая условия для карьерного роста мужа и воспитания детей.

   Сын – Михаил Иванович Купцов,  кандидат физико-математических наук, защитил кандидатскую диссертацию на тему «Существование интегральных многообразий и периодических решений систем обыкновенных дифференциальных уравнений»,
отслужил 18 лет, снял погоны полковника, сегодня - доцент кафедры высшей математик Рязанского радиотехнического университета им. В. Ф. Уткина.
   Иван Иванович с гордостью отмечает, что «мы все – доценты и профессора, а наша мама и жена – академик, потому что всеми защитами мы обязаны ей!»

  В Уссурийске он начал с декана физмата, потом – деканствовал на филфаке, был проректором по учебной работе и в 1968 году стал самым молодым ректором в СССР.
    В 1973 году вернулись с семьёй на родину, в Рязань, в наш педагогический институт. Причина оказалась банальной – климат.

   - После смерти профессора Селиванова я возглавил кафедру психологии в РГПИ, а потом передал заведование моей дочери – доктору психологических наук, профессору Галине Ивановне Аксёновой, которая сейчас работает во ФСИНЕ, она –  полковник. Когда я перешёл в Рязанскую высшую школу МВД СССР, то заведовал первой в Союзе кафедрой – исправительно -трудовой педагогики и психологии. Коллеги работали в тюрьмах, в колониях, а я был единственным гражданским человеком, - вспоминает Иван Иванович.

    Монографии профессора И.И. Купцова интересны не только специалистам, но и широкому кругу читателей: 
«Младший школьник: особенности его интеллектуально-произвольных действий», «Внимание: подросток!»,
«Психология. Курс лекций».
 
   - В этом году готовлю к выходу ещё одну книгу в соавторстве с Т.В. Пивоваровой, называется она так: «Духовность, народность, патриотизм – основа возрождения великой России и воспитания общечеловеческих качеств у несовершеннолетних осуждённых», - говорит Иван Иванович и эмоционально добавляет, -  я работаю с молодёжью с 1961 года и могу констатировать, что сегодняшнее поколение охвачено духовной нищетой. Нет тяги к знаниям. Получение диплома и получение знаний – не одно и то же. Люди перестали читать. Не только дети и юношество, но и взрослые, и даже преподаватели вузов зависают на пустых сериалах и безнравственных шоу, игнорируя чтение. Довелось мне увидеть на сайте «ЛитКульт», как нынешние мерзавцы, именующие себя поэтами, не имеющие ни лица, ни имени, в один голос, после сообщения о его смерти, глумятся над памятью поэта Андрея Дементьева, на чьих стихах выросли поколения. Разве подобная гнусность имеет отношение к свободе слова? Ведь эти подонки вышли из стихов Дементьева, как из гоголевской «Шинели» - предыдущие поколения. И я знаю, что сегодня в окололитературных кругах не в чести и Пушкин, и Лермонтов. Как такое возможно? Откуда взяться духовности, если ни вуз, ни семья, ни многочисленные сайты не проповедуют культуру, не поддерживают тяги к прекрасному, а гасят их?! Это – унизительно для России.

   На фоне духовного обнищания, которого может не заметить разве что слепоглухонемой, спрашиваю профессора, что даёт ему надежду на великое возрождение России.

  - В первую голову ставлю Учителя. И Высшей школы, и средней, и начальной. И прошу написать с заглавной буквы слово «Учитель». И хотелось бы возродить достойное отношение к этой, не побоюсь сказать, героической профессии. Кем нужно быть, чтобы не понимать величайшей значимости учительства в развитии того или иного государства! Почему у нас люди этой профессии поставлены на колени? Почему наше образование так низко пало? Кого мы взращиваем на примере западных ЕГЭ? Я начал с педучилища и пединститута, прошёл через аспирантуру и защитился, работал деканом, заведующим кафедрой, проректором, ректором, и поныне – работающий профессор. Я знаю, о чём говорю и знаю, что есть пути возрождения нашей многострадальной родины. Но при этом надо очень захотеть, чтобы это возрождение началось. И  приложить все усилия к тому, чтобы нынешний развал и массовая бездуховность не смогли победить. И не должно быть по-другому!»
   И опять я услышала знакомые купцовско-жегловские интонации, и хриплый голос  делал нужные акценты, а рука, словно отсекая лишнее, усиливала и заостряла внимание на наболевшем.

   Совсем не изменился наш Иван Иванович! И это по-настоящему радует, ибо на фоне всеобщей глобальной нестабильности сохранились ещё ценности из прошловековой жизни, которые не гибнут под обломками безликой упрощённости и глянцевого обезличивания сегодняшнего дня, а где-то робко произрастают тонким стебельком. 
И он, профессор Иван Иванович Купцов, как раньше, смеет надеяться на почти призрачное светлое будущее, всё больше напоминающее мираж. И отчаянно в это веруют. Не верит, а именно верует. И дай ему Бог здоровья и силы пронести огонь своей веры ещё как можно дольше.
  С юбилеем Вас, дорогой Иван Иванович!


22 - 25.07.2019



Специально для «Новой газеты»


31 июля 2021 не стало Ивана Ивановича Купцова