Семейные хроники. 1941-1945 гг. Начало войны

Вера Столярчук
                ПОВЕСТЬ - ВОСПОМИНАНИЕ               
     Что знают молодые люди, родившиеся в XXI веке о Великой отечественной войне? Что знаем мы – дети середины двадцатого века -  о тех  страшных сороковых годах? Об этом могли бы рассказать наши родители, но,  к сожалению, многих из них уже нет в живых.  Ветераны, свидетели минувшего уходят в вечность... Когда-то  мы слушали их рассказы  на школьных собраниях, во время застолья на святом для них празднике Победы, в минуты неожиданных особенных откровений…  Но не всегда эти откровения были услышаны нами, а  некоторые  -   просто  забывались.
      С каждым годом паутина времени всё больше и больше закрывает от нас  чувства, мысли советских  людей,  их принципы, которыми они руководствовались, совершая те или иные поступки. Многое остается   необъяснимым с современной точки зрения, и тогда рождается непонимание тех событий, неверное их толкование, а в ряде случаев намеренное передёргивание и искажение исторических процессов.  Но найти истину нам помогают те крупицы  воспоминаний, которые  несмотря ни на что остались нам  в наследство! Из  обрывков, вдруг всплывших из памяти  фраз, из  настроения,  с каким они были сказаны, из  умышленного  замалчиванию некоторых подробностей  вдруг начинает вырисовываться  реальная картинка прошлого. Пусть небольшая, но достоверная!
 
                22 ИЮНЯ 1941 ГОДА
ОТ СОВЕТСКОГО ИНФОРМБЮРО:
«Внимание, говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое, враг будет разбит. Победа будет за нами!»
                ***
             Сколько же ей было лет: тринадцать, четырнадцать? Всё-таки тринадцать. Десятилетия прошли с тех пор. Ей уже за семьдесят!  Многое случилось за прошедшие годы.  Разве  в одночасье всё  вспомнишь?!   Но  тот последний мирный день, последнее  мирное  воскресенье перед страшной войной – забыть невозможно!
               
     Она помнила  этот день  поминутно:  как встала рано утром, одела свою любимую «матроску» (белый костюмчик с отложным воротничком),   заколола надоевшую чёлку, что вечно лезла в глаза, забежала на кухню, взяла со стола пару пирожков  и, чмокнув маму в щёку, побежала к старой казарме, где ждали   закадычные подружки: Зоя и Анфиса.
      Воскресенье… Парк … Много людей. Гуляют целыми семьями. Звучит музыка. На аттракционы  и за мороженым - очереди. На лодочной станции – столпотворение. Все хотят быть поближе к воде. Жарко!  Тома,   Анфиса и Зойка отпросились у родителей съездить в парк культуры и отдыха  (как тогда называли все парки с аттракционами и культурно-массовыми развлечениями).  Девчонки чувствовали себя невероятно взрослыми. Они задались целью обойти все качели-карусели, благо деньги им родители выделили.  Переходя от аттракциона к аттракциону  и  уплетая за обе щеки очередную порцию  мороженого, они вышли  на боковую  аллею, где не было репродукторов и почти не было людей. И только далеко впереди маячила  живописно-яркая группа  цыганок.
     И тут Анфиску, как самую старшую,  осенило:
 - А давайте цыганок попросим  погадать!
 - Не раскатывай губу! Без денег они гадать не будут! – возразила Тома.
 -  А я ещё не на всех аттракционах покаталась! – добавила Зойка.            
 - А мы попробуем без денег!- загадочно сказала Анфиска и, взяв подружек за руки,  рванула  к  цыганкам. А те, шумною толпою окружив нескольких   молодых женщин,  и уже, взяв их в оборот,  затянули своё: «Позолоти ручку, бриллиантовая!  Всю правду скажу!» 
     «Тётенька, ты сначала погадай  нам! Ну, что тебе стоит!» - прицепилась Анфиска к одной из цыганок и подтолкнула подружек  -   мол, тоже просите.  Девчонки не заставили себя долго ждать, и что есть мочи   начали клянчить:  «Погадай, погадай, тётенька! Пока не погадаешь, не отстанем!» Такая ситуация совершенно не устраивала  гадалок, потому что голосистые наглые девчонки  мешали  их работе с  потенциальной клиентурой.  Цыганки отмахивались от подружек, как от назойливых мух,  что-то кричали на своём языке, но не на тех напали - девчонки не отступали. Тогда одна старая цыганка, подойдя   к  подружкам, резко сказала :  «Всё! Всё! Отцепитесь! Не мешайте взрослым! Я сейчас вам всё  расскажу.  Слушайте!»
     Она посмотрела на худенькую, маленькую Зойку в нарядном цветастом сарафане и изрекла:  « Далёко отсюда   уедешь, в другую страну!  Деток  много нарожаешь!»
     «А ты, - старуха ткнула пальцем в Анфису, которая довольно улыбаясь, кокетливо накручивала на палец прядь длинных каштановых волос, --  в девках родишь. Хоть  и красивая, да не будет тебе счастья!»
     Цыганка  внимательно  поглядела  на  серьёзную  Тому и   сказала: «Любовь у тебя большая будет.  Намного старше тебя  муж будет,  полюбит тебя сильно, беречь тебя будет, будто не муж, а отец родной!»
     Сказала, а потом резко развернулась и пошла своих товарок догонять.   Не успели девчонки слова вымолвить, как цыганок и след простыл. 
- Что она мне такое насочиняла, ведьма старая! – возмущалась  Анфиса. – Что я, дура какая-то,  без мужа ребёнка растить! Хватит, насмотрелась на свою мать!
 -  Зачем мне много  детей! Ну, двое и хватит. Я вообще одна у родителей,  и как-то не страдаю от этого, -  недоумевала Зоя.
- А  у меня ?! Муж  -  старик ! Да, что я с ним делать-то буду? Кашкой-малашкой  кормить!  Мои мама с папой ровесники, везде вместе: и на работу, и на стадион, и в клуб. А со стариком куда пойдёшь?  -  разволновалась Тома.
     Так разговаривая,  девчонки незаметно для себя вышли на центральную аллею. Они настолько  увлеклись обсуждением своих  впечатлений от услышанного, что не обратили внимания, как всё вокруг переменилось! Почему-то перестала  звучать музыка,  с лиц прохожих  исчезли улыбки,  а количество желающих покататься  значительно уменьшилось.  Из репродукторов доносилась  чья-то речь. Девочки  уловили несколько фраз:
 «…германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города — Житомир, Киев, Севастополь, Каунас … Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финляндской территории…»
«…это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключён договор о ненападении, и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора…»
«…эта война навязана нам не германским народом, не германскими рабочими, крестьянами и интеллигенцией, страдания которых мы хорошо понимаем, а кликой кровожадных фашистских правителей Германии, поработивших   французов, чехов, поляков, сербов, Норвегию, Бельгию,  Данию, Голландию, Грецию и другие народы…»
     Люди  как завороженные стояли под репродукторами и слушали выступление комиссара иностранных дел  В.М. Молотова, а потом начали массово покидать парк.  В воздухе повисло страшное слово: «Война!»
     Но девочки не очень сильно расстроились, услышав это выступление.  Ведь незадолго до этого  была война с Финляндией, военные действия в Испании. Однако, всё это   происходили  далеко от Москвы и не задевало  интересов  их семей. Подружки, конечно, как настоящие пионерки, переживали  и следили за передвижением советских войск на границе с Финляндией,  поддерживали  на пионерских сборах воинов-интернационалистов, борющихся против режима Франко и в знак «поддержки» испанских коммунистов носили  пилотки с кисточками – «испанки». Но эти войны быстро  заканчивались, а небо над Москвой оставалось чистым.
     Девчонки еще немного погуляли в парке, а потом решили покататься на метро. Ведь недавно построенный московский Метрополитен  был настоящим  чудом! Подземный дворец с новенькими  поездами, лестницами-чудесницами, которые везли пассажиров вверх-вниз! Их катание затянулось до вечера.
               
     Когда Тома вернулась домой, на пороге её встретила встревоженная мать:
 - Почему так долго? Ты  что не слышала? По радио сообщили:  война началась!
 - Ой, мама! Ну, какая там война! Красная армия всех победит в один момент! Сколько этих войн было! Они все на границе заканчивались!
 - Нет, всё очень серьёзно и надолго! – сказал отец.
      В этот же день  по радио  передали первую сводку главного командования Красной Армии. 
От советского информбюро:
 «…Регулярные войска германской армии  атаковали наши пограничные части на фронте от  Балтийского до Чёрного моря.. . Во второй половине дня германские войска встретились с передовыми частями полевых войск Красной Армии. После ожесточённых боёв противник был отбит с большими потерями. Только в Гродненском и Кристынопольсном направлениях противнику удалось достичь незначительных тактических успехов и занять местечки Кальвария, Стоянув и Цехановец (первые два в 15 км. и последнее в 10 км. от границы). Авиация противника атаковала ряд наших аэродромов и населённых пунктов, но всюду встретила решительный отпор наших истребителей и зенитной артиллерии».

     Через несколько дней Тома с братом провожали отца на фронт. Он обнял дочь и сказал:
 - Тяжело тебе придётся, «барыня» ты моя! Мама твоя на работе всё время будет, а ты на хозяйстве! Но и про школу не забывай! Хорошо учись! Война кончится, ты в «медицинский» поступишь.
- Я хочу учительницей быть, -  возразила Тома.
- Ну, учительницей так учительницей. Значит в «педагогический» пойдёшь, – улыбнулся отец. А потом погладил по светлой кудрявой головке  Юрасика,  которому только-только исполнилось четыре годика, и продолжил: 
- Присматривай за нашим «седым клопиком» и маму береги!  Ты у меня девочка серьёзная,  ответственная, я на тебя надеюсь. Ты справишься!
Отец поцеловал детей и ушёл на долгих четыре года …
                ***
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА: 
"...Первый  массированный немецкий налёт на Москву был предпринят в ночь на 22 июля 1941 года. За первым налётом последовали два, почти таких же мощных. Но бомбёжки не нанесли городу существенного урона. За июль 1941 — январь 1942 года, к столице прорвалось только 229 из 7146 самолётов врага..."


Продолжение http://www.stihi.ru/2019/05/23/3408