Поэтическая техника и способы её совершенствования

Владимир Лисуков
Человек, принявший решение облагодетельствовать человечество путем написания стихов, знает, что есть такая РИФМА. Если она присутствует в тексте, значит это стихи, а если нет – то проза.
Это он конечно по наивности и неопытности, потому что стихами может быть признано всё, что угодно какой-либо поэтической тусовке.
И по поводу рифмы он тоже заблуждается. В том смысле, что понимает, что это такое. Тут филологи расстарались так, что нормальному человеку просто остаётся разводить руками.
У меня вообще складывается впечатление, что люди, написавшие тома про устройство поэтического языка, к поэзии не имеют никакого отношения, потому что не слышат поэтический слог, а читают его по бумажке. А это совершенно разные вещи.
Освежил в памяти филологическую терминологию и, в очередной раз, подивился её формализму. Очень захотелось применить более хлёсткий термин, но мы же интеллигентные люди.
На сколько я понимаю, поэтическое слово - это записанное движение звука и, если повезёт, то эмоций и смысла. Велимир Хлебников прекрасно обходился без последних двух признаков и, тем не менее, у него получались стихи. А ещё целая плеяда очень приличных поэтов впитала эту хлебниковскую звукопись, сделав её базовой в своём творчестве.
Прежде всего сюда, конечно же, нужно отнести Владимира Маяковского. Но и Бориса Пастернака, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского.
Это те ПОЭТЫ, которые целиком копировали разработки Велимира Хлебникова. Но сам принцип звукописи вошел в сердцевину творчества всех без исключения известных русскоязычных поэтов 20 века.
Для того, чтобы звукопись стала элементом вашего творчества, вам надо научится СЛЫШАТЬ то, что вы пишете сами, и то, что написано другими. Тогда ДИССОНАНС станет для вас не одной из форм «бедной» рифмы, а очевидной ОШИБКОЙ, подлежащей исправлению.
Как учиться? Начинайте с музыки. Попробуйте почувствовать отличие ЧИСТОГО исполнения от КАКОФОНИИ. Если получится, вам не сложно будет услышать мелодию стихотворения, отстранившись от конкретного его содержания. Со временем вы научитесь совмещать это с ритмом, эмоциональным фоном и смыслом стихотворения. Но это позже. Начинать нужно с простого. Хотя бы с того понимания, что РИФМА – это СОЗВУЧИЕ, а не «сонаписание», и, как положено любому созвучию, оно бывает ЧИСТЫМ, по недоразумению именуемым дурацким термином «богатое», и ГРЯЗНЫМ до такой степени, что, как его ни называй, созвучием не является.
Почувствовав это, вы никогда больше не согласитесь на ГРЯЗЬ в своих стихах, а станете всегда добиваться ЧИСТОТЫ их звучания.
Но мелодия рифмы – это самый низкий уровень поэтической техники. Гораздо важнее мелодия самого стихотворения. Ритмическая составляющая начинающим графоманам даётся куда легче. Если, конечно, её слышат, как ритм, а не считают слоги.
От мелодической окраски зависит не только эффективность воздействия на читателя, вплоть до его подсознания, но и комфорт восприятия тех чувств и мыслей, которые вы собираетесь до него донести.
Это слишком сложная материя, чтобы изложить её вот так мимоходом. Чем-то поможет начитанность, море проб и ошибок. Но главное – это такое наполнение себя словами и чувствами, мыслями и жизненным опытом, что черновая работа начнёт проходить внутри вас, автоматически выдавая нагора удобоваримый материал. Вы не должны подыскивать подходящее слово. Слова должны сыпаться из вас потоком, со временем всё малочисленнее и точнее, а вам останется только выбирать лучшее. Если вы не достигли этого уровня – вы пока ещё не только не поэт, но даже не квалифицированный графоман.
Я ничего не знаю про ПОЭЗИЮ изнутри. Она мне только грезится, как недостижимый мираж. Но если рассуждать логически – это уровень полного автомата, напоминающего транс, когда нет никакого перехода между внутренней сутью поэта и нарождающейся строкой.
Пусть это недостижимая мечта, но ничто не мешает нам иметь её в качестве путеводной звезды.
И не отчаивайтесь, что сегодня вы всего лишь жертвы могильщиков поэзии, предлагающих вам легко и быстро стать знаменитым. Дорогу осилит идущий. Или ну его и будем пытаться получить от жизни по максимуму.
Третьего не дано. Ну, и выбор, само собой, за вами.