Трагедия греческой трагедии - цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

“Театр”, “теория”, “теорема” -
Одним началом рождены. 
А родственность - раскрытие темы
И в этом есть их цель и смысл.    (1)

Поставить правильно задачу,
Что нам известно, а что нет.
Вопрос задать: “что делать дальше?”
И тщательно искать ответ. 

Проверить массу вариантов,
Есть те, что заведут в тупик.
В решении блеснуть талантом,
Сорвав аплодисментов миг.

Всё это греки понимали
Их корни слов дошли до нас.
О, если б это только знали
И звёзды сцены и парнас.

(1)     Theatai - (гр)  наблюдать


АНТИФАН

Был автор греческих трагедий -
        Антифан,     (1)
Есть одно его мнение -
        Fun,        (2)
Считал на севере, где холод -
       Страна,
Звук там мёрзнет сорвавшись,
       До дна.
И каждый звук там льдинкой
       Своей.
И детский смех, и звон
       Звонарей.
И лишь весной звуки те
       Оживут.
Тают льдинки везде
       Там и тут.
Он о Сибири тогда -
       Не слыхал,
В тёплой Греции холод
       Не знал.
Но хотел, чтобы смех
       И чтоб стон
Мир услышать бы мог,
       Но потом...

(1) Антифан - (ок. 408 — 334 до н. э.) — древнегреческий комедиограф, один из наиболее значительных представителей аттической комедии.
Отличался большой творческой плодовитостью: ему приписывали авторство от 260 до 365 комедий. Ни одна из них не дошла до наших дней полностью.

(2) Fun (англ) - веселье



ЗАЧЕМ НУЖНЫ ТРАГЕДИИ

Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?

Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?

Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она. 

Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут. 

Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши. 


КАТАРСИС

У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий    

«Катарсис» - было то понятие.   (1)
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.

Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?

Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.

Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём. 

Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.

Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".

Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Были религии учения -
Мол "не греби всё под себя".

Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!


(1) Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.


ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ

Трагедия греческой трагедии, (1)
Что зрителя сегодня нет.
Для бури чувств и любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.

Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы (2)
Речитативом дифирамбы.   (3)

Софокл мудрейший, Еврипид (4, 5))
Слезу из камня словом выжать...
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий, что не выжить. 

Там жизнь богов, там смерть принцесс.
Там Прометей, Эдип, Электра
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.

Там Агамемнон, Ахилес,
Там Пифия пророчит  судьбы,
Там Антигона - верность, честь,
Там жизни смысл даётся людям.

Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать что ждёт или узнать -
Случится. И не будет чуда.

Там с персами идёт война,
Там социалные законы,
Там слухи, сплетни и молва,
Ну как на лавочке знакомой.

Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига
И хор вступает, когда надо.

В амфитеатре все в слезах,
Артист - он не звезда, он в маске.
Но знают автора и чтят
Как олимпийца - лавр и ласки.

Шекспир у них учился, Фрейд
По ним он комплексы назначил.
Любил их Ницше. Его след -
Он Дионисом подпись ставил.   (7)

Теперь всё можно и без чувств,
В печали лишь одни поэты. 
Трагедия - первой из искусств
Проникла в душу человека. 

Нам не понять тех чувств, той веры
В судьбу, в оракулов, в богов...
Для психиатров - примеры,
Для нас - история всего.

(1) Древнегреческая трагедия — древнейшая из известных форм трагедии.  Происходит от ритуальных действ в честь Диониса

(2) Дионис, Вакхос, Бахус младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза.

(3) Песни в честь Диониса именовались в Греции дифирамбами.

(4)  Софокл — афинский драматург, трагик. 496-406 до нэ

(5) Еврипид — древнегреческий драматург, крупнейший (наряду с Эсхилом и Софоклом) представитель классической афинской трагедии. Написал около 90 драм, из которых до нас дошло 17 трагедий. 480-406 до нэ

(6)  Эсхил - 525 до н. э. — 456 до н. э.)— древнегреческий драматург, отец европейской трагедии. Он придумал вид выступлений в театре — трагедию.

(7) Последнюю свою запись Ницше подписал Дионисом.


ЕСТЬ ЖИЗНЬ У ГРЕЧЕСКИХ ТРАГЕДИЙ

Есть жизнь у греческих трагедий
Тысячелетия им срок.
О них наслышаны мы мнений,
Но не усвоен их урок.

Они как зеркало для нас
Для душ тревожных и мятежных.
Их красота внушает страх
Опустошённых и безнадежных.

Там на пределе все живут
В конфликтах, на мече эмоций.
Там друга убивает друг
И в жертву обществу приносит. 

Там ярость с скорбью сплетена,
Мораль с двусмысленностью спорит.
Там те у власти, у руля
Бесправных унижают более. 

Там правосудие не всегда,
Интрига под вуалью тонкой.
Из камня выжмется слеза,
И зрители потом довольны. 

В них узнаете вы себя,
Коль страсти отпустить на волю.
Но мы умнее. Нам нельзя,
А то разделим греков долю.


ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИЙ

О философии трагедий
Писали много диссертаций
И много самых разных мнений
От порицания до оваций.

Чужды нам чувства, что трагичны,
Поднятых из глубин души;
Для поколения циничных
Всё это - рыбы крик в тиши.

Живём средь нищих мы спокойно,
Пусть в кружку бросим медный грош.
Среди трагедий недостойно
Счастливым быть нам невтерпёж.

А в чём трагедия философии?
Кто глубину её познал?
Как Ницше написал те строки,
Себя “трагическим” назвал.

Как и трагедию философию
Забыл наш интернетный век.
Спешим, нам думать не по профилю,
И чувств отсутствие - успех. 

ПОНЯТИЕ ГАРМОНИИ

Когда-то в древней мудрой Греции
Была Гармония, был Хаос.
Порядок был в противоречии
С бесформенным - так им казалось.

Она пришла из Гераклита -
Для нас он первым дань ей дал -
Всего различного единство
Её Гармонией назвал.

И математик Пифагор
Создал эстетики основу,
Считал Гармония - не вздор,
А суть всего, что мило взору.

Художник или музыкант
Ту суть извлечь из вещи должен,
И если в нём сидит талант,
Извлечь Гармонию он сможет.

Платон считал её основой
И суммой качеств человека,
Что тело лишь душе опорой
Быть гражданином (ну и греком).

Нет, не поверхностна Гармония.
Единство разных всех частей,
Что заполняют все пробои
В вещах, в душе сливаясь с ней.

И если личность гармонична,
То вместе тело и душа
В ней уживаются отлично...
Идея греков хороша.

Но как любые идеалы
Живёт в скульптуре и в струне…
Гармонии в людях очень мало,
Так может кажется лишь мне.

Хаос - первичное состояние Вселенной, бесформенная совокупность материи и пространства (в противоположность порядку).


ЭПИЛОГ

"История любит повторяться -
Была трагедия, стал фарс".
Слова придуманы когда-то,
Давно сказали Гегель, Маркс. 

Трагедия в двадцатом веке
Коснулась всех - тебя, меня...
И фарс идет ему на смену,
Сравни события в свете дня:

Страна встает из унижения,
Из поражения в войне,
И начинается движение -
Мы лучше, мы достойней всех.

Вооружились под завязку,
Взялись за пересмотр границ.
И вождь великий неустанный
Так мудро, чутко смотрит вниз. 

В трагедии конец печален,
И в фарсе смех лишь для глупца.
И там, и там народ шагает
К ножу...   Послушная овца.