Самое главное произведение русской литературы

Дмитрий Шарко
Слушать https://youtu.be/1Y6XLyAkwU4

Ярослав Мудрый (1019-1054), впервые не зависимо от Константинополя в 1051 году поставил в митрополиты не грека, а  "русина", звали его Иларион (? - 1067).
Иларион  обладал выдающимся красноречием, однажды его пасхальная проповедь в храме Святой Софии была записана и она дошла до нас в виде текста "Слово о законе и благодати".
По мнению философа Дмитрия Лихачева (1906 - 1999) это одно "из лучших произведений мирового ораторского искусства", а по словам митрополита  Ленинградского и Ладожского Иоанна Снычева (1927 -1995) “Слово” является едва ли не единственным памятником 11 - го века, в котором употреблено словосочетание “русский народ”, а не обычное для того времени понятие “Русская земля”.
С этого произведения и начинается русская литература.
В чём же его неимоверная крутизна?
Оно задаёт матрицу для всей русской литературы.
И в нём помимо появления понятия "русский народ" есть ещё два важных утверждения.
Первое это то что все народы равны.  Потому как Евангелием и крещением Бог „все народы спас”.
Второе, то что благодать выше закона. Проще говоря сердце  важнее разума и справедливость выше правил.
"Не видел ты Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев Его, не веровали; ты же, не видев, уверовал. Поистине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20,29)."
С такими словами Иларион обращается к князю Владимиру крестившему Русь. Не видел, но поверил. то есть не за разумом шел, а за чувством.
Интересно, что равноапостольный Владимир и князь Ярослав именуются в "Слове" каганами, так назывались правители Хазарского канагата. Еще недавно Русь была подчинена хазарам. Только в 965 году славяне разбили Хазарский каганат, но название правителя всё еще было хазарским. Хазары как известно были иудеями.
И в "Слове" есть мысли за которые Иларион  - основатель Киево-Печерского монастыря может быть вполне признан  современными лидерами общественного мнения антисемитом.
У Илариона земное представляют иудеи: "Иудеи ведь соделывали своё оправдание в мерцании свечи закона, христиане же созидают своё спасение в сиянии солнца благодати. Ибо иудейство посредством тени и закона оправдывалось,  но не спасалось. Христиане же поспешением истины и благодати не оправдываются, но спасаются.
В иудействе тем самым — оправдание, а в христианстве — спасение. И оправдание — в сем мире, а спасение — в будущем веке. Потому иудеи услаждались земным, христиане же — небесным. И к тому же оправдание иудейское, по причине ревности подзаконных, было убого и не простиралось на другие народы, но свершалось лишь в Иудее. Христианское же спасение — благодатно и изобильно, простираясь во все края земные."
Христианство интернационально, иррационально, чувственно и блаженно, а значит не от мира и не нежизнеспособно на земле, ибо надеется на спасение в будущей жизни, а не на разум и закон в этой - настоящей.
Иудаизм разумен, националистичен, практичен и цель его - власть над материальным, а значит по идее реальная земля должна принадлежать в итоге иудеям.
Вот такая матрица. Судите сами прошло 1 000 лет после "Слова" Илариона. Рассеянные по миру евреи собрались в своём государстве и имеют сильное влияние в самой могучей стране мира. А некогда единая Россия распалась на враждующие куски.
Единственное, что тут можно сказать - "Ещё не вечер...".
"Да не отпадут от веры слабые в вере, в меру наказывай, но безмерно милуй, в меру уязвляй, но милостиво исцеляй (ср.: Ос. 6,1) в меру ввергай в скорбь, но вскоре утешай, ибо не в силах естество наше долго сносить гнев Твой, как и солома — огонь!" - просит бога русский митрополит.
Разум и чувство, закон и благодать. Удастся ли нам русским соединить это без ущерба для одного и другого?