Кочевники, цикл

Оскар Хуторянский
СКИФЫ

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами
                А. Блок, “Скифы"


Писал о скифах  Пушкин, Блок,
Но кто такие эти скифы?    (1)
Какой оставили урок?
Что было правдой, а что мифом?

Чем отличаются от гунна,
Да и различны ли они?
Оставили они культуру?
Куда исчезли их волхвы?

Другим предсказывать умели
Судьбу и смерть, но не себе...
Итак, о скифах знать хотели?
Даю историю в стихе:

История скифов интересна -
Похоже северный Иран
Рождения их было местом
Осели ж с Крыма до Балкан.

Владели Крымом и для греков
Народы северных земель
Все были скифы и Олег был
Что щит прибил на их же дверь.

Великой Скифией прозвали
То царство с золотым зерном,
Рабынь и шкуры поставляли
Эллинам, Риму же потом.

Был скифом Прометей известный,
Он людям дал огонь с небес…
Вы это знали?  Интересно?
“Кентавр” - был скифов тех портрет.

Был скиф ужасен в ближнем бое -
Убив врага, снимал он скальп,
Пьянил себя врага же кровью
А кожа рук шла на колчан.

Из черепов их были кубки,
Как нравится такой вам враг?
И конный строй их был не шуткой
Вгонял он многих в смертный страх.

Исчезли скифы, растворились…
Но для Европы Русь всегда
Была страной, где жили скифы,
Страшна  о них была молва…


(1) Греки звали их “скифы", римляне - “сарматами”, персы - “саками” или “массагетами”.


АМАЗОНКИ

В подвиге третьем разбил амазонок он мужеобразных.
                Гомер, "Илиада"
Амазонки - одичавшие домохозяйки
                Народная мудрость

В истории много белых пятен
Сегодня об одной из них -
Об амазонках. Мне неясен,
Что жизнь их - правда или миф.

Их греки мифом не считали
Ни Геродот и ни Плутарх.
Они с Гомером прославляли
Тех, с кем не справились в боях. 

Встречался с ними Одиссей,
Сам Александр знал их устои
И в битвах не было смелей
Тех всадниц с луком в битве Трои.

Почти, как женский батальон
У Зимнего последней цепью...
Матрос с Авроры - знал ли он
Про амазонок древних сплетни?

Не знаю, была ли сладка
Победа.  Ведь мудрец заметил:
«Будь осторожен ты когда
Тигрицу ты поймаешь в сети. «

Их также знали на Руси
Писали в летописи древней
О девах-воинах. В чести
Они слыли по слухам верным.

Турецкий берег Черноморья
Была их родина тех лет.
От Ареса и от Гармонии
Вели свой родословный след. 

Он - бог войны и олимпиец,
Она - богиня миролюбия...
Потомство - амазонки имя,
Отвага, гордость, честолюбие!



ГУННЫ

Не сдвинемся, когда свирепый гунн
В карманах трупов будет шарить,
Жечь города, и в церковь гнать табун,
И мясо белых братьев жарить!...
        А. Блок, "Скифы"

Был гуннов вождь в те времена (1,2)
Связавший Азию с Европой,
С ним кочевые племена
Были послушны как Остготы.

Послушна воле полководца
Его огромная держава,
От Волги к Рейну все народы
Власть над собой признали правом.

В германских сказках он записан
А также в скандинавских сагах
У тюрков и у акациров (3,4)
В рассказах устных и балладах.

Ему платила Византия
Дань в золоте - лишь только мир (5)
Сначала с братом власть делил он
Но стало тесно - Умертвил.

Подмял не только Византию
Успешно с Римом воевал,
Был “Бич земли” - такое имя
Ему сам Папа Римский дал.

Рождение города Венеция (6)
Было обязано ему -
Бежала масса населения,
В лагуны гунны не идут.

Он брал и Кёльн и Орлеан,
В Провансе был. Свою империю
От Волги к Рейна берегам
От Балтики до Крыма мерил.

Убит очередной женой
По слухам древним и нетвёрдым.
А профиль серебром его
В Алма-Ата монетой чёткой (7).

 
(1) Аттила — правитель гуннов с 434 по 453 год, объединивший под своей властью остальные тюркские, а также германские и другие племена, создавший державу, простиравшуюся от Рейна до Волги.

(2) Гунны — кочевой народ, вторгшийся в 70-х годах IV века из Азии в Восточную Европу. Гипотеза о происхождении гуннов от центрально-азиатского народа хунну, упоминаемого в предшествующее время в китайских источниках, принимается большинством учёных

(3)Тюрки (также тюркские народы, тюркоязы;чные народы, народы тю;ркской языко;вой группы) — этноязыковая общность. Говорят на языках тюркской группы.

(4) Акациры — кочевой, скотоводческий народ, обитавший в III — IV веках на территории Европы от Приднепровья до Восточной Прибалтики и верховий Волги.

(5) Аттила заставил византийского императора Феодосия Младшего выплачивать ежегодную дань в двойном размере (700 литр золотом, то есть 230 кг) и наложил другие тяжёлые условия сохранения мира.

(6) Люди начали селиться в Венецианской лагуне после нашествий варваров — вестготов, гуннов Аттилы и лангобардов — прошедших здесь в V—VI веках и опустошивших города на континенте, наиболее значительным из которых была Аквилея. Городское поселение на островах Венецианской лагуны начало создаваться во второй половине VI века

(7) В 2009 году Нацбанк Казахстана выпустил памятную серебряную монету «Аттила» в серии «Великие полководцы» номиналом 100 тенге и тиражом 13 тысяч штук. Монета «Аттила» изготовлена из серебра 925 пробы, масса 31,1 грамма, диаметр 38,61 мм


ПЕЧЕНЕГИ

В истории Киевской Руси
Печально помнят печенегов - (1)
С Аскольдом были их бои (2)
И Игорь другом для них не был.

Но кто они? И почему
В степях российских оказались?
Ведь из-за Каспия пришли -
От засухи они спасались.

В девятом веке, под давлением,
Они форсировали Волгу -
На Крым и Киев их стремление
И столкновение с Аскольдом.

В борьбе за пастбищей пространства
Осели меж Днепром и Доном.
Набеги их на Русь с коварством,
А к Византии лишь с поклоном.

Считались, чисто номинально,
Вассалами тогда хазаров,
Князья Руси их нанимали
Чтоб подчинить славян задаром.

До этих пор, хазаров ханство
Барьером было и межой;
Когда конец пришёл их царству
Путь печенегам стал простой.

Варяги в эту же эпоху
Завоевали город Киев,
Две силы меж Днепром и Доном
И Север с Азией сравнили.

От половцев чем отличались?
И от других - огузов, гуннов?
Куда они потом пропали?
Куда исчезла их культура?

Кто тюрки? Турки кто такие?
И чем отличны от монголов?
Вопросы кажутся простыми,
Но я ищу ответа снова.


(1) Печенеги — союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках.

(2) Аскольд (предположительно др.-сканд. Haskuldr), в летописях Асколдъи Осколдъ; (ум. 882) — киевский князь


ТЮРКИ

Диван, хозяин и халва -
Что их роднит? - Происхождение
От тюрков и их языка
Берут слова эти рождение.

Алмаз, батрак и таракан,
И балаган, и баклажаны,
Ярлык, шашлык, ура, сазан -
В “могучем языке” не странны?

Боярин, богатырь, кафтан,
Ямщик, казак, кинжал и сабли,
Башмак, тулуп и сарафан -
В славянском языке завязли.

Слов много, всех не перечесть
Вошли в язык и до монголов.
Ведь тюрки населяли степь
От гор Алтая и до Волги.

Известны тюркские народы,
Как Евро-Азиатский мост.
В веках известны их походы
Под разным именем этнос.

Знакомы хунны или гунны,
Булгары, половцы и скифы,
Хазары, печенеги, турки,
О них сказания и мифы.

Средь них уйгуры и карлуки,
Сельджуки также, как Османы,
Туркмены, чуваши, якуты,
Кумыки, крымские татары.

Азербайджанцы и узбеки,
Казахи, жители Алтая,
Киргизы… Кочевые степи
Им дом везде без стен и края.

Их бил монгол, они же били
Славян, Европы население.
Их лук, копьё - легендой были,
Всегда в седле, а юрта - терем.

Как кочевой народ тогда
Они покрыли расстояния
Европу видела арба,
Язык же приняли славяне.



АРАБЫ

Араба нельзя купить, араба можно только взять в аренду.
               Лоуренс Аравийский

В те времена до всех пророков
Арабы жили, поживали
Где Аравийский полуостров,
И там спокойно кочевали.

“Араб” – вот точный перевод:
Иначе “засуха” зовётся,
И полуостров словно мост
С Сахары к Гоби распростёрся.

Сирийцы, Ливия, Египет…
Жили отдельно от арабов,
Язык, культура и религия
От них конечно отличалась.

Потом они слились культурой
Ислам им дал язык арабский…
Сейчас арабы все структурой
А раньше были вне их нации

Культуры древние считали
Как кочевые племена.
Как бедуинов представляли
Арабов тех все племена.

Но были города, поселки
В оазисах, долинах рек
Арабы жили. Их потомки
Ушли недалеко с тех лет.

Там появилась знать арабов
И родовые племена.
У рода шейх – стареший родом,
У племени – эмир глава.

Разбой для них обычный случай
Так жизнь у них столетия шла…
И каждый мальчик был обучен
Искуству лука и копья.

На лошади скакать, верблюде
Щитом, мечом владеть вполне…
Был мальчик ценен при рождении
А девочек – предать земле.

Как воины были известны
Служили в Риме, в их войсках
Как кавалерия конечно…
Но даже пеший вселял страх.

Ни Риму, и ни Византии
Пески те были не нужны,
Но караванный путь ценили
И откупались как могли

Прошли века, уж нету Рима,
От нашей эры век шестой,
Иран разбитый Византией,
И две страны хотят покой.

В том историческом моменте
Две обескровленных державы
Взирали вниз, как с постамента
На вдруг явившихся арабов.

Господство верований трёх
Иудаизм и христианство,
И зороастра. Вдруг встаёт
Родившееся мусульманство.


НУМИДИЙЦЫ

Античный мир не знал их лучше,
Их кавалерия была
Наёмной, как представит случай,
Но побеждала лишь она.

Так нумидиец иль “кочевник"
С латыни точный перевод.
Богатство лошадьми их мерят,
Верблюд потом пошёл в поход.

Служила конница лихая
Державам разным, всем подряд.
У Ганнибала подгоняя
Обозы Рима и солдат.

Они служили также Риму
Как вспомогательный состав.
Но были лёгки на измену
Без дисциплины и без прав.



КАРАВАН

Купцы сбивались в караван
Верблюды – основное средство,
По тропам не известным нам,
Но местным был известен с детства.

Там сотни иногда верблюдов,
Поводыри, охрана есть.
Всегда там ждали Робин Гудов –
Которым обобрать лишь честь.

Платили дань по всей дороге,
Роскошный дар был для владык…
Что же удивляться – много стоил
Товар в Европу, что проник.

Купец платил деньгой, здоровьем,
А то и жизнью иногда…
Не шла дорога лукоморьем –
Пустыня – трудная стезя.

Успех евреев обьяснялся
Присутствием множества общин
В Европе, Индии, Китае.
У них язык, закон один.

В те годы трения и войны
У христиан и мусульман
Евреев не касались вроде
И был доволен их карман.

Есть мнение – купцы евреи
Что Шёлковый ходили Путь –
В Хазарию дух Иудеи
Доставили, а также в Русь.

Тогда их звали “радониты” -
Еврейский путник и купец…
Не любят их антисемиты
Славянской версии – конец.



АРАБСКАЯ ЛОШАДЬ

Лучше худо сидеть на лошади, чем красиво — с неё свалиться.
                - Арабская пословица

Нет более ценных скакунов,
Чем чистокровный конь арабский.
В нём труд селекции веков
С времён ещё царицы Савской.    (1)

 Лишь чистокровной, не гибрид,
Ценилась стать, характер, сила.
И лебединой шеи вид
И “петушиный” хвост красивый.

Ей жить в пустыне, без травы;
Солончаки, оазис дальний.
Но может конь, что можем мы,
Точнее, бедуин локальный.

Их приучали бедуины
К суровой жизни средь барханов.
Выносливы, неприхотливы
В походах длинных караванов. 

Они шли в бой с верблюдом рядом
Несли поклажу без разбора,
Но грациозны были станом,
Как статуэтки из фарфора.

Шли на верблюжьем молоке,
На финиках в жару и в холод.
Товарищ верный был в беде,
Делил с хозяином и голод.

Их благородный твёрдый шаг
Галоп иль рысь иль иноходью,
Не оставлял спокойных глаз,
Лишь с восхищением, с любовью.

Пегас с него срисован был -
Лишь крылья- к лебединой шее.
Он мифом древним грекам слыл;
Поэтам тем ещё милее.

Запрещена продажа их
Когда-то. Плата была - смертью
Но рыцарь,  лишь увидев их,
Лишился сна, покоя верьте.

Так с крестоносцами пришли
В Европу лошади арабов.
О, как ценились там они!
Какую там имели славу!



МОНГОЛЫ

Можно завоевать Вселенную, сидя на коне,
но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно
              Монгольская пословица

Кочевник - воин от рождения
И колыбель ему - седло.
Нет ностальгии по селению,
Узки глаза, да и чело. 

Седло монгольское удобно
С симметрией - там две луки.
Монгол там проведёт свободно
И день и два, и даже три. 

Преграды нет - жара иль холод,
Спит на земле он иль в седле...
Все те, кто может ему дорог
Бок о бок с ним в седле, в арбе.

Его вид крови не пугает,
Овцу зарезать - только миг...
Он уравнения не решает,
Как Гамлет - "быть или не быть".

Он понимает только силу.
И наказание - только смерть.
Мораль проста - оставь могилы
И колебаний не иметь. 

В его понятия не входит
"Родную землю защищать"
Земля везде, ковыль где всходит,
А юрта на арбе и мать. 

И те берёзы, что кому-то
На память посадил отец -
В костёр дрова, чтоб было сухо,
Желания его венец.

Он как солдат один сразится
С полком философов, как я.
В дебатах он не будет биться -
Его ответом - нож, стрела. 

Ему секреты мироздания
Уже открыл давно шаман.
Он налегке. Нет лишних знаний.
Это у нас в мозгах туман. 

Кочевник - воин от рождения
И колыбель ему - седло.
Нет ностальгии по селению,
Узки глаза, да и чело. 

Из: "Начало Великой Монгольской Империи”
http://www.stihi.ru/2017/06/05/1137


МОНГОЛЬСКОЙ ЛОШАДИ

Монгольской лошади порода
Пусть не менялась тысячи лет
Лишь Пржевальскому  в угоду,
Чтоб дать его открытию след. 

Пусть низкоросла, не спесива.
Ей в холке метра полтора...
Но вот копыта - те на диво,
Подкова вовсе не нужна. 

Ребёнок лошадь получает
С рождения на третий день.
Как член семьи её считает,
Заботиться о ней не лень. 

Из грив, хвостов плетут верёвки,
Что держат юрту на ветру.
Лошадки те и юрки, стойки,
Понятливы - не надо "тпру".

Могол не станет есть конину -
Она запретная еда,
Лишь если голодом сморило...
А я не знал. Вот это да.

В Европе рыцарю в доспехах
Пожалуй нужен дюжий конь.
Монгол всегда имел им смену -
Четыре лошади вёл в бой. 

Его доспехи - мех да кожа.
Копьё и лук, да и колчан.
Не будь той лошади похоже
Не знали б мы, кто Чингиз-хан.


ЮРТА

Монгольской юрте тысячи лет.
Десятки тысяч, кто считает?
И для монгола лучше нет -
Уютней дома не бывает.

Так для кочевника, в походе
Её собрать и часу нет.
По кругу секции составляют
И жерди в них пучком наверх.

Закрыты войлоком все стены,
Верёвками оплетены.
Жары и холода все смены
Там не страшны.  То знаем мы
 
Ей не страшны ветра лихие,
Землетрясение, ураган...
Внутри всегда своя стихия.
Ковры, подушки, свет костра.

Очаг всегда и точно в центре.
Он и тепло, он и еда...
Дым от него уходит в небо
Не дымно в юрте никогда.

Отверстие в куполе не даром -
Оно и свет и дымоход.
Да и часы - по тени знаком,
По солнцу свой сверяют ход.

Дверь закрывается пологом
И точно как всегда на юг.
Там правило блюдут все строго -
Без спроса просто не войдут

Нельзя с оружием чужому,
Нельзя и в грязных сапогах.
Ковры расстелены по полу,
Детишкам там просторно как!

Там нет углов. И тёмной вере
Там места нет.  Монгол суров.
Все юрты по кругу, а в центре
Старейшина иль хан живёт.

Всегда готовы к обороне
Ведь степь - раскрытая ладонь.
Поставит юрту на подводе
Монгол в походе.  Только тронь!


ТАТАРЫ

Давно ль? И что же! Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою:
Не с столь ужасной быстротою
По жатве стелется пожар

  — Пушкин, «Бахчисарайский фонтан»

Во всей истории России
(Я век за веком пролистал)
Было событие из событий:
Это нашествие татар.

Великий Хан винил татар
В убийствах всех его родных.
Сначала мстил за смерть отца,
Потом в союзники взял их.

Всегда татарский авангард
Шёл впереди и был знаком
И не монголы по делам…
Татары стали видным злом.

Мы в школе "иго" изучали,
Мы знаем много про "орду",
Но мы не все конечно знали
Что привнесли они в страну.

Дворянства клан татар обширен
Знакомы нам их имена:
Державин, Гоголь и Голицын
Ермолов все из их числа.

Был Годунов татарской крови,
Куракины и Карамзин,
И Салтыков и Милюковы,
Юсуповы все как один. 

И Аракчеев и Суворов,
Кутузов также Кочубей,
Татарской знати были родом,
Тургеневы, хоть верь-не-верь.

И Чаадаев, Менделеев,
И Мечникова б не забыть,
Татарским геном был отмечен
И Достоевский, и Куприн.

Ахматова да и Нуриев,
Уланова, не знали вы?
Был Скрябин, также  был Танеев...
Сыны России и Орды.

Все это было и не шутка,
России дети знать должны,
В славянских генах есть закрутка
Тех генов с Золотой Орды.

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России:   Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы... Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы…  Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы, Урусовы, Тухачевские, Кожевниковы, Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы, Чаадаевы, Таракановы…



БЕРБЕРЫ

Берберы - кто они такие?
Давайте дань им воздадим.
Ведь было в времена иные
Боялся их бесстрашный Рим.

Они все те, кто населяли
Весь север Африки фасад
До сфинкса, пирамид, скрижалей -
Пять тысяч лет тому назад.

От Нила и до океана,
До Геркулесовых Столбов
(Иначе, вплоть до Гибралтара)
Размах берберов был таков.

От Средиземных волн могучих
Путей торговых древних лет
И до песков Сахары жгучих
Где караван теряет след. 

Могучий Карфаген - берберы,
И бедуины - всё они.
Им слово «варвары» в замену
В их честь в латыни завели. 

Но что за раса и откуда?
Писал Плутарх и Геродот -
Голубоглазы, белокуры
И светло-кожи.  Кто их бог?

Так не похожи на соседей
Ни на семитов, египтян,
Ни на арабов, из Нигерии?
Так кто они?  Вот так изъян.

Похоже, северная раса.
В Марокко встретите сейчас
Блондинов и голубоглазых
На удивление внучат.

У них самих идея крайняя
Не лучше-хуже всех других -
Колено племени Израиля
Что потерялось - это в них.

Это они взяли Испанию,
Арабы после подошли. 
И «Гибралтар» само название
О их отваге говорит. 

Рим пал однажды под напором
Племён берберов, помнит он...
О варварах все разговоры
И страх в крови, и тихий стон.   

Они по разрушению более,
Своей культуры не создать.
Девиз «ломать» их, а не строить!
Ведь варвары!  Ну что с них взять?

Сейчас их семьдесят процентов
Средь населения этих стран -
Алжир, Тунис, Марокко ... где-то
Берберы...  Правда ли? Обман?


(1)Берберы - коренное население Северной Африки от Египта (не включая его) до Марокко.  На сегодняшний день составляют 70% населения южного Средиземноморья. 
44 племени, более 20 наречий)


БЕДУИНЫ

Есть что-то в нас от бедуинов,
И непоседливый их ген
Из дома гонит без причины
Туда - в простор, где нету стен.

Но мы уходим из квартиры,
Оставив близких и родных…
Но всё не так у бедуинов
И их шатёр всегда при них.

Сахара им родней родного,
И миражи им, как кино.
Для них барханы - чувством дома,
И лучше жизни не дано.

Верблюд - их главное богатство,
Их мера ценностей, кумир.
И за невесту торговаться
Числом верблюдов. Сделка. пир.

“Земля родная” - это чуждо!
Шатёр разбил - вот и земля!
Оазис - вот что очень нужно
И за него стоят не зря.

Коль жажда странствий незнакома,
О чём мечтает бедуин -
Оазис с детства что знакомый?
Или мираж, что лишь один?


ВЕРБЛЮДЫ

Воистину – корабль пустыни,
Не будь верблюда и тогда
Другими были бы мы ныне
И не было б Пути тогда.

Верблюд вынослив и надёжен
Сто километров пройдёт в день
С вьюками, седоками тоже…
Идти вперёд ему не лень.

Хоть без воды живёт недели
Её он чует с далека,
Морскую воду пьёт лелея
И также знает облака

Идёт туда, где дождь быть может.
Жить может месяц без еды,
Хоть три центнера  есть в поклаже…
Такие там нужны вожди.

Предохранят его ресницы
Песчаных бурь не страшен вихрь.
И ноздри могут вдруг закрыться –
Не проникает туда пыль.

Песок горячий или камни
Холодной ночью, жарким днём -
Идёт верблюд – он основание
Всей экономика на нём.

А в караване сто верлюдом,
А може больше, кто считал…
Купцам,  торговому же люду
Он был началом всех начал.

Его дизайн получше многих,
Он сверстник мамонта ещё.
По Шёлковой большой Дороге
Верблюды шли.  Идут ещё.

Казалось бы – живи у моря,
Так нет. Не могут – влага там.
Им лишь в пустыню, плоскогорье,
Там где колючки и бархан.


ЦЫГАНЕ

Народ гонимый отовсюду,
Народ извечно кочевой.
Своим он никогда не будет -
Он беззащитен, он изгой.

Известны вам они подробно
Пусть не из жизни, так из книг:
Кармен - сама любовь свободна,
И Эсмеральды тот Париж.

А помните "цыганку Азу",
И Сильву, или Изыргиль.
Писал и Горький, и Сервантес,
Жорж Санд писала про их стиль.

Их Пушкин видел в Бессарабии,
Куприн, Толстой, Тургенев, Фет,
Ох, многие о них писали
О их гитаре и вине.

Что знаем мы о их истории,
О их гонениях и судьбе.
Да, конокрады, попрошайки,
Судьбу гадают по руке.

Под "Очи Черные" грустим мы,
Под Фадо сердце рвет печаль.
Их тарантелла, их фламинго,
И танго их зовет нас  в даль.

Две тысячи лет пошло Исходу,
Но не из рабства вождь водил.
Индийский падишах Ирану
Пенджаба племя подарил.

Сначала в Персии рабами,
Потом в кибитке кочевой
Пошли по миру те цыгане
Куда не ткнётся, там чужой.

В Европе были они "gypsy"
За египтян они сошли.
Цветные юбки и мониста -
Экзотика чужой земли.

Их жгли, клеймили, убивали,
Защиты не откуда ждать,
А вырывали их с корнями:
Детей и стариков не жаль. 

Не мой народ, но он гонимый.
Как мне знакома его боль.
Из кочевых лишь бедуины
Но у цыган другая роль. 

И если грусть запала в сердце,
Когда душе любовь близка,
Тогда к цыганам едут вместе,
Где звон гитар и прочь тоска. 


КЕНТАВРЫ

Кентавры - кто они такие?
Ведь в понимании мудрых греков
Слиянием, симбиозом были
Коня и торса человека.

Для греков конь вёз колесницу
А всадник был там неуклюжен -
Он без стремян и взять в десницу
Лук со стрелой уже не сможет.

Но были скифы их соседи -
Те были всадники с рождения.
И как индейцам в Новом Свете
Конь-Человек был без сомнения.

Им странны были эти скифы,
Хоть Прометей из них был родом,
Без туники они ходили
В штанах - как странна эта мода?

Их буйный нрав и сексуальность
Кентаврам предана чертою.
Но также ум и генальность -
Кентавр Геракла был героем.

Итак, кентавр - кочевник дикий,
Стремительный, неуловимый…
В нём многие черты от скифа
Реальных, а быть может мнимых.


Кентавр — в древнегреческой мифологии дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью.

Образ кентавров, предположительно, возник как плод фантазии представителей цивилизованных, но не знавших ещё верховой езды народов, впервые столкнувшихся с конными всадниками неких северных кочевых племён: скифов, касситов или тавров.

10-3-19  ред.