Павел I

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

То в императорской короне,
А то в страдальческом венце
Вы были рыцарем на троне –
И на плацу, и во дворце.

Вас ненавидели вельможи,
Но Вас оплакала страна,
Запомнив Ваши времена
И... кровью залитое ложе.
 __________________
 * Иллюстрация: портрет Императора Павла I,
    автор – Дмитрий Слепушкин (С–Петербург).
      
После того, как летом 1798 года Мальта без боя сдалась французам, Мальтийский орден остался без великого магистра и без места. За помощью рыцари ордена обратились к российскому Императору Павлу I, который, разделяя рыцарские идеалы чести и славы, годом ранее объявил себя защитником древнейшего духовного ордена. Павел I был избран великим магистром Мальтийского ордена в декабре 1798 года, в связи с чем к его императорскому титулу были добавлены слова «… и Великий магистр ордена св. Иоанна Иерусалимского». В России был учрежден орден Святого Иоанна Иерусалимского.

Три древние реликвии госпитальеров — частица древа Креста Господня, Филермская икона Божией Матери и десница св. Иоанна Крестителя — были доставлены в Петербург, где их поместили в придворной Большой церкви Зимнего дворца. В память об этом событии Священный Синод установил 12 (24) октября 1800 ежегодное празднование в этот день «перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя».

Для рыцарей в Гатчине был построен Приоратский дворец, кроме того, в их распоряжение был передан Воронцовский дворец, при котором была устроена Мальтийская капелла. Император издал указ о принятии острова Мальта под защиту России. В календаре Академии наук, по указанию Императора, остров Мальта должен был быть обозначен «Губернией Российской империи». Государь хотел сделать звание гроссмейстера наследственным, а Мальту присоединить к России. На острове Император планировал создать военно–морскую базу для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы.

Заговор высокопоставленных сановников сложился в 1800 году. Павел I был убит офицерами в Михайловском замке в собственной опочивальне в ночь на 12 (24) марта 1801 года. Считается, что заговор субсидировало английское правительство, пытавшееся таким образом избежать войны с Россией за Мальту. Душой и организатором заговора стал Пётр Пален — петербургский генерал–губернатор и глава тайной полиции. Официальной причиной гибели Павла I был объявлен апоплексический удар.

Борис АЛМАЗОВ
писатель, историк, публицист (С–Петербург)

«БЕДНЫЙ, БЕДНЫЙ, ПАВЕЛ!»
фрагмент статьи

Павел I грезил о власти, но она, всё равно, неожиданно свалилась на него в его сорок два года. По любым меркам, тем более по меркам осьмнадцатого столетия, был он весьма немолод и ко времени восшествия на престол, уже сильно душевно изломан прожитой, достаточно большой и достаточно трагической, жизнью.

Павел I получил прекрасное образование. Правда, ему ставили в вину, что он увлекался, как и Петр III, прусскими военными порядками и личностью короля Фридриха Великого, так ведь великий, как бы мы сказали сегодня, «пиарщик» Фридрих, с которым могла в этом соперничать только Екатерина, создал себе такой имидж, что им увлекались все, даже Вольтер. Это –всеобщее увлечение, подобное тому, как, чуть позже, увлечётся Европа «злодеем Бонапарте» – Наполеоном. Павел в пристрастиях, и во многом ином – сын своего времени.

После всех карикатур на него, трудно себе представить, что Павел был ироничным, весёлым светским львом, правда, со странностями – временами он впадал в приступы дичайшего раздражения, когда по пустяковому поводу кричал, топал ногами, мог с подъятой для удара тростью погнаться за тем, кто вызвал его гнев. Современные медики предполагают, что, скорее всего, Павел страдал заболеванием, родом мигрени, вызывавшим болевые спазмы – острейшую головную боль и вызванные этим нервные припадки. Предположительно заболевание – последствие травмы, когда Павел, поскользнувшись на крыльце, упал на скобу, о которую чистили подошвы сапог и проломил себе нос, отсюда его ужасающая курносость, какой нет на его детских портретах. (Однако, курносым был и его сын Константин, а уж он то носа не ломал! – Прим. Б.А.) Резкие перепады настроения породили множество легенд о самодурстве Императора.

Первый брак Павлу неудался – Великая княгиня Наталья Алексеевна скончалась при родах, и на похоронах Павел узнал, что она изменила ему с его же закадычным приятелем графом Андреем Разумовским.

Второй брак с вюртембергской принцессой Софией–Доротеей, ставшей по принятии православия Марией Фёдоровной, казался вполне удачным – у супругов родилось 10 детей, будущее династии было обеспечено. Обнаруживалось в супругах и родство душ, – вся Европа восхищалась этой парой, когда они, под именем графа и графини Норд (графы Севера) совершали путешествие по Италии, Германии и другим странам, где приятно удивлялись знаниям Павла в истории и теории искусства .

Устранённый полностью своей матерью от участия в управлении государством, всё своё свободное время он посвящал изучению права, экономики, положению дел в государстве. За годы вынужденного бездействия он подготовил продуманную программу реформирования России, которую начал спешно реализовывать при своём восшествии на престол. Реализовывал энергично и стремительно, будто чувствовал, что времени ему отпущено мало.

Всего за четыре года царствования было им подписано 2179 законодательных актов, в среднем 42 в месяц (при Петре I – 8 в месяц, при Екатерине II – 12 в месяц, при Александре I – 37). Реформы Павла не были скоропалительны и незрелы.

«Тщетны попытки позднейших историков заслонить единственную цель, важную для Павла – служить своему Отечеству и народу. Земледелие, промышленность, торговля, искусства и науки имели в нем надежного покровителя. Для насаждения образования и воспитания он основал в Дерпте университет, а в Петербурге училище для военных сирот (Павловский корпус). Для женщин – институт ордена св. Екатерины и учреждения ведомства Императрицы Марии. Была основана Российско–Американская компания, Медико–хирургическая академия. За все царствование Екатерины в солдатских школах выучилось 12 тысяч человек, при Павле – 64 тысячи человек. Был внесён порядок в лесное дело: специальным законодательством казённые леса ограждались от вырубки. Как и при Петре, возрастает число государственных ведомств, занимающихся экономикой, коммерцией, финансами.

Но самое главное, были введены правовые нормы, устранившие наиболее вопиющие беззакония крепостничества. Павел запретил продажу крестьян без земли, ограничил барщину тремя днями. Он пресекал чрезмерную роскошь, увеселения аристократии. Особым нападкам подвергался Император за реформы в армии. Бессмысленной муштрой пытались представить его поистине героические усилия по созданию дисциплинированного современного войска. Средством преодоления разболтанности стал устав. Именно при Павле неукоснительное следование уставу на все последующие времена вплоть до недавнего времени, стало основой боеспособности Русской Армии.

Что же изменил в армии Павел I?
1. Павел ввёл реальную дисциплинарную и уголовную ответственность офицеров за сохранение жизни и здоровья солдат.
2. Ввёл понятие «беспорочная служба» для нижних чинов. За беспорочную выслугу 20 лет нижние чины навсегда освобождались от телесных наказаний.
3. Регламентировал телесные наказания нижних чинов, особо отметив, что «…оные допускать в крайних случаях, памятуя, что служат для исправления нерадивых солдат, а отнюдь не для их калечения».
4. Ввёл впервые в Европе награждение нижних чинов знаками отличия орденов «св. Анны» и «донатом ордена св. Иоанна Иерусалимского».
5. Уволил со службы всех нижних чинов из дворян, числившихся при полках, но находящихся в длительных отпусках.
6. Приказал все вновь открывающиеся офицерские вакансии занимать только выпускниками военно-учебных заведений или опытными унтер-офицерами из дворян, сдавших экзамены на грамотность и знание устава.
7. Запретил офицерам и генералам отпуска более одного месяца в году.
8. Ввёл отпуска нижним чинам по 28 дней в году.
9. Ввёл для нижних чинов как предмет формы суконную шинель с рукавами для зимнего и холодного времени (до этого времени солдаты имели на все сезоны только мундир, под который они поддевали кто что мог). Этот предмет военной одежды солдаты носят и по сей день!
10. Ввёл на зимнее время для часовых караульные овчинные шубы и валенки, причем в караульном помещении валенок должно было быть столько, сколько требуется для того, чтобы каждая смена часовых надевала сухие валенки. Это правило караульной службы существует и сегодня!!
11. Уволил со службы 333 генерала и 2261 офицера, не сумевших ответить на элементарно простые вопросы по военному делу.
12. Приказал, чтобы лекарями в полк допускались только лица, сдавшие лекарский экзамен в Медицинской коллегии.
13. Под страхом каторги запретил делать удержания из солдатской зарплаты и под страхом смерти — невыдачу солдатского жалования.
14. Учредил лазареты при каждом полку.
15. Ввёл для отставленных от службы из-за увечий или прослуживших более 25 лет солдат пенсии с содержанием таких солдат в подвижных или гарнизонных инвалидных ротах.
16. Приказал умерших и погибших солдат хоронить с воинскими почестями, могилы передавать на присмотрение инвалидным гарнизонным ротам.
17. Запретил производство в унтер-офицерские чины неграмотных.
18. Запретил использовать солдат в качестве рабочей силы в офицерских или генеральских имениях

Простой народ и солдаты всей душой любили Императора. Даже его враги не могли не признать это: «Несомненно, что Император никогда не оказывал несправедливости солдату и привязал его к себе, приказывая при каждом случае щедро раздавать мясо и водку» (Л. Беннигсен)». Но проблема в том, что изменения предпринимались стремительно, столь же стремительно могли быть отменены. «Как из рога изобилия сыпались регламентации – в том числе и мелочные. Чего стоят знаменитые запреты на ношение круглых шляп (признак сочувствия якобинцам, видите ли), на употребление некоторых слов, например «общество». Вместо «клуб» велено было употреблять слово «собрание», «отечество» – «государство», «стража» – «караул» и т. д.

Павел I первым делом поссорился с гвардией (без поддержки и участия которой не обошёлся ни один дворцовый переворот). Мало того, что он ввел униформу по прусскому образцу, он заставил гвардию «служить», то есть ежедневно заниматься военным делом. До сих пор его обвиняют в том, что он заставил армию «тупо маршировать» ввел пресловутый прусский «гусиный шаг». Замечу, что этим шагом и в наши дни марширует Российская Армия на парадах. Кроме того, при тогдашнем развитии военного дела, от умения слаженно маневрировать большими массами войск, да ещё фактически, почти в темноте зависела победа.

Павел I отменил запрет телесных наказаний для дворянства. Раздача титулов и наград привела к их девальвации. Установлено, что крепостные крестьяне должны работать на барщине более трёх дней в неделю, и в то же время 600 тысяч душ раздарено приближенным...»

При восшествии на престол Павел I объявил: «Всё будет как при бабушке» – имелась в виду Елизавета и, в первую очередь, запрет смертной казни. В числе первых указов было распоряжение «Все последствия Пугачёвского бунта предать забвению, а всех виновных простить!» – что было восторженно воспринято казаками, в первую очередь уральскими, и убедило их в том, что Павел Петрович – Государь истинный и сын отца своего, собственно, за возвращение которого и ратовали пугачёвцы. Однако, все казачьи мечты «о послаблении», об облегчении службы и прочее, растаяли как дым, после того как были запороты братья Грузиновы.

Государь метался из одной крайности в другую. Его называли «русский Гамлет», «русский Дон Кихот» (последнее поименование принадлежит Наполеону), «романтический император», но считали самовластным тираном, хотя и истинным рыцарем в вопросах чести. Пожалуй, трудно найти государственного деятеля в Истории, который бы оставил за столь короткое царствование такой глубокий след, породил бы столько противоречивых мнений.