Пётр II

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

Мальчишка на престоле русском,
Зигзаг в Истории–реке,
В мундире, по–немецки, узком,
В песеребрённом парике.

Он проскользнул неясным светом
Среди охот и ассамблей.
Судьба губительней и злей
К тем, кто случаен в мире этом.
 _________________________
 * Иллюстрация:
    портрет Императора Петра II,
    работы неизвестного художника.

Великий князь Пётр Алексеевич, родившийся 12 (23) октября 1715 года в Петербурге, был сыном наследника престола Алексея (приговорённого к смертной казни в 1718 году) и его жены Софии–Шарлотты Брауншвейг–Вольфенбюттельской, которая умерла через 10 дней после родов. Двое детей царевича Алексея Петровича получили имена Наталия и Пётр. Это были имена самого Петра I и его любимой сестры, царевны Наталии Алексеевны. Мальчик оказался полным тёзкой своего деда, Петра I.

В феврале 1718 года арестованный за границей и привезённый в Россию Алексей Петрович отрёкся от престолонаследия в пользу малолетнего сына Петра I от второго брака с Екатериной – Петра Петровича, который родился через несколько дней после своего племянника Петра Алексеевича. Летом того же года царевич Алексей погиб в заключении. Тем самым Пётр Алексеевич был вслед за отцом отодвинут от престола. Знать заинтересовалась им в 1719 году, после того как официально признанный наследником трёхлетний Пётр Петрович умер и царский внук остался единственным, кроме Государя, мужским представителем дома Романовых.

После смерти Петра I стал решаться вопрос о наследнике. Представители старой родовой знати (Лопухины, Долгоруковы) выступали за кандидатуру 9–летнего Петра Алексеевича, в то время как представители новой служилой знати, ставшие влиятельными при Петре I, высказались за объявление императрицей вдовы Петра – Екатерины Алексеевны. Вопрос решился просто – князь Меншиков окружил дворец гвардией и возвёл на престол Екатерину.

Со временем главный сторонник Екатерины, Меншиков, зная об её плохом здоровье и предполагая её близкую кончину, стал задумываться о том, как переманить на свою сторону Петра. Он надеялся обручить свою дочь Марию с наследником трона, а после его восшествия на престол стать регентом до его совершеннолетия и тем самым укрепить свою и без того сильную власть, а в долгосрочной перспективе — стать дедом будущего императора, если у Петра и Марии появятся дети.

Противники Меншикова хотели избежать возведения на престол Петра, так как это усилило бы власть Меншикова. Они надеялись под предлогом обучения отправить Петра Алексеевича за границу, а после смерти Екатерины возвести на престол одну из её дочерей – Анну или Елизавету. Планы заговорщиков были сорваны внезапно обострившейся болезнью императрицы. В мае 1727 года 43-летняя императрица Екатерина I скончалась. Перед самой смертью Бассевичем срочно было составлено завещание, подписанное вместо больной царицы её дочерью Елизаветой. Согласно завещанию, престол наследовал внук Петра I, Пётр Алексеевич.

Пётр II не был способен править самостоятельно, в результате чего практически неограниченная власть находилась сначала в руках Меншикова, а затем – Остермана и Долгоруких. Время регентства Меншикова мало чем отличалось от царствования Екатерины I, так как фактический правитель страны остался тот же, только набрал бо;льшую силу. После его падения к власти пришли Долгоруковы, и ситуация изменилась коренным образом. Последние годы правления Петра II некоторые историки склонны считать «боярским царством»: многое из того, что появилось при Петре I, пришло в упадок, старые порядки стали восстанавливаться. Укреплялась боярская аристократия, а «птенцы гнезда Петрова» отошли на второй план.

Юный Государь должен был по средам и пятницам посещать Верховный тайный совет. Однако он появился там только один раз 1727 года. Больше о посещениях Петром высшего правительственного органа при Меншикове не известно. Пётр II не любил учиться, предпочитая весёлые забавы и охоту, где его сопровождали молодой князь Иван Долгоруков и 17-летняя дочь Петра I, Елизавета. Меншиков также не приходил на заседания Совета: бумаги носились ему на дом. Распоряжаясь как самовластный правитель, «полудержавный властелин» настроил против себя остальных представителей знати, а также и самого Государя.

Летом 1727 года Меншиков заболел. Через пять-шесть недель организм справился с болезнью, но за то время, что он отсутствовал при дворе, противники Меншикова извлекли протоколы допросов царевича Алексея, отца Императора, в которых участвовал Меншиков, и ознакомили с ними Государя. Вскоре Пётр II по своём прибытии с охоты в Петербург послал объявить гвардии, чтобы она слушалась только его приказаний. Меншиков был обвинён в государственной измене, хищении казны и вместе со всей семьёй сослан в город Берёзов Тобольского края.

В феврале 1728 года состоялся торжественный въезд Петра II в Москву, где он венчался на царство в Успенском соборе Кремля. В московский период жизни Пётр II в основном развлекался, предоставив вести государственные дела князьям Долгоруковым. Сами Долгоруковы, и в особенности Иван Алексеевич, с негодованием отзывались о постоянных забавах Императора, но, тем не менее, не мешали ему и не заставляли заниматься государственными делами.

В 1728 году саксонский посланник Лефорт сравнивал Россию в годы правления Петра II с кораблем, который носится по воле ветров, а капитан и экипаж спят или пьянствуют: "Непостижимо, как такой обширный механизм может действовать без всякой помощи и усилий со стороны. Всякий стремится только свалить с себя тяжесть, никто не хочет принять на себя ни малейшей ответственности, все жмутся в сторонке… Огромная машина пущена наудачу; никто не думает о будущем; экипаж ждёт, кажется, первого урагана, чтобы поделить между собой добычу после кораблекрушения".

Через своего друга, Ивана Долгорукова, Император осенью 1729 года познакомился и влюбился в его сестру – 17-летнюю княжну Екатерину Долгорукову. В ноябре того же года Пётр II собрал Совет и объявил о намерении жениться на княжне, вскоре произошло обручение во дворце Лефорта. С другой стороны, ходили слухи, что Долгоруковы принудили молодого Государя к заключению брака.

В праздник Богоявления 6 (17) января 1730 года, несмотря на жесточайший мороз, Пётр II принимал парад, посвящённый водоосвящению на Москве-реке. Когда Пётр вернулся домой, у него начался жар, вызванный оспой. Тогда брат невесты Государя и его фаворит Иван Долгоруков, понуждаемый родственниками, подделал завещание Императора с целью возвести на престол свою сестру. Долгоруков умел копировать почерк Петра II, чем развлекал того в детстве. Верховный тайный совет после смерти Государя не принял эту подделку. Наследник должен был быть из дома Романовых.

В первом часу ночи с 18 (29) на 19 (30) января 1730 года 14-летний государь пришёл в себя и сказал: «Закладывайте лошадей. Я поеду к сестре Наталии» — позабыв, что она уже умерла. Через несколько минут он скончался, не оставив потомков или назначенного наследника. Последним из российских правителей Пётр II был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.