Екатерина I

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

Случилось так: по прихоти фортуны
Взлетев наверх, Вы позабыли дно.
Державных лир восторженные струны
Звенели Вам, и пенилось вино.

Императрица! Сей удел завиден,
Но – риск велик и плата высока.
Года летят, исход пути не виден,
А царский трон – в руках временщика.
 _____________________
 * Иллюстрация:
    портрет Императрицы Екатерины I,
    художник Жан–Марк Натье (1685 – 1766).

Екатерина I (Марта Самуиловна Скавро;нская, в браке Крузе; после принятия православия Екатерина Алексеевна Миха;йлова; Российская Императрица с 1721 года (как супруга царствующего императора), с 1725 года как правящая Государыня; вторая жена Петра Великого, мать Императрицы Елизаветы Петровны.

В её честь Петром I учреждён орден Святой Екатерины (1713) и назван город Екатеринбург на Урале (1723). Имя Екатерины I носит также Екатерининский дворец в Царском Селе (построенный при её дочери Елизавете Петровне).

До сих пор точно не определены её место рождения, подробности её ранней жизни. По одной из версий, родилась она на территории современной Латвии, входившей на рубеже XVII—XVIII веков в состав шведской Ливонии, в семье латышского крестьянина. По другой версии, будущая Императрица родилась в Дерпте в семье эстонских крестьян. По версии, изложенной в словаре Брокгауза и Ефрона, мать Марты, овдовев, отдала дочь в услужение в семью пастора Глюка, где её будто бы учили грамоте и рукоделиям. В возрасте 17 лет Марту выдали замуж за шведского драгуна Иоганна Крузе, как раз накануне русского наступления на Мариенбург. Через день после свадьбы трубач Иоганн со своим полком отбыл на войну и пропал без вести.

История знакомства Марты, ставшей однажды Екатериной, с Петром I, достойная авантюрного романа в стиле Дюма, сейчас достаточна известна и нет нужды её пересказывать вновь. Ещё до законного замужества за Петром Екатерина родила дочерей Анну и Елизавету. Она одна могла совладать с Царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра. Весной 1711 года Пётр, привязавшись к обаятельной и лёгкой нравом бывшей служанке, повелел считать Екатерину своей женой и взял её в несчастливый для русской армии Прутский поход. Екатерина отправилась в дальний поход, будучи на 7-м месяце беременности. По широко известной легенде она сняла все свои украшения, чтобы отдать их на подкуп турецкому командующему. Пётр I смог заключить Прутский мир и, пожертвовав русскими завоеваниями на юге, вывести армию из окружения.

Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712 в церкви Исаакия Далматского в Петербурге. В 1713 году Пётр I в честь достойного поведения своей супруги во время неудачного для него Прутского похода учредил орден Святой Екатерины и лично возложил знаки ордена на жену 24 ноября 1714 года.

В личных письмах царь проявлял необычную для него нежность к супруге: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Я слышу, что ты скучаешь, а и мне не безскучно …». Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но почти все они умерли в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

Осенью 1724 Пётр I заподозрил Императрицу в супружеской неверности с её камергером Монсом, которого казнил. Голову казнённого царь принёс Екатерине на подносе. Он перестал с ней говорить, доступ к нему был ей запрещён. Только раз, по просьбе его дочери Елизаветы, Пётр согласился отобедать с Екатериной, бывшей его неразлучной подругой в течение 20 лет. Только при смерти Пётр примирился с женой. Правами на престол владели: Екатерина, сын царевича Алексея Пётр и дочери Анна и Елизавета. Но Екатерина была коронована Петром I в 1724 году. В январе 1725 года Екатерина проводила всё время у постели умирающего Государя, он скончался на её руках.

Манифестом от 15 ноября 1723 года Пётр объявил о будущей коронации Екатерины в знак особых её заслуг. Церемония прошла в Успенском соборе 7 (18) мая 1724 года. Специально для этого случая была изготовлена первая в истории Российской империи корона. Это была вторая на Руси коронация женщины-супруги государя (после коронации Марины Мнишек Лжедмитрием I в 1606 г.). Своим законом от 5 февраля 1722 Пётр отменил прежний порядок наследования престола прямым потомком по мужской линии, заменив его личным назначением царствующего государя. Стать преемником по Указу 1722 года мог любой человек, достойный, по мнению государя, возглавить государство. Пётр умер ранним утром 28 января (8 февраля) 1725, не успев назвать преемника и не оставив сыновей. Отсутствием строго определённого порядка престолонаследия трон России был отдан на волю случая, и последующее время вошло в историю эпохой дворцовых переворотов.

Народное большинство было за единственного мужского представителя династии — Великого князя Петра Алексеевича, внука Петра I от погибшего при допросах старшего сына Алексея. За Петра Алексеевича была родовитая знать (Долгорукие, Голицыны), считавшая его единственно законным наследником, рождённым от достойного царской крови брака. Граф Толстой, генерал-прокурор Ягужинский, канцлер граф Головкин и Меншиков во главе служивой знати не могли надеяться на сохранение полученной от Петра I власти при Петре Алексеевиче; с другой стороны, коронация Императрицы могла быть истолкована как косвенное указание Петра на наследницу. Когда Екатерина увидела, что больше нет надежды на выздоровление мужа, то поручила Меншикову и Толстому действовать в пользу своих прав. Гвардия была предана до обожания умирающему Императору; эту привязанность она переносила и на Екатерину.

На заседание Сената явились офицеры гвардии из Преображенского полка, вышибив дверь в комнату. Они откровенно заявили, что разобьют головы старым боярам, если те пойдут против их матери Екатерины. Вдруг раздался с площади барабанный бой: оказалось, что перед дворцом выстроены под ружьём оба гвардейских полка. Князь фельдмаршал Репнин, президент военной коллегии, сердито спросил: «Кто смел без моего ведома привести сюда полки? Разве я не фельдмаршал?». Бутурлин, командир Преображенского полка, отвечал Репнину, что полки призвал он по воле Императрицы, которой все подданные обязаны повиноваться, «не исключая и тебя», добавил он внушительно.

Благодаря поддержке гвардейских полков удалось убедить всех противников Екатерины отдать ей свой голос. Сенат «единодушно» возвёл её на престол, назвав «Всепресветлейшей, Державнейшей Великой Государыней Императрицей Екатериной Алексеевной, Самодержицей Всероссийской» и в оправдание объявив об истолкованной Сенатом воле покойного Государя. Народ был очень удивлён восшествием в первый раз в российской истории на престол женщины, однако волнений не было. 28 января (8 февраля) 1725 года Екатерина I взошла на престол Российской Империи благодаря поддержке гвардии и вельмож, возвысившихся при Петре. В России началась эпоха правления Императриц, когда до конца XVIII века правили, за исключением нескольких лет, одни женщины.

Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота – любовь Петра к морю коснулась и её. Вельможи хотели управлять при женщине и теперь действительно добились своего.

Деятельность екатерининского правительства ограничивалась в основном мелкими вопросами, в то время как процветали казнокрадство, произвол и злоупотребления. Ни о каких реформах и преобразованиях речи не было, внутри Совета шла борьба за власть. Несмотря на это, простой народ любил императрицу за то, что она сострадала несчастным и охотно помогала им. В её передних постоянно толпились солдаты, матросы и ремесленники: одни искали помощи, другие просили царицу быть у них кумой. Она никому не отказывала и обыкновенно дарила каждому своему крестнику несколько червонцев. В годы правления Екатерины I была организована экспедиция Витуса Беринга, учреждён орден Святого Александра Невского.

Екатерина I правила недолго. Балы, празднества, застолья и кутежи, следовавшие непрерывной чередой, подорвали её здоровье, и с 10 апреля 1727 императрица слегла. Кашель, прежде слабый, стал усиливаться, обнаружилась лихорадка, больная стала ослабевать день ото дня. Царица скончалась в мае 1727 года от осложнений абсцесса лёгкого. Незадолго до этого главный сторонник Екатерины Меншиков, оценив перспективу Петра Алексеевича (будущего Петра II) стать Российским Императором, перешёл в стан его приверженцев. Более того, Меншикову удалось добиться согласия Екатерины на брак Марии, дочери Меншикова, с Петром Алексеевичем. Также предприимчивому временщику удалось воспользоваться болезнью Императрицы, которая подписала за несколько часов до кончины, обвинительный указ против врагов Меншикова, и в тот же день граф Толстой и другие его важные противники были отправлены в ссылку.