Михаил I Фёдорович

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

На Царство восходит ребёнок,
А век изначально клеймён:
Поляки, Ивашка–ворёнок
И ужасы Смутных времён,

Боярская спесь и коварство...
Но всё–таки, Богом храним,
Ребёнок восходит на Царство,
И – Царство спасается им!
 _____________________
 * Иллюстрации:
    картина Григория Угрюмова (1764 – 1823)
    "Призвание на царство Михаила Романова".

Михаил Фёдорович Романов (1596 – 1645) – первый Русский Царь из рода Романовых (правил с 27 марта (6 апреля) 1613 года), был избран на царствование Земским собором 21 февраля (3 марта) 1613 года.

Михаил Фёдорович родился в семье боярина Фёдора Никитича Романова (впоследствии патриарха Филарета) и его жены Ксении Ивановны, урождённой Шестовой. Приходился двоюродным племянником Фёдору Иоанновичу, последнему русскому царю из московской ветви династии Рюриковичей. При Борисе Годунове Романовы подверглись опале. В 1600 году начался розыск по доносу дворянина Бертенева, служившего казначеем у Александра Романова — дяди будущего царя. Бертенёв донёс, что Романовы хранят у себя в казне волшебные коренья. Отряд царских стрельцов совершил вооружённое нападение на подворье Романовых, братья Романовы были арестованы. Фёдор (позже Филарет), Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в 1601 году на Северный Урал, где Александр, Михаил и Василий погибли.

В 1605 году Лжедмитрий I, желая на деле доказать родство с домом Романовых, вернул из ссылки оставшихся в живых членов фамилии. Были возвращены Фёдор Никитич (в монашестве Филарет) с женой Ксенией Ивановной (в монашестве Марфа) и детьми, и Иван Никитич. Зимой 1612 года Марфа Ивановна с сыном Михаилом жили в своей костромской вотчине Романовых, селе Домнине, а затем укрывались от преследования польско–литовских отрядов в Ипатьевском монастыре в Костроме.

13 (23) марта 1613 года послы от Земского собора, избравшего 15-летнего Михаила Царём прибыли в Кострому, где были приняты в Ипатьевском монастыре. Мать будущего Государя, инокиня Марфа, была в отчаянии, слёзно умоляя сына не принимать столь тяжкое бремя. Михаил и сам долго колебался. Лишь после обращения к матери и Михаилу рязанского архиепископа Феодорита Марфа дала своё согласие на возведение её сына на престол. Михаил выехал в Москву. Мать благословила Его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. 11 (21) июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание Михаила на царство, ознаменовавшее основание новой правящей династии Романовых.

Правление Михаила Фёдоровича начиналось в сверхсложный период. Н.И.Костомаров: "Близ молодого Царя не было людей, отличавшихся умом и энергией: все только одна рядовая посредственность. Прежняя печальная история русского общества приносила горькие плоды. Мучительства Ивана Грозного, коварное правление Бориса, наконец, смуты и полное расстройство всех государственных связей выработали поколение жалкое, мелкое, поколение тупых и узких людей, которые мало способны были стать выше повседневных интересов".

Ещё не отгремела гроза страшного Смутного времени, обезлюдевшего Русь наполовину, ещё поляки, шведы, немцы вынашивали планы нового реванша, искали и готовили новых Самозванцев. В этот момент совершилось трагическое и по сути чудовищное действо – казнь трёхлетнего сына Марины Мнишек и Лжедмитрия II (по другой версии рождённого от казачьего атамана Ивана Заруцкого) Ивана. Сторонники называли его Иван Дмитриевич и считали претендентом на русский престол, а противники называли Ивашка Ворёнок. Он родился в Калуге в декабре 1610 года через несколько дней после убийства своего отца Лжедмитрия II ногайским князем Петром Урусовым. Первоначально жители Калуги признали его как царевича (наследника престола).
В 1611 – 12 годах младенец находился с матерью в Коломне.
 
Атаман Заруцкий, стоявший в это время со своим казачьим войском в Тушинском лагере под Москвой, начал активно выдвигать кандидатуру Ивана в качестве наследника престола. Такому развитию событий противодействовал Патриарх Московский Гермоген, обратившийся к земским людям с увещанием «отнюдь на царство проклятого паньина Маринкина сына не хотети». В 1612 году И.М. Заруцкий отступил к Коломне, а затем – в Рязанские земли, в город Михайлов. Забрав с собой Марину с сыном, он повсюду провозглашал Ивана истинным наследником престола. В начале 1613 года Марина Мнишек заявила о правах своего сына в качестве наследника престола Земскому Собору, который рассматривал её среди прочих (собор постановил призвать на царство Михаила Фёдоровича Романова): «…А Литовского и Свийского короля и их детей, за их многие неправды, и иных никоторых людей на московское государство не обирать, и Маринки с сыном не хотеть»

Арсений Элассонский, архиепископ Суздальский и Тарусский, "Хроники Смутного времени": "Эти же великие бояре с архиереями, боярами, со всем синклитом, со всем народом и воинством совещались о состоянии государства и относительно избрания Царя. Оказался непокорным только Иван Заруцкий, потому что от страха пред боярином князем Димитрием Михаиловичем Пожарским, он заранее убежал с немногими казаками и, придя в город Коломну, взял там царицу Марию и сына её и удалился в пограничные города вблизи Татарии. Там казаки, бывшие при нём, силою утвердились, провозгласивши Марину царицею и сына её Ивана царём, но города и народ не подчинились им".

В июне 1614 года стрелецкие войска осадили Заруцкого в городке яицких казаков на Медвежьем острове и после упорного боя заставили казаков выдать его и находившуюся там же Марину с сыном. Пленники были отправлены в Астрахань к воеводе Одоевскому, который отправил их под сильным конвоем в Москву. «В Астрахани, – писал он Царю, – мы держать их не смели для смуты и шатости». В Москве Заруцкий был посажен на кол, Марина – в темницу, а трёхлетний Иван повешен около Серпуховских ворот. Современники утверждали, что петля не затянулась на шее мальчика, и он погиб от холода лишь несколько часов спустя.
24 декабря 1614 полякам было объявлено, что в Москве «Ивашка за свои злые дела и Маринкин сын казнен, а Маринка на Москве от болезни и с тоски по своей воле умерла».

Вплоть до 70–х годов XVII столетия то и дело объявлялись новые самозванцы, выдававшие себя за спасшегося сына Лжедмитрия II. Приходили они, как правило из Польши. Самозванцев ловили, казнили, но они всё появлялись. Вот в наши дни неосоветчики всех мастей, явная и скрытая красная нечисть, вспомнила про горькую участь Ивашки–ворёнка и льёт крокодиловы слёзы "по убиенному Романовыми младенцу". Нет, ребёнка им не жалко, до последних времён о нём и не вспоминали. Красной нечисти нужно провести фиктивную историческую параллель, связав казнь сына Марины Мнишек с убийством детей последнего Русского Государя в подвале Ипатьевского дома в июле 1918–го. Дескать, вот Романовы тоже ребёнка убили, а нам, что, нельзя?! Логика мерзавцев. Слов нет, казнь малолетнего Ивана чудовищна. Но между 1614 годом и 1918–м – 300 летний временной период. Не было ещё в 1614 году толстовской проповеди, не было слов Достоевского о "слезе одного ребёнка", не было русской гуманистической философии... Но всё это было в 1918–м! И это не помешало коммунистам совершить изуверское убийство Царской Семьи. А потом было несметное число других уничтоженных семей, детей... были расстрельные рвы, застенки, лагерные бараки...

Да и не Романовы казнили этого несчастного младенца. Не 16–летний Михаил Фёдорович принимал это решение. В его окружении нашлось кому действовать царским именем. В первые годы своей власти молодой Царь не знал, на кого опереться, он был одинок, растерян и неопытен. Лишь после освобождения в 1619 году из польского плена его отца, патриарха Филарета, фактическая власть перешла в руки последнего, также именовавшегося Великим Государем. Государственные грамоты того времени писались от имени Царя и патриарха. Начались три века правления династии Романовых.