Фёдор II Годунов

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

Любовь к наукам, ум и совесть
Он всё имел, по–детски чист.
Но Смуты яростная повесть
Перечеркнула этот лист.

И не в бою с мечом и в латах,
А рядом с матерью в палатах
Он пал, прологом страшных  лет
Оставив свой багряный след.
 __________________
 * Иллюстрация:
    картина Константина Маковского
    "Агенты Лжедмитрия убивают Фёдора Годунова и его мать".

Фёдор II Годунов (1589 – 1605) – Русский Царь с 13 (23) апреля по 1 (11) июня 1605 года. Его царствование – кратчайшее пребывание лица мужского пола на русском престоле. 

Фёдор – сын Бориса Фёдоровича Годунова и его жены Марии Григорьевны, дочери Малюты Скуратова. Незадолго до рождения Фёдора его отец стал фактическим единовластным правителем государства. Очень рано почести, равные царским, стали оказываться и малолетнему Фёдору Борисовичу (он "писался" в грамотах рядом с отцом, его имя указывалось в церемониалах приёма послов, от его имени отправлялись дипломатические подарки). Так Борис Годунов стал готовить свою династию в преемники царствовавшему Фёдору Иоанновичу, не имевшему наследников.

После вступления отца на престол (1598) Фёдор стал Царевичем и Наследником, принимал участие в торжественном вступлении отца в столицу. В 1599 году
10–летний царевич собственноручным письмом известил монахов Троице–Сергиева монастыря о болезни отца, который не смог к ним приехать. Привлекался к государственным обязанностям (уже в 9–летнем возрасте имел собственную государственную печать), регулярно заседал в Боярской думе, принимал послов, в том числе женихов сестры Ксении, участвовал в судебной и благотворительной деятельности отца. Царевич Фёдор вошёл в историю русской картографии: им или под его руководством была составлена одна из первых собственно русских карт России. Она была издана в Амстердаме по рукописям в 1613 году видным картографом того времени Гесселем Герритсом.
 
Воспитанием Царевича руководил «дядька» Иван Чемоданов. Получил прекрасное образование, готовился отцом в «просвещённые государи». Н.М.Карамзин называет
его «первым плодом Европейского воспитания в России».

Наказ умирающего Бориса Годунова сыну
из драмы А.С.Пушкина "Борис Годунов":

О милый сын, не обольщайся ложно,
Не ослепляй себя ты добровольно –
В дни бурные державу ты приемлешь:
Опасен он, сей чудный самозванец,
Он именем ужасным ополчен...
Я, с давних лет в правленье искушенный,
Мог удержать смятенье и мятеж;
Передо мной они дрожали в страхе,
Возвысить глас измена не дерзала.
Но ты, младой, неопытный властитель,
Как управлять ты будешь под грозой,
Тушить мятеж, опутывать измену?
Но Бог велик! Он умудряет юность,
Он слабости дарует силу... слушай:
Советника, во-первых, избери
Надежного, холодных, зрелых лет,
Любимого народом – а в боярах
Почтенного породой или славой –
Хоть Шуйского. Для войска нынче нужен
Искусный вождь: Басманова пошли
И с твердостью снеси боярский ропот.
Ты с малых лет сидел со мною в Думе,
Ты знаешь ход державного правленья;
Не изменяй теченья дел. Привычка –
Душа держав. Я ныне должен был
Восстановить опалы, казни – можешь
Их отменить; тебя благословят,
Как твоего благословляли дядю,
Когда престол он Грозного приял.
Со временем и понемногу снова
Затягивай державные бразды.
Теперь ослабь, из рук не выпуская...
Будь милостив, доступен к иноземцам,
Доверчиво их службу принимай.
Со строгостью храни устав церковный;
Будь молчалив; не должен царский голос
На воздухе теряться по-пустому;
Как звон святой, он должен лишь вещать
Велику скорбь или великий праздник.
О милый сын, ты входишь в те лета,
Когда нам кровь волнует женский лик.
Храни, храни святую чистоту
Невинности и гордую стыдливость:
Кто чувствами в порочных наслажденьях
В младые дни привыкнул утопать,
Тот, возмужав, угрюм и кровожаден,
И ум его безвременно темнеет.
В семье своей будь завсегда главою;
Мать почитай, но властвуй сам собою –
Ты муж и Царь; люби свою сестру,
Ты ей один хранитель остаешься.

Судьба талантливейшего юноши Фёдора Годунова была в высшей степени трагичной. Отец внезапно умер, его, 16-летнего, провозгласили на Царство 13 (23) апреля 1605 года. Но к Москве уже приближалось мятежное войско первого самозванца. Битва при Кромах была проиграна из–за измены бояр и значительной части войска, перешедших на сторону врага. В направленном в Москву после этого события «прелестном письме» Лжедмитрий, титулуя себя уже Царём, называл Фёдора своим «изменником». Сторонники приближавшегося Лжедмитрия приехали в столицу и огласили послание самозванца с Лобного места 1 июня. В тот же день москвичи, при попустительстве боярского правительства, арестовали Фёдора II, его мать и сестру Ксению в Кремле. Новым Царём был провозглашён Лжедмитрий под именем Дмитрия Ивановича.

Незадолго до вступления Лжедмитрия I в Москву низложенный Царь и его мать были изрублены в своём кремлёвском доме. Согласно «Московской хронике» Конрада Буссова, находившийся в Серпухове самозванец ставил ликвидацию Годуновых условием, при котором он соглашался прибыть в столицу. Это распоряжение было передано москвичам в открытом послании. После ареста патриарха Иова на подворье Годуновых явился со стрельцами изменник князь Василий Голицын и приказал убить Фёдора. Крепкий и сильный юноша, Фёдор оказал сопротивление убийцам, которые вчетвером едва справились с ним. Официально было объявлено, что Фёдор и его мать отравились; однако их тела, выставленные на всеобщее обозрение, имели следы борьбы и насильственной смерти. Сестра Фёдора - несчастная Ксения Годунова, которую не тронули убийцы, стала наложницей самозванца.

Тела Фёдора и Марии Годуновых, вместе с извлечённым из гробницы в Архангельском соборе телом Бориса Годунова, были захоронены по приказу Лжедмитрия безо всяких почестей во второстепенном московском женском Варсонофьевском монастыре. В 1606 году по распоряжению Царя Василия Шуйского останки семьи Годуновых торжественно перенесли в Троице-Сергиев монастырь, где в особой усыпальнице (возведённой в 1783 году) они покоятся и сейчас.