О георгиевском кавалере Тарасе Гришине

Лариса Потапова
Из историй про мою бабушку Анастасию Дмитриевну Власенкову(Гришину) - 1.

         Мой прапрадед Тарас Гришин (приблизительно, 1830 года рождения.) отслужил двадцать пять лет царской службы и пришёл домой полным Георгиевским кавалером, то есть с четырьмя Георгиевскими крестами*, что равняется нынче – герою России, и другими боевыми наградами. Боевой и послужной путь его точно неизвестен за давностью лет.

         Отслужив царскую службу, пришёл домой Тарас в форме казака при всех регалиях и наградах того времени, а это было уже где-то 1856 год. Как герою, ему земельный надел дали, чтобы мог хату поставить. Не очень-то Тарас хвастался своими наградами и подвигами. Если смолоду он был скромным парнем, то после службы пришёл человеком повидавшим жизнь…

         Служить он пошёл за старшего брата, который был уже женат и имел маленького ребёнка. Когда пришёл посыльный из управы и сказал, что ему нужно быть через два дня на сборном пункте, молодая жена брата заголосила, что мужа забирают на царскую службу, которая длилась двадцать пять лет. Срок немалый. Вся семья горевала по этому поводу.
 
         И тогда  мой прапрадед Тарас, двадцати лет отроду, который был на то время холостой, подошёл к отцу с матерью и сказал, что он готов идти и служить за брата. Слёз в семье не уменьшилось – теперь другой сын уйдёт на долгие годы из дома. И какой будет его служба, про то один Бог ведал.  В то время из каждой семьи в солдаты брали по одному сыну на службу в царскую армию.
         На тот момент у него даже невесты не было. Он был очень скромным парнем. Роста был - высокого, в плечах - широк, волосом – светло-русый и голубоглазый. (И куда только девушки смотрели?) Парень красавец и трудолюбивый, и был послушен родителям. А в то время только родители, да ещё с позволения помещика, могли решать судьбу парня или девушки в вопросах свадьбы.

         Родители едва дождались сына Тараса, героя царской армии и тотчас стали искать ему невесту красивую да работную, и чтобы семья была добропорядочная. Вот и приглядели родители ему соседскую девчонку, нравом тихую, но в работе проворную и умную Полюшку-Пелагею. Так Тарас женился на 16-тилетней Полюшке(приблизительно, 1840 года рождения).

         Как рассказывала моей бабушке Насте её бабушка Поля, или Пелагея, она уже - мне:
        - Пришёл твой дед с родителями, да со сватами свататься ко мне в штанах с красными лампасами, в хуражке с какардою, грудь-то вся в орденах, а чуб был пышный, усы закрученные, и сам лихой такой. Мне аж страшно стало, что убежала из хаты, чтобы где-нибудь спрятаться. Я не хотела идти за него замуж, спряталась в старой хате за печкою. Больно старый был дед твой, тятьке моему погодок  почти. А мне-то, девке, всего шестнадцать годов только минуло. Я ещё и гулять-то не гуляла, всё по дому мамке помогала. Но родители мои согласие на свадьбу дали. Семья их хорошая была, да и сам он мужик был добрый и работящий.

        Вспоминала моя прапрабабушка очень часто о своей жизни:
- И барин наш не был против. Без его разрешения не женились. Поплакала я, да и пошла замуж, а куда было деваться? Другие сёстры подрастали. Муж меня шибко не обижал, только, когда выпьет сильно, да и родители его меня поджалевали, если он огорчит меня чем-либо. Дед твой, бывало, больше покричит, да кулаком стукнет по столу, это чтоб другие мужики слышали, что он  хозяин в доме и его слово - закон. А руку на и не поднимал, как другие мужики на своих жён. Детей тоже не обижал, но наказывал, ежели озорничали.

        О муже своём она горевала, что мало пожил:
- Жалко, пожил мой хозяин мало. Хорошим был человеком, мужем, отцом и тружеником. В сорок лет вдОвой осталась. Стала помогать людям за кусок хлеба, да за копеечку. Многое переняла от своей бабки, да свекровья кое-чему научила по хозяйству и другим мудростям жизни. В нашем роду были знахари. Только всё равно трудновато приходилось. Да и мои родные меня не бросали, тоже помогали, чем могли. Деток Бог дал восьмерых, да двоих забрал во младенчестве. Остальные шестеро все выросли.

        Много чему научилась Настя у своей бабушки Поли: вязанию, как прясть вОлну(кудель - шерсть) и сучить нить, как нитки свивать вместе на самопрялке и веретене, ткать холсты и постилки(дорожки) на ткацком домашнем стане. А ещё учила её, какой травкой что лечить, да молитвам разным да косточки править, ежели кто сломает. Научилась внучка от бабушки и зубы заговаривать, ежели заболели. Только потом они потихоньку без боли и раскрошатся.

  А мой прапрадед был казак.

Я казачкой себя не считала.
Да и как бы себя вдруг считать?
Мама мало о прадеде знала,
А вот мне всё хотелось узнать.

И просила в ночи я бабулю
Рассказать о былой старине,
Как мой дед уберёгся от пули,
Как жила она там, в старине?

Мой прапрадед служака бывалый -
Четверть века царю отслужил:
Три Георгия – это немало,
Три креста не за так заслужил…

Звать Тарас, по фамилии - Гришин.
Он со службы пришёл с сединой.
В жёны взял девку ту, что всех тише,
Чтобы в хате всегда был покой.

Да и сам был жених преотличный:
При фуражке с кокардой, усы,
Что закручены кверху. Типичный
Был казак, как тогда на Руси.

Не ошибся прапрадед в супруге.
Лучше Поли ему не сыскать
Среди девок  в ближайшей округе,
Как жена и для деточек мать!


* - Знак отличия Военного ордена являлся высшей наградой для солдат и унтер-офицеров за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля.