Симеон Бекбулатович

Димитрий Кузнецов
(из цикла "Государи")

Надежду даёт Православная вера,
Но боль неостудная душу разит,
Ведь он – только пешка в руках изувера,
Оставшийся чудом в живых чингизид.

Забытый, постриженный силой в монахи,
На высылках долгих ослеп и угас...
Быть может, напрасно ушёл он от плахи,
Но душу хотя бы в молениях спас.
 _______________________
 * Иллюстрации:
    портретное изображение Симеона Бекбулатовича
    работы неизвестного мастера XVI века;
    фрагмент картины Виктора Васнецова "Иоанн Грозный".

Симеон Бекбулатович (до крещения Саин–Булат хан, в монашестве Стефан; умер в январе 1616) – правнук хана Ахмата, правившего Большой Ордой. Вместе с отцом перешёл на службу к Иоанну IV Грозному. Участвовал в Ливонских походах 1570–х годов. В 1575 году Царь настоял на именовании Симеона «Великим Князем всея Руси» (1575 – 1576), хотя, в сущности, политического веса Симеон не имел и оставался лишь подставным лицом.

В июле 1573 года Саин–Булат крестился с именем Симеон в селе Кушалино. Тем же летом взял в жёны овдовевшую княгиню Анастасию Черкасскую, дочь князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Она была родственницей Царской фамилии, в её жилах текла кровь Софии Палеолог.

В 1575 году юродствующий и погрязший в бесчисленных пытках и казнях Иоанн IV «отрёкся» от престола и возвел на него Симеона Бекбулатовича. Осенью того же года в Успенском соборе Кремля Симеон был посажен Иоанном Грозным на Царство:

«…посадил царем на Москве Симеона Бекбулатовича и царским венцом его венчал, а сам назвался Иоанном Московским и вышел из города, жил на Петровке; весь свой чин царский отдал Симеону, а сам ездил просто, как боярин, в оглоблях…» (С.М.Соловьёв "История России с древнейших времён").

Симеон председательствовал в Думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. В посланиях Симеону как бы "отрёкшийся" Иоанн соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к Царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Иванцом да с Федорцом, челом бьют». Формально страна была разделена на владения Великого князя Симеона и на «удел» Иоанна, но фактически правителем государства оставался Иоанн IV.

Современник событий, английский посол Джайлс Флетчер утверждал, что таким образом Иоанн сумел конфиксковать церковное имущество от имени нового Царя, сам как бы с этим не соглашаясь: "К концу года заставил он нового Государя отобрать все грамоты, жалованные епископиям и монастырям, коими последние пользовались уже несколько столетий. Все они были уничтожены. После того, как бы недовольный таким поступком и дурным правлением нового Государя, он взял опять скипетр и будто бы в угодность церкви и духовенству дозволил возобновить грамоты, которые роздал уже от себя, удерживая и присоединяя к казне столько земель, сколько ему самому было угодно". (Дж. Флетчер "О государстве Русском". Россия в мемуарах дипломатов. 1991).

Есть и другая версия случившегося: «Видимо, Царь и его окружение долго ломали голову над тем, как без согласия Думы возродить опричный режим и в то же время сохранить видимость законности в Русском государстве, пока склонность к шуткам и мистификациям не подсказала Царю нужное решение» (Р.Г. Скрынников "Иван Грозный").
Вероятно, выбор пал на Симеона по той причине, что последний являлся представителем рода Чингизидов, а следовательно, имел необходимый авторитет в системе политических представлений того времени.

Симеон Бекбулатович пробыл Великим Князем всея Руси 11 месяцев. Известны жалованные грамоты, писанные от его имени. В августе 1576 года Иоанн IV вернулся на трон, а исполнившего свою роль Симеона пожаловал Великим княжеством Тверским с титулом Великого князя Тверского. С 1586 года, однако, источники перестают называть его «Великим князем Тверским», что указывает на лишение титула.

После смерти Царя Фёдора Иоанновича претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться вокруг Симеона против Бориса Годунова. Годунов принял меры. Целуя крест новому Царю Борису Годунову, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети…».

В правление Бориса Годунова Симеон был лишён удела и сведён на одну тверскую вотчину – сослан на житьё в тверское село Кушалино. В 1605 году присягавшие сыну Годунова Федору II давали то же самое обязательство. Симеон обеднел, ослеп (Никоновская летопись гласит, что он был ослепён по указу Годунова: «Враг вложи Борису в сердце и от него (Симеона) быти ужасу… и повеле его ослепити») и жил в скудости.

После избрания на царство Бориса Годунова противники его повели агитацию в пользу Симеона, и напуганный Борис сослал того в отдалённый город. Бывший правоверный мусульманин стал ревностным православным христианином. Свои накопления он стал расточать на строительство храмов и на вклады в монастыри, особо богатые вклады он отправил на Соловки.

В 1606 году по приказу Лжедмитрия I, также опасавшегося уже немощного, но ещё живого старика, Симеона заставили принять монашеский постриг под именем старца Стефана в Кирилло-Белозерском монастыре. Василий Шуйский в том же году приказал сослать бедного слепца на Соловки. Всё это время он посылал в столицу грамоты с просьбой вернуть его в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1612 году его вернули в Кириллов.

Умер Симеон Бекбулатович в январе 1616 года и был похоронен рядом с супругой в Симоновом монастыре. На надгробии была надпись: «Лета 7124 году генваря в 5 день преставился раб Божий царь Симеон Бекбулатович во иноцех схимник Стефан». При коммунистах на месте уничтоженного красной нечистью монастыря построили Дворец культуры, могила утрачена.