О смысле жизни

Адела Василой
Смысл жизни - это побочный продукт интеллекта.
Нам он нужен, чтобы не выть от безысходности...

Далее следует полемика по этому вопросу.

ОТ ОЛЬГИ ЗАУРАЛЬСКОЙ:

Мои соображения по этому поводу:
Мы стараемся совершать осмысленные поступки в быту и спрашиваем себя: какой смысл ходить в школу? какой смысл сажать сад? и т.д. А потом естественно расширяем свои требования к осмысленности на всю жизнь.
Если существует бог, то этот вопрос может иметь смысл: бог (аки мыслящее существо) творит каждого из нас с какой-то целью, и задача верующего понять эту цель и угодить творцу. Библия обещает за это щедрое вознаграждение в виде рая после смерти и процветания потомков.
А когда в моду вошёл атеизм, разговоры на эту тему сохранились.

Ольга Зауральская   20.10.2019 09:24

МОЯ РЕПЛИКА:

"А когда в моду вошёл атеизм, разговоры на эту тему сохранились."
Разговоры на эту тему начались тогда, когда у человека появился разум для того, чтобы усвоить такую сложную абстракцию, как "смысл", и ещё более сложную - "смысл жизни". Дети тоже могут усвоить это сразу, как только способны это словосочетание произнести - интересно, в каком возрасте они начинают использовать слово "смысл"? Мне лично кажется, что довольно поздно. Спервоначалу этот вопрос звучит так: "Почему/зачем я должен это делать?", а в уме у них при этом вертится "если я этого не хочу/это мне не нравится". То есть, этот вопрос появился, как реакция на принуждение, на подавление воли личности, которая естественным образом стремится делать только то, что ей нравится, что она сама желает. В связи с этим я вспоминаю, что любимым словом моей внучки примерно до 6-8 лет было "нехочу!" Она даже не спрашивала, зачем и почему, она сразу говорила: "нехочу!" Хотя она была грамотной девочкой с трёх лет, и читала "запоем", а речь была развита на вполне взрослом уровне. Она даже говорила так, "как написано в книжке", чётко выговаривая все буквы, "как полагается". То есть, она "окала". Но я отвлеклась...

Просто мировоззрение (как и развитие) ребёнка повторяет те же шаги в своём становлении, что и человечество в целом, а его социализация - и не только в семье, которая, как известно, есть ячейка общества, начинается с подчинения его определённым правилам, и это не имеет отношения к религии. Личность сталкивается с принуждением, с необходимостью делать то, что ей кажется лишним и совершенно ненужным - и это вызывает протест. Тут и начинается зарождение понятия "смысл", и возникают вопросы "зачем" и "почему". Общество держится на иерархии, и первые попытки ответить на эти вопросы сводились к наказаниям со стороны более авторитетных их членов. И как это ни смешно, такой "метод воспитания" сохранился доныне - ретивые "воспитатели" и сейчас хватаются за ремень, "генетическая память" их не подводит. Но надо признать, что традиция тут играет главную роль. Ещё Конрад Лоренц утверждал, что генетическая память определяет ролевые сценарии поведения животных, но по мере их продвижения по иерархической лестнице, эти сценарии обогащаются опытом поколений, которые передаются путём обучения молоди, и эти навыки становятся как бы "традициями" популяции. В совокупности видовое поведение есть сплав генетически закреплённых черт поведения и тех особенностей, которые вид обрёл на практике (опытным путём), усвоил и закрепил в ходе обучения (что стало "традицией"). Понятно, что чем выше находится биологический вид на иерархической лестнице животных, тем солиднее у него запас знаний, передаваемых в виде "традиций". И тем глубже пропасть между этими составляющими. Тем не менее, в ходе эволюции наиболее древние и/или  необходимые из этих закреплённых памятью поколений свойств посредством отбора случайных мутаций могут обрести статус "генетических", и перейти На другой уровень, пополняя генетическую память. Однако этот процесс происходит гораздо медленнее, чем накопление племенного опыта.

Понятно, что генетическая память - вне критики, и если возникают какие-то мутации, которые её нарушают, мы называем это извращениями и посылаем к психиатру (или сажаем в тюрьму). Что касается традиций, то человечество так "обросло" ими, что это стало для него непосильным грузом. Причём, поскольку они не передаются "с молоком матери", то есть генетически, они подвержены изменениям гораздо чаще, чем генетическая матрица - расхождения возникают в основном в связи с разными условиями среды, с возникновением её резких (и не очень) изменений, как и со случайно возникающими особенностями поведения в ответ на внешние раздражители, В результате и появились такие огромные расхождения в бытовых традициях народностей, разделённых географически, и/или в результате возникновения других барьеров, одним из важнейшим среди которых является языковой барьер, как наиболее эффективного инструмента передачи племенного опыта.

Естественно, в языке не сразу появилось такое сложное понятие, как "смысл", поначалу были в ходу запретительные словечки, как "табу", "нельзя", подкрепляемые, в случае необходимости физическим наказанием (в детстве - шлепком матери). В ту пору, когда вождями племени становились самые сильные и ловкие мужчины, вопросов не задавали - надо, так надо, и какое тебе дело, зачем? Я - Вождь - так хочу! Или даже короче: Я сказал! И эта тенденция, кстати, до сих пор жива! Но с развитием разума и усложнением общественных отношений рос и протест против такой безапелляционной политики племенных тиранов. И в противовес авторитету физической силы стал "поднимать голову" авторитет интеллекта - пусть даже первоначально в виде хитрости, достаточной для устрашения соплеменников и даже вождей племени. Так появились проторелигии - в виде продукта деятельности  мифотворцев-шаманов, создателей первых религиозных традиций. Нетрудно понять, что без борьбы не обошлось - вождь либо подпадал под влияние шамана и входил с ним в соглашение, подняв его в иерархии до своего уровня, либо сам им становился и вступал в единоборство с целью его истребить, либо просто убивал, восстановив свой непререкаемый авторитет. Со временем стало ясно, что тандем "вождь+шаман" является наилучшим решением проблемы власти, ибо исключал любую критику со стороны устрашённых местью духов поданных. До поры до времени такая практика исключала также вопросы о логике действий и событий - духи так повелели, а шаман и вождь утвердили. Действовала система "табу", а чтобы умилостивить духов и получить приз в виде удачной охоты или доброго урожая, надо сплясать вечерком вокруг костра под бубен и завывания шамана. Кстати, эта страсть к совместным вокальным и физическим упражнениям стала уже непременным атрибутом генетической памяти. Помните выкрики римского плебса "Хлеба и зрелищ!"? Зрелища ставились в один ряд с хлебом насущным, какими бы примитивными или даже аморальными они нам сейчас ни  казались. Из этой безотчётной - считайте уже - инстинктивной страсти
брали своё начало искусства - музыка, хореография и даже поэзия. Во всяком случае, музыкальный - песенный и танцевальный -  фольклор существовал практически у всех народов и племён, даже у дикарей. Здесь уместно ещё вспомнить о брачных ритуалах, имеющих место в среде большинства животных видов - вполне разумно предположить, что они стояли в основе придуманных шаманами религиозных ритуалов. Было бы глупо проигнорировать такой мощный, генетически закреплённый материал, и не использовать его "на пользу дела". Но не будем отвлекаться.
 
С развитием интеллекта и усложнением общественной жизни, упрощённые представления о духах приняли более изощрённые формы, мифы обрели более или менее литературное обрамление - так возникли боги, ведающие различными аспектами человеческого бытия, в первую очередь крупными событиями - войнами, катаклизмами, голодом и мором, неизменной поддержкой власти, а также поддержкой мифов и религиозных традиций, дабы плебс не забывал о поклонении богам и послушании. Но разум креп, кругозор людей ширился, и они стали задавать вопросы. Старые политеистические  религии подверглись инфляции - пантеоны языческих богов разрослись до немыслимых размеров и стали вызывать всё чаще насмешки, вместо религиозного трепета. Тут им явились на смену монотеистические религии, которые упразднили всю разношёрстную компанию богов, и заменило их "единым богом", великим и ужасным! Бог мстительный, который объявил всех грешниками по весьма сомнительному поводу, властолюбивый, ибо объявил всех людей своими рабами, всесильный, но не умеющий противиться злу и держать природу и людей в узде, всезнающий, но требующий исповеди и не отвечающий на вопросы. На все вопросы его жрецами был придуман один универсальный ответ: "Такова воля божья, а пути господни неисповедимы!", в том числе и на интересующие нас "коренные" вопросы "зачем?" и "почему?".

Наиболее любопытных и несогласных с такой постановкой вопроса стремились уничтожать, объявляя их врагами человеческими, исчадиями тьмы и пособниками дьявола, или просто колдунами, ведьмами и еретиками. Огромное наследие многовековой человеческой культуры было уничтожено вместе с ними - письменные источники, скульптура и живопись, богатейшая литература античности... до нас дошли крохи. Но вопросы возникали снова и снова - ни светская, ни религиозная власть этому помешать не могли. Даже несмотря на то, что бог был объявлен источником всяческой мудрости и все ответы можно найти в "святых книгах". А "смысл жизни" якобы находится в вере - молись, и да снизойдёт на тебя дух божий! Именно поэтому, должно быть, ни один из тех, на кого в результате молений снизошёл дух божий, не может толком никому объяснить, в чём же этот смысл состоит, кроме как мямлить что-то о "снисхождении святаго духа".

Что касается атеизма, то он никогда не был "модой" - это всегда было убеждением небольшого количества людей с ясным и трезвым разумом, не склонных полагаться на некие невидимые, неслышимые и недоступные другим органам чувств сущности, как бы их ни называли - духами, божками или богами, многочисленными или единым. Редкими были те эпохи, когда атеистическим мировоззрением можно было безнаказанно "похвастать" - чаще всего такая неосторожность приводила смельчака на костёр. Даже сейчас атеизм не является "модным", будучи распространён гораздо меньше, чем можно было бы ожидать, несмотря на поддержку науки, которая и является его основным оплотом. Косые взгляды верующих атеисту обеспечены... Даже при советской власти, несмотря на "идеологические установки" и активную партийную поддержку, убеждённых атеистов было смехотворно мало. Для большинства это был показной, конформистский, насквозь фальшивый "атеизм", необходимый для партийного и карьерного роста. Это и проявилось сразу же, как только в нём отпала необходимость, и мы имели возможность наблюдать, как бывшие советские и партийные деятели благочестиво крестятся и целуют ручки попам.

Адела Василой   20.10.2019 16:32


Сейчас другие варианты демагогии служат придуркам для того, чтобы отличать "наших" от "не наших": то марксизм, то сейчас милитаризм и реваншизм, которые называют патриотизмом, то идеи чучхе, то цитаты Мао Цзе Дуна. А "не наших", понятно, врагов и пятую колонну, нужно убивать.
Так что в этом смысле религия служила только опознавательным знаком.

Ольга Зауральская   20.10.2019 19:36


Это всё - орудия власти, Ольга. Пока мужчины одержимы властью и предпочитают обсуждать политику вместо насущных проблем своей семьи, воспитания и образования своих чад, проблем своей профессиональной карьеры, а также экономического прогресса на благо всему человечеству, наконец, они не перестанут выискивать и выдумывать всякие "измы" для деления людей на своих и чужих, дабы им было с кем подраться. А страдаем от их "подвигов" и "великих замыслов" - в первую очередь мы, женщины, и наши дети. И, разумеется, природа нашей многострадальной планеты.

Адела Василой   20.10.2019 22:47