Вырвалось 64

Григорий Жук
Правый ССектор


https://ru.wikipedia.org/wiki/

«Правый сектор» (укр. Правий сектор) — изначально, неформальное объединение активистов ряда украинских националистических («национально ориентированных») ультраправых организаций[6][7][8], образовавшееся в ходе протестных акций в Киеве (декабрь 2013 — февраль 2014 гг.)[9]. Первую известность получило своим участием 1 декабря 2013 года в столкновениях с внутренними войсками и спецподразделениями МВД Украины, охранявшими здание Администрации президента[9], а также в захвате нескольких административных зданий[10] — один из этажей захваченного Дома профсоюзов они и занимали в ходе Евромайдана[10]. В Российской Федерации «Правый сектор» признан экстремистской организацией[11], его деятельность запрещена.

Украинский политолог Владимир Корнилов ещё в начале событий приводил доказательства того, что активисты «Правого сектора» начали координировать свои действия уже в преддверии разгона Евромайдана в ночь с 29 на 30 ноября и во время начавшейся силовой акции против участников Евромайдана своей агрессивностью спровоцировали милицию на ответную жёсткость в отношении тех, кто остался на площади Независимости (тогда как сами провокаторы организованно покинули её)[9]. Андрей Тарасенко, один из лидеров «Тризуба» и «Правого сектора», в интервью радиостанции «Эхо Москвы» в январе 2014 года заявил, что «Правый сектор» начал формироваться в первые же дни протестов, 23-24 ноября 2013 года[12].

Как отмечали в середине января 2014 года аналитики Киевского центра политических исследований и конфликтологии, уже с первых дней протестов среди их участников появилось разделение на основную массу, которая полагала, что «новый» Майдан должен копировать мирный Майдан-2004, и так называемый «правый сектор» (футбольные ультрас, «Свобода», «Патріот України» (Социал-национальная ассамблея[13]) и др.), рассматривавший Майдан лишь как удобный повод для начала «национальной революции»[14], которая, по словам Яроша, должна была завершиться «полным устранением режима внутренней оккупации и получением украинского национального государства с системой всеохватывающего национального народовластия»[15]. Хотя лидеры парламентской оппозиции (даже председатель партии ВО «Свобода» Олег Тягнибок) старались дистанцироваться от радикалов и первоначально называли их провокаторами[9][16], отказаться от их услуг они не могли — именно «Правый сектор» наряду с «Самообороной Майдана» исполнял функции охраны (как внешней, так и охраны порядка), участвовал в организации акций за пределами Майдана[17]. Лидеры «Правого сектора», впрочем, сравнительно долго держались в тени, вдали от публичной политики — по мнению специалистов, это объясняется тем, что изначально «Правый сектор» представлял собой достаточно искусственное объединение мало совместимых сил, между которыми систематически возникали конфликты. На Майдане их объединил радикализм взглядов, а после Нового года — ещё и общий источник финансирования[18] (в этой связи упоминается один из украинских олигархов Пётр Порошенко[19], будущий президент Украины).

Лишь в конце января 2014 года лидеры «Правого сектора» начали выдвигать властям свои собственные требования, позиционируя себя как самостоятельную общественно-политическую силу, и заявили о желании выступить в качестве третьей стороны в переговорах между властью и парламентской оппозицией. «Правый сектор» требовал полной «перезагрузки» власти, реформирования органов юстиции, правоохранительных органов, спецслужб[20] (характерно, что Дмитрию Ярошу после победы Евромайдана предлагалась должность заместителя секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины)[18]. 20 февраля Дмитрий Ярош лично встречался с президентом Виктором Януковичем и, по собственным словам, отказался принять предложение президента о перемирии[21][22]. 21 февраля, при публичном объявлении лидерами парламентской оппозиции условий подписанного с президентом Януковичем Соглашения об урегулировании политического кризиса на Украине, Дмитрий Ярош заявил, что в Соглашении отсутствуют чёткие обязательства в отношении отставки президента, роспуска Верховной рады, наказания руководителей силовых ведомств и исполнителей «преступных приказов, в результате которых были убиты около сотни украинских граждан», назвал Соглашение «очередным замыливанием глаз» и заявил об отказе выполнять его[23].

В новой структуре украинской власти «Правый сектор» с самого начала претендовал на особую роль в силовом блоке, а Дмитрий Ярош, выдвинувший свою кандидатуру на внеочередных президентских выборах, именовал себя «главнокомандующим» «Правого сектора»[24].

22 марта 2014 года на закрытом съезде в Киеве было принято решение преобразовать «Правый сектор» в политическую партию «на юридической и кадровой базе» партии «Украинская национальная ассамблея» (УНА-УНСО), которая была переименована в партию «Правый сектор»[25]. Однако, как было заявлено, помимо партии «Правый сектор» продолжили существование и общественная организация, и так называемый «силовой блок»[26].

По заявлению руководителя информационного сектора «Правого сектора» Борислава Берёзы от 4 июня 2014 года, «Правый сектор» обязался всецело поддерживать все действия новоизбранного президента Украины Петра Порошенко «по объединению и сохранению Украины, по наведению порядка на востоке Украины». В этих целях «Правый сектор» заявил о готовности мобилизовать более 5 тысяч человек, если им гарантируют обеспечение, вооружение и «нормальное сотрудничество со всеми госструктурами»[27]. 16 июля 2014 года Ярош объявил о создании «Добровольческого украинского корпуса» на базе силового блока «Правого сектора»[28] для «борьбы с московской агрессией, уничтожения врагов украинского народа — террористов и сепаратистов, возвращения под полный контроль государства Донецкой и Луганской областей и Крымского полуострова»[26]. С этого времени «Правый сектор» позиционировал себя как Национально-военное движение (укр. Національний військовий рух). Движению, однако, так и не удалось на организационном уровне легализовать свою деятельность и интегрироваться в государственные и силовые структуры, что привело к резкому изменению в его отношении к руководству Украины, которое теперь в официальных документах «Правого сектора» именуется «режимом внутренней оккупации», чьи действия, по мнению руководства ПС, «не имеют ничего общего с нашими национальными интересами»[29]. В частности, в сентябре 2014 года Дмитрий Ярош осудил принятие Верховной радой по инициативе президента Порошенко закона о статусе отдельных районов Донбасса, назвав его антиконституционным и антигосударственным[30].

21 июля 2015 года на чрезвычайном всеукраинском съезде, созванном после очередного столкновения с властью в Мукачеве, было объявлено о переименовании «Правого сектора» в Национально-освободительное движение (укр. Національний визвольний рух) (укр. НВР Правий сектор)[31] в связи с началом «нового этапа революционной борьбы»:

Национально-освободительное движение «Правый сектор» — организованное движение, которое ставит своей целью украинское национальное освобождение от внешней и внутренней оккупации и создание государства. Миссией движения является создание и развитие Украинского Самостоятельного Соборного Государства — национального государства украинцев, путём национальной революции.[32]

Военным крылом движения является Добровольческий украинский корпус (лидер Андрей Стемпицкий), политическим — партия «Правый сектор» (Андрей Тарасенко). Имеется также некое «молодёжное движение» — «Правая молодёжь»[33].

Лидером (укр. провідник) «Правого сектора» изначально являлся Дмитрий Ярош[20], один из руководителей украинской националистической организации «Тризуб»[14]. 11 ноября 2015 года он заявил, что слагает с себя полномочия лидера движения[34]. Движение возглавил Андрей Тарасенко, избранный на IV съезде ПС, прошедшем 19 марта 2016 года[35].

В опубликованном в начале июня 2016 года докладе спецдокладчика ООН по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства и произвольных казнях «Правый сектор» отнесён к числу «склонных к насилию ополчений, которые действуют в качестве самостоятельной силы благодаря официальному потворству на высоком уровне и при почти полной безнаказанности». В частности, речь идёт о насилии над людьми (журналистами, писателями), с убеждениями которых они не согласны, а также об угрозах применения насилия в адрес адвокатов и судей. Авторы доклада заявили: «…ультранационалистические группы и другие вооружённые формирования, такие как „Правый сектор“, „Свобода“ и „Самооборона“, должны быть признаны незаконными и реально разоружены, распущены и привлечены к ответственности или подчинены закону. Акты насилия или запугивания со стороны лидеров и членов этих групп не должны встречать попустительства государства на любом уровне, а подстрекательство с их стороны к насилию и ненависти по отношению к другим общинам следует наказывать»[13][36].