Памяти свщм. Константина Сухова - 22 октября

Татьяна Авелева
Как больно вспоминать былое ныне,
Когда каких-то сотню лет назад
Во время службы отче Константине
Был арестован сворой дикою солдат.

Простые люди батюшку родного
Просили, умоляли отпустить,
Но непреклонна власть, сурова,
Был приговор: виновного убить.

А в чем его вина? Он верой, правдой
Служил отечеству, Небесному Царю,
Как пастырь добрый окормлял он стадо
И людям отдавал всю жизнь свою.

Священнномучениче отче Константине,
Прости потомков тех кровавых лет!
Нам на иконе лик твой светлый ныне
Всем – помощь и молитвенный ответ.

Твои страдания и жертва не напрасны,
Душой на небе в славе неземной
Моли о нас, наш отче Константине!
Есть в каждом сердце образ твой святой!



***
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 7 мая 1867 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Пет­ро­ви­ча Су­хо­ва в се­ле Жем­ков­ка Сыз­ран­ско­го уез­да то­гда еще Сим­бир­ской гу­бер­нии.
Бу­ду­щий пас­тырь обу­чал­ся в Сим­бир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и 18 июля 1887 го­да окон­чил пол­ный курс бо­го­слов­ских на­ук. По про­ше­нию епи­ско­па Сим­бир­ско­го и Сыз­ран­ско­го Вар­со­но­фия Ука­зом Сим­бир­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в се­ло Ясаш­ную Таш­лу Сим­бир­ско­го уез­да. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да Прео­свя­щен­ным Вар­со­но­фи­ем был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны хра­ма се­ла Ми­хай­лов­ка Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да, а за­тем 25 сен­тяб­ря то­го же го­да был хи­ро­то­ни­сан тем же Прео­свя­щен­ным во свя­щен­ни­ки и опре­де­лен в се­ло Опа­ли­ха Сим­бир­ско­го уез­да.

В со­хра­нив­шей­ся до на­ших дней в Го­судар­ствен­ном ар­хи­ве Са­мар­ской об­ла­сти «Ле­то­пи­си жиз­ни се­ла Ца­рев­щи­на» ска­за­но: «Отец Кон­стан­тин Су­хов был все­ми лю­бим за его про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ве­се­лый ха­рак­тер: “С ма­лым — мал, с боль­шим — боль­шой”». В дни скор­бей ба­тюш­ка уте­шал страж­ду­щих.
Позд­ней осе­нью 1918 го­да по­сле по­ра­же­ния Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са и эва­ку­а­ции из Са­ма­ры Ко­ми­те­та чле­нов Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния (КОМУЧа) тер­ри­то­рия Са­мар­ской об­ла­сти бы­ла за­хва­че­на Крас­ной Ар­ми­ей. 22 ок­тяб­ря, в вос­кре­се­нье, пе­ре­до­вые ча­сти ди­ви­зии Гая уже во­рва­лись в Бу­гу­рус­лан, на­ча­лись по­валь­ные рас­стре­лы «вра­гов ре­во­лю­ции». В «чер­ные спис­ки» по­пал и отец Кон­стан­тин Су­хов.
По се­мей­но­му пре­да­нию Су­хо­вых, по­ныне бе­реж­но хра­ня­ще­му­ся по­том­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка, отец Кон­стан­тин был взят в ал­та­ре Спа­со-Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, ко­гда он воз­но­сил за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей мо­лит­вы об упо­ко­е­нии недав­но рас­стре­лян­ных в Ека­те­рин­бур­ге Цар­ствен­ных Му­че­ни­ков, по­ми­нал Пра­во­слав­ное во­ин­ство, про­ти­во­сто­я­щее без­бож­ни­кам. При­хо­жан со­бра­лась, как обыч­но, пол­ная цер­ковь. Весь на­род шел за ка­ра­те­ля­ми, вы­во­див­ши­ми от­ца Кон­стан­ти­на на ули­цу, умо­ляя не тро­гать ба­тюш­ку. Невзи­рая на моль­бы, они от­ве­ли свя­щен­ни­ка в пол­ном об­ла­че­нии на бе­рег ре­ки Ки­нель, тем пу­тем, ко­то­рым сам он все­гда на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня хо­дил во гла­ве Крест­но­го хо­да.

Отец Кон­стан­тин был рас­стре­лян на том са­мом ме­сте у ре­ки Ки­нель, где со­вер­шал­ся кре­щен­ский мо­ле­бен. Ду­ша свя­щен­но­му­че­ни­ка вос­па­ри­ла ко Пре­сто­лу Бо­жию, как чи­стая го­лу­би­ца… Те­ло Хри­сто­ва му­че­ни­ка бы­ло бро­ше­но на ме­сте рас­пра­вы, и его за­бра­ли ве­ру­ю­щие.