Превращусь в цветок

Вадим Константинов 2
                Когда-нибудь умру...

                И превращусь в цветок!..

                Как рисовал Пуссен...

                И трактовал Овидий...
               
                И если б выбирать
                Из всех цветов я мог,
                То анемоном я
                Хотел себя увидеть!..
                29.01.2016.



«Царство Флоры» можно назвать поэтической поэмой Пуссена. Прежде, чем начинать вглядываться в картину, вспомним, что – первое, – репродукции сильно меняют цвет изображенного, и, – второе, – со временем краски картин Пуссена потемнели. По воспоминаниям современников она буквально излучала свет. Хотя и без этого напоминания видно, что воздух напоен светом, коли сам Феб (Аполлон) мчится по облакам, разливая по миру солнечное сияние. Его колесница с квадригой белоснежных коней смело проносится сквозь кольцо Зодиака, ставшее золотым и неопасным в присутствии солнечного бога. Бог-Солнце – единственная фигура на картине полная силы и животворной энергии.

   Центральная сцена действия обрамлена атрибутами античных садов. Слева стоит герма Приапа –  бога, охраняющего сады, бога плодородия и чувственных наслаждений. Заметьте, изображена не статуя, а герма – фигура, высеченная из древесного столба, именно такие гермы ставили в давние времена. Далее – дерево, увитое гирляндой, фонтан и длинная пергола, увитая зеленью и цветами – любимое украшение римских парков.

    На первом плане расположились мифологические герои с драматической судьбой, которые после смерти превратились в цветы. Справа от нас изображена влюбленная пара – Смилака и Крокус. Смилака обвивает руками любимого подобно вьюнку, который  держат ее пальчики. Голову Крокуса украшает венок из крокусов. К сожалению, я не знаю  мифа о них, а называет их имена описавший картину современник Пуссена. За Смилакой и Крокусом – охотник Адонис, возлюбленный Афродиты (с копьем и собаками). Он внимательно, но спокойно рассматривает смертельную рану, нанесенную ему вепрем. Из крови погибшего юноши, по желанию горюющей Афродиты, выросли трепетные анемоны. Рядом с Адонисом стоит Гиацинт, случайно убитый тяжелым диском, брошенным во время спортивной игры его другом Аполлоном. Неутешный Аполлон превратил капли крови погибшего в алые цветы гиацинта, на лепестках которого можно прочесть «ай-ай!»  – «горе-горе!». Гиацинт, меланхолично склонив голову, рассматривает цветы, названные в его честь.

   Левая группа тоже состоит из одной пары и двух одиночных фигур. Ближе к нам Нарцисс, любующийся на свое отражение, и нимфа Эхо, придерживающая руками амфору. Согласно мифу, Нарцисс, увидев себя в ручье, так и не смог оторваться от него, не отходил от зеркальных вод  ни на шаг, пока смерть не закрыла его глаза. У Пуссена терпеливая, покорная Эхо, безответно влюбленная в Нарцисса, привела его в сад Флоры, использовав для этого сосуд, наполненный водой. Из-за его влажно блестящего бока выглядывает букетик нарциссов, почитавшихся греками цветами смерти. За Нарциссом Клития, в отчаянии вскинув руку, смотрит вслед летящему по небу Фебу. Когда-то солнечный бог полюбил ее сестру, а Клития, любившая его и жаждавшая его ласк, в порыве зависти и злобы выдала влюбленных отцу. Прелюбодейку дочь разгневанный отец закопал в землю и насыпал на этом месте высокий холм. Обезумевшая Клития, отказавшись от еды и питья, много дней сидела на одном месте, постоянно поворачивая голову за солнцем, пока не вросла в землю, превратившись в гелиотроп (гелиотроп тоже поворачивает свой венчик вслед солнцу). На картине Клития держит в правой руке корзину с гелиотропами. Крайняя фигура – Аякс, пронзающий тело мечом. Могучий и бесстрашный герой Троянской войны, второй по силе после Ахилла, в порыве безумия, насланного на него Афиной Палладой, изрубил стадо быков, думая, что бьется с греками, оскорбившими его. Придя в себя, увидев растерзанные тела быков, Аякс не вынес позора и покончил с собой, бросившись на острие меча. В известных мне мифах ничего не говорится о том, что Аякс после смерти превратился в цветок. Но художник изобразил возле его меча розовую гвоздику, возможно, найдя упоминание о ней в прочитанных источниках.

    В центре полотна – богиня весеннего цветения Флора в пеплосе цвета травы, с венком цветов на непокорных волосах, с веселой улыбкой на нежном лице. Стройная ножка ее поднята в танце. Грациозные движения богини повторяет хоровод амурчиков. Правой рукой Флора осыпает цветами гостей своего сада.