Градация

Николай Александрович Жданович
Градация как стил. приём
В двойном живёт значении:
То с силой рвётся на подъём,
То замирает при падении,
То экспрессивно бьёт дождём,
То затихает при творении
И медленно сдаёт владения.
-Не пойму я всех Градаций,
Объясни мне популярно,
Ну, хотя бы что-то, вкратце.
-Слушать тебе больше надо,
Меньше - отвлекаться!
Я вот так могу представить
Качества Градаций:
Если лесенку составить,
Если лесенку поставить,
Вверх по лесенке взбираться
Пять ступенек, - отдышаться.
(Ступенек в лесенке пятнадцать.)
Отдышавшись, вверх подняться -
Восходящая Градация!
Отдышавшись, вниз спускаться -
Изменилась ситуация, -
Нисходящая Градация!
-Сколько вверх и сколько вниз?
-Арифметикой займись:
Где прибавь, где отними-
Сколько есть в уме держи,
Там умножь, там раздели...
-Процентов где-то тридцать три
От числа Градаций всех
Надлежит спускаться вниз.
-Их от сотни отними -
Остальным взбираться вверх,
Тут стилистика такая, извини,
Гра-да-ци-он-на-я!:
Если «вверх» - они «прямые»
(идут от малого к большому),
Если «вниз» - «обратные»
(всё от большого к малому).
-Теперь они понятны мне:
Тем, кому подняться вверх -
Восходящие (прямые);
Тем, кому спуститься вниз -
Нисходящие (обратные).
-Ну, тогда загадку отгадай:
«Шаг за шагом вверх
Эмоции по лесенке
Напевают песенку:
   «И где ты, наш успех?»
   -Даю ответ для всех:
Всё там же наверху, где флаги:
   «И мысли в голове волнуются в отваге,
   И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
   И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
   Минута - и стихи свободно потекут.» (А.С. Пушкин);
-Смотрю, ты лирикой охвачен:
   «Не жалею, не зову, не плачу,
   Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.»
   (С.А. Есенин).
-И все они «прямые», восходящие?
-Градации приёмы - настоящие!
-Тогда ещё один ответ дозволь:
«Эмоции бредут толпой,
Довольно медленно, но вниз,
Отважные и грустные порой.»
-Градация фигурой нисходящая,
По качеству относится
К «обратной» - не «прямой»:
   «Спасибо Вам и сердцем и рукой
   За то, что Вы меня - не зная сами! -
   Так любите: за мой ночной покой,
   За редкость встреч закатными часами,
   За наши не-гулянья под луной,
   За солнце не у нас над головами...»
   (М.И. Цветаева);
А может мы узнали, где отрада? :
   «Присягаю ленинградским ранам,
   Первым разорённым очагам:
   Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
   Ни крупицы не прощу врагам.»
  (О. Берггольц).
И всё же, в нисходящей Град.
Печали больше, чем отваги:
   «Но чернеют пламенные дали -
   Не уйти, не встать и не вздохнуть.»
  (А.А. Блок);
  «Все грани чувств, все грани правды стёрты:
   В мирах, в годах, в часах.» (А. Белый).
   «Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь;
   «... отпил, отведал, пригубил.» (М. Волошин).
***
Шаг за шагом усиленье
Смысловых значений слов
Достигает апогея
На вершине Смысловой:
   «Пришёл, увидел, победил» (Юлий Цезарь);
   «Осенью ковыльные степи совершенно
   изменяются и получают свой особенный,
   самобытный, ни с чем не сходный вид.»
   (С.Т. Аксаков);
   «Приехав домой, Лаевский и Надежда
   Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные,
   скучные комнаты.» (А.П. Чехов)

Нередко, среди всех приёмов
Градация использует повтор
Отдельных слов иль группы слов.
На стыке строк, стихов, колонов,
Чтобы стиха последние слова
Пришли в начало нового стиха,
В начало, чтобы повториться,
И нужный для Градации повтор
Цепной реакцией свершится:
   «О весна, без конца и без краю,
   Без конца и без краю мечта!»
   (А.А. Блок);
   «песня о ветре,
   о ветре, обутом
   в солдатские гетры,
   о гетрах, идущих
   дорогой войны,
   о войнах...» (В.А. Луговской).
 
И в заключение,
Для укрепления
Знаний о Градации,
Напомним суть явления:
Градация - прямая,
Она же - восходящая;
Градация - обратная,
Она же - нисходящая.
Всегда, в любой новации
Участвует Градация
Под знаком Смысловая! :
   «Радостное, праздничное, лучезарное
    настроение распирало, и мундир,
   казалось, становился тесен...»
   (А.С. Серафимович);
   «Что-то неуловимо восточное было
   в его лице, но седой дремучестью
   светились, горели, сияли огромные
   голубые глаза.» (В.А. Солоухин);
   «Музыки бесполезные звуки, лишние
   звуки, непримеряемые тоны,
   болью не вызванные стоны.»
  (Б.А. Слуцкий);
   «Я звал тебя, но ты не оглянулась,
   Я слёзы лил, но ты не снизошла.»
  (А.А. Блок);