Умолчание

Николай Александрович Жданович
Недосказанная мысль...
Мысль недосказана
По воле автора
Вполне сознательно.
Причины разные:
Чтоб рифма слажена была
И строкам не мешала.
Иль тайной занавесить бег
Порочной мысли,
Мысли странной.
И вот уже который век
Додумываем точки мы,
Мы - слушатель, читатель.
И к новым точкам нас ведёт
Другой поэт, другой писатель.
И вновь встречаются
Не-до-ска-за-ни-я,
Всё те же у-мол-ча-ни-я.
В «Скупом рыцаре» пример сначала:
   «А этот? Этот мне принёс Тибо -
   Где было взять ему, ленивцу, плуту?
   Украл, конечно, или, может быть,
   Там на большой дроге ночью, в роще...»
   (А.С. Пушкин);
Додумываем мы: «убил, ограбил».
Того же автора умолчание
В «Бахчисарайском фонтане»:
   «Но слушай: если я должна
   Тебе... кинжалом я владею,
   Я близ Кавказа рождена.»

Бывает часто Умолчание
Нам трудно толковать:
Какое продолженье фразы,
Что автор нам хотел сказать?:
   «Хотя страшился он сказать,
   Нетрудно было б отгадать,
   Когда б... но сердце, чем моложе,
   Тем боязливее, тем строже,
   Хранит причину от людей
   Своих надежд, своих страстей.»
   (М.Ю. Лермонтов);
Бывает Умолчание понятно в сути
Как в басне И. Крылова «Гуси» :
  «Баснь эту можно бы и боле пояснить -
   Да чтоб гусей не раздразнить...»
Тут автор нам хотел сказать...
Подразумеваем, - «лучше помолчать.»
Примеров ещё много есть, но этот
Просто фантастический,
Редчайший в практике поэтов:
На Умолчании основан
Целый в речи оборот
Сти-ли-сти-чес-кий!
Фраза прервана на полуслове,
На рифме из трёх кратких слов?!
Но всё же, несмотря на это,
Они в контексте удержать смогли
Облик по-э-ти-чес-кий.
А взять изъять их из контекста,
И они бессмысленны.
Давайте, убедимся в этой мысли мы:
   «И эту секунду

   бенгальскую,

   громкую

   Я ни на что б не выменял, -

   я ни на...

   Из сигарного дыма

   ликёрной рюмкою

   вытягивалось пропитое лицо Северянина.»
   (В.В. Маяковский).
Близка к фигуре Умолчания и
Фраза, прерванная на полуслове,
Она и в рифме изначальна,
И узнаваемая вскоре:
   «Я видел: над трупом
   Склонилась луна
   И мёртвые губы
   Шепнули: - Грена...»
   (М.А. Светлов).
В той же форме Умолчания посыл
Найдём у П. Антокольского в поэме «Сын»:
   «Какой итог, какой душевный опыт
   Здесь выражен, какой мечты глоток?
   Итог не подведён, глоток не допит.
  Оборвалась и подпись: «В. Анток...»

По ходу изыскания
Ещё пример один
У Пушкина А.С. нашли
В поэме «Граф Нулин».
От тайны Умолчания
К ответу мы пришли:
   «Он входит, медлит, отступает,
   И вдруг упал к её ногам,
   Она... Теперь, с их позволенья,
   Прошу я петербургских дам
   Представить ужас пробужденья
   Натальи Павловны моей
   И разрешить, что делать ей?
   Она, открыв глаза большие,
   Глядит на графа - наш герой
   Ей сыплет чувства выписные...»

И этот Пушкина А.С. приём
В. Маяковский повторил,
И в большей степени развил.
Он Умолчание продлил
От Ретардации в строфе, в конце,
До Ретардации уже в конце
Всего стихотворения!
И вот к чему он нас привёл:
Он фразу «Но эту...» оборвал,
Начальную строфу закончив,
Чтобы вернуться к ней обратно
В конце строфы десятой,
Чтоб в промежутке изложить
Идею важную, да внятнее,
Чтоб было точно, в тему и понятней
В «Стихах о советском паспорте.»
Вот первая стихов строфа:
   «Я волком бы

   выгрыз

   бюрократизм

   К мандатам

   почтения нету.

   К любым

   чертям с матерями

   катись

   любая бумажка

   Но эту... <...>

А вот конец десятой
И строфа последняя:
  «любая бумажка.

   Но эту...

   Я

   достаю

   из широких штанин

   дубликатом

   бесценного груза.

   Читайте,

   завидуйте,

   Я-

   гражданин

   Советского Союза.»

Он повторил оборванную фразу,
Закончив ярким восклицаньем,
Которое пришло в конце - не сразу.
А дальше мы обязаны
Примеры привести,
Где что-то недосказано.
Всего три точки, разгадка впереди,
Ищи в контексте, тщательно ищи:
   «Нет, я хотел... быть может, вы... я думал,
   Что уж барону время умереть.»
   (А.С. Пушкин);
   «Что подумали, что почувствовали оба?
   Кто узнает? Кто скажет? Есть такие
   мгновения в жизни, такие чувства...
   На них можно только указать -
   и пройти мимо.» (И.С. Тургенев);
   «Я не люблю, о Русь, твоей несмелой
   Тысячелетней рабской нищеты.
   Но этот крест, но этот ковшик белый...
   Смиренные, родимые черты!» (И.А. Бунин);
   «Нет, вам красного детства не знать,
   Не прожить вам спокойно и честно.
   Жребий ваш... но к чему повторять
   То, что даже ребёнку известно.»
   (Н.А. Некрасов).

За многоточием уже
Пауза скрывается
И может отражать
Волнение, досаду ли.
А может та же пауза
В приватном разговоре
Укажет нам отрадно,
Где ложь в речи, где правда:
- Ты не представляешь,
Это такое известие!..
Как мне теперь?..
Я не могу успокоиться.
(Ну что нам здесь - расстроиться,
Порадоваться ль вместе?!)