Стихотворение месяца 79- Обзор Александра Быстрова

Тм Гуси-Лебеди
1. "И только чайки..."

Когда сольются небо и земля,
Останется нагой душа поэта –
Не встретит он желанного рассвета,
Ведь солнца полукруг покроет тля.
 
Не посидит уже на облаках -
Размякших, грязных, тонущих в болоте
И не настигнет зверя на охоте,
Хоть будет даже с журавлём в руках.
 
Расколется на части млечный путь,
И звёздами покроется дорога –
Искрящихся останется немного,
Горящих же, увы, совсем чуть-чуть.
 
Одно душе спасенье – это море,
Где горизонт туманом не укрыт,
А солнца луч в воде ещё горит,
И в нём купаясь, чайки – на просторе...

*****
Сложное для понимания стихотворение. Жил поэт, встречал рассветы, сидел на несимпатичных (?) облаках, с журавлём в руках (?) настигал зверя на охоте. Наверное,  не тужил. Вдруг слились небо и земля, солнца полукруг (?) покрыла тля (?), убавилось звёзд (?), и пришлось душе поэта спасаться  в море (?), потому что в воде ещё горит луч солнца, и, в луче солнца купаясь, горят (?) чайки на просторе.
 Оценка 4-3
-------------

2. "На перепутье"

По тихой речке на плоту
скользить бездумно и беспечно,
забыв, что время скоротечно,
убрав из мыслей суету.
И только слушать пенье птиц,
воды’ негромкое журчанье,
изгнать из сердца боль печали,
не предавая кровных лиц.
Прислушаться к себе самой,
в миру устав от многословья,
дышать божественной любовью
и наслаждаться тишиной.
Но стоит сбыться той мечте,
как вновь потянет к многолюдью,
и ты опять на перепутье,
но ближе к финишной черте.

*****
а) «изгнать из сердца боль печали,» - строка тяжеловата для восприятия.
б) «не предавая кровных лиц.» - кровными бывают узы, враги, сочетание слов «кровные лица» вызывает сомнения.
в) «в миру устав» - повтор  у  у - не оч. хорошо.
г) «многословье» «многолюдье» повтор таких похожих по строению слов близко друг от друга, по-моему, не оч. хорошо.
д) последняя строка – в качестве «финишной черты» мне сразу представилось кладбище, и не совсем понятно, почему такой пессимистичный финал, вроде бы ничего не предвещало…
Оценка 4-4
-------------
 
3. "Суровый приговор"

                И вот он - мой суровый приговор: красные, начав почти
                что разбойники, с некоторого времени стремятся к святости
                В.Шульгин. Неопубликованная публицистика.

В красных спицах колесо. Души порваны на части,
И чекистов ремесло для вражды, а не участья.
Разливается рекой новый счёт врагов народа.
Буревестники покой не найдут. У них – работа.

По-разбойничьи идёт новая волна террора.
Виноват во всём народ, и суровость приговора
В основном одна – в расход. Если не сейчас, так позже,
И не зря поэт писал, нет, не люди то, а гвозди.

Почему же впереди шёл Христос в порывах ветра?
Зарождалась святость в чём? В искуплении за жертвы?
Но как долог и тернист путь без колеи колёсам.
И не знаешь, почему проходим одним лишь бесам.

*****
а) внутренняя рифма - то есть, то нет – это сбивает и не оч. хорошо.
б) рифмы: «народа – работа», « позже – гвозди», «колёсам – бесам», вызывают сомнения.
в) две финальные строки не оч. удачно построены и тяжеловаты для восприятия.
г) на вопрос Блоку, я думаю, ответа не было, нет,  и не будет. У белых была своя правда, своя истина, у красных – своя. Как говорил Бродский, есть истины ясные, а есть - глубокие. Ясной истине противостоит ложь. Глубокой истине противостоит другая истина, не менее глубокая.
Оценка 4-4
-------------
 
4. "Душа-Христианка"

В семье, неверующих в Бога,
Не почитавших дней святых,
Мальчонка рос смешной, Серёга,
Шесть лет проживший озорных.

С душою трепетной ребёнок
Зимой с руки кормил синиц.
Смеялась мама: "Он с пелёнок
Готов лететь был в стаю птиц".

С утра, в открытое окошко,
Забравшись вмиг на табурет,
Бросал во двор бездомным кошкам
Куски разломанных котлет.

Носил газеты для соседа -
Давно мужчина занемог,
В афганской бойне за победу
Лишился он обеих ног.

У Храма, как-то, в день весенний
Раздался звон колоколов,
Припал мальчонка на колени,
Крестясь неистово, без слов.

Кричала мама: "Встань скорее...
Ты нас позоришь пред людьми!"
В ответ малыш шептал, робея:
"Здесь церковь, мама... не шуми!"

Его не поняли родные,
От Храма спешно уводя,
Душе врата закрыв святые
К Христу...
         Неужто навсегда?..

*****
а) «разломанных котлет» - не оч. хорошо.
б) «в Афганской бойне» - не думаю, что слово «бойня» применимо к Афганской войне.
в) сомневаюсь, что мама именно так и сказала – «пред людьми».
г) «шептал» «не шуми!» - если шептал, то восклицательный знак, по-моему, не нужен.
Оценка 4-4
-------------
 
5. "Рельсы, шпалы – я домой!"

Чух, в окошке замелькали
Рельсы, шпалы (отпуск дали).
Набирает поезд ход.
- Ваш билет.
                - Секунду, вот!
 
- Кофе? Чай зелёный, чёрный?
Вам постель. Вагон комфортный?
Справа рядышком – буфет:
Шашлычок, пюре, омлет.
 
Ехать день и ночь, по сути,
Книга, кто-нибудь пошутит,
Мне б от скуки не пропасть.
Рельсы, рельсы, высплюсь всласть.
 
Тормозим, - "бежит" платформа –
Проводница в униформе
На перрон – встречать людей.
Чемодан, сосед  Андрей.
 
Стартовали... Пожевали -
Незаметно задремали.
Поворот, гудок, - и в ночь
Ворвались. Все мысли - прочь.
 
Рельсы – будто в пустоту,
Разгоняем темноту.
Стоп – перрон - опять "погоня",
Спят усталые вагоны.
 
Сны обрывками – рассвет,
Из окошка льётся свет,
Как сегодня, будет душно?
Столбики мелькают дружно...
 
- Чай, какао, капучино?
Просыпаемся, мужчина!
Прибываем через час,
Мне постель.
                - Ага, сейчас.
 
- Мне послышалось, мужчина?
Чай, какао, капучино?
- Все, проехали.
              Церквушка,
Рядом мчится легковушка.
 
- Севастополь (скрип колёс), -
Снова в детство, - сорвалось... -
Здравствуй солнце, город мой,
Ну, встречай же, я домой!
 
- Мама!
Скоро... я в пути...
Семь шагов...
Уже... впусти!

*****
а) «высплюсь всласть» - тяжело выговорить.
б) финал не оч. понятен,  по телефону с мамой говорит? Почему «я в пути», если семь шагов осталось до двери – это секунды.  Логичнее было бы - я приехал, открывай.
Оценка 4-4
-------------
 
6. "Веская причина"

Вчера в деревне было лето,
Скучал на старой лавке бог,
Глядел на дрожь простывших веток,
Но осень отменить не мог.
 
Он устанавливал законы,
Жить мирно или воевать,
Не тасовал их посезонно
И не пытался нарушать.
 
Сегодня предстояла битва.
Врагам готовился разгром.
Войска читали вслух молитвы,
Добро вело войну с добром.
 
Сюжет испытанный и  древний.
Томился спусковой крючок.
Но тут наведался в деревню
Смешной потрёпанный щенок.
 
В глазах растерянность, тревога,
Спасаясь от наплывших зол,
Он не искал дорогу к богу.
Он прямиком по тропке шёл.
 
Война – страдания, разруха,
Кварталы брошенных квартир.
Бог почесал щенка за ухом
И в мире воцарился мир.

*****
а) Бог – нужно писать с заглавной буквы.
б) первый раз слышу про испытанный и древний сюжет, как добро ведёт войну с добром.
в) «спасаясь от наплывших зол» - не оч. понятная и тяжеловатая для восприятия строка.
г) «Он не искал дорогу к Богу.
Он прямиком по тропке шёл.» - хорошо.
«Бог почесал щенка за ухом
И в мире воцарился мир.» - тоже неплохо.
Оценка 4-4
-------------

7. "А раньше я могла писать порывисто"

А раньше я могла писать порывисто,
Отыскивая в будничном – глобальное,
Навеки отрекаясь от бескрылости,
Беспечно нарядиться в платье бальное.
Могла взмахнуть воздушными пуантами,
Подпрыгнуть над землёй пушистым облаком,
Блеснуть своими тайными талантами,
Пускай бы все вокруг упали в обморок.
 
Могла писать отчаянно, неистово,
Пропеть свою любовь звенящим голосом,
Без ханжества, все чувства миру выставить,
Сверяясь со своим душевным компасом.
О женщине – величественно, пафосно,
Но честно, не переча убеждениям,
Чтоб стало от стихов светло и радостно,
И празднично, как будто в День рождения.
 
Могла обезоружить всех наивностью,
Улыбку подарить в момент отчаянья.
Читательской обласканная милостью,
Не вынесла я долгого молчания.
Теперь мечты похожи на иллюзии,
И мне давным-давно пора бы вырасти,
(С учётом ишемии и протрузии),
Но хочется писать, писать порывисто!..
 
Когда бы все поэты стали мелкими,
И ныли про болячки-неприятности,
От страсти не швырялись бы тарелками,
Порой не выражались бы для ясности,
Никто не знал бы "чудного мгновения",
И "Жди меня" не возымело отклика.
Нужны нам пылкость чувств и откровения
Ораторов, поэтов, и любовников.

*****
а) «Навеки отрекаясь от бескрылости,» - по-моему, фраза немного выбивается из общего лёгкого и ироничного восьмистишия.
б)  «Без ханжества, все чувства миру выставить,» - начинаешь гадать, какие-такие чувства мог выставить ЛГ миру. Понятие дозволенного у каждого своё. Может быть, ханжество убрать, а чувства эти назвать? В общем, насчёт этой строки есть сомнения.
в) «(С учётом ишемии и протрузии),» - наверное, имеет право на жизнь, но всё-таки запинаешься немного на этой строке, наверное, потому что уж больно экзотические термины. У Елены Казанцевой, по-моему, удачнее:
«У меня радикулит,
у меня душа болит,
Два привета в двух висках,
Два мозоля в двух носках,
В сердце - гвоздь,
В ушах - бананы,
Папиросочка во рту...
Я, наверно, сдохну рано
Через эту красоту.»
г) «Жди меня» - по-моему, не оч. удачный пример швыряния тарелок и выражений для ясности.  Одно из лучших, если не лучшее, стихотворение на русском языке. Написано просто, но с такой силой воздействия на читателя, что, по-моему, нет необходимости ни в каких дополнительных усилениях.
Оценка 4-4
-------------

8. "К волхвам"

Ну, почему так? Почему-то
лелею каждую минуту.
За поворотом — полмаршрута,
а  в небе — клин.
Я не о том писал вначале,
что радости равны печалям,
что речь свидетельство молчанья,
как жизнь — могил.
 
Волхвы запутались в тенетах
сверхскоростного интернета.
Их песня в общем-то и спета
давным-давно.
Но что-то тянет к ним прибиться,
а память — скромная девица —
услужливо тасует лица,
ища одно.
 
А время делится на даты;
они ни в чём не виноваты.
И цифры — словно бы солдаты
на рубеже,
где охраняют миг.  А годы
вовсю копируют природу.
Остановились перед входом
волхвы уже.

*****
Я, к сожалению, почти ничего не понял в этом стихотворении, кроме того, что песенка волхвов давно спета. Наверное, это – для более подготовленного читателя. Поэтому сложно оценивать, и технику и художественное восприятие. Мои познания о волхвах ограничиваются библейским сюжетом и рассказом О Генри, окончание которого, по-моему, стоит ещё раз перечитать:
«Волхвы, те, что принесли дары младенцу в яслях, были, как известно, мудрые, удивительно мудрые люди. Они-то и завели моду делать рождественские подарки. И так как они были мудры, то и дары их были мудры, может быть, даже с оговоренным правом обмена в случае непригодности. А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы.»
И я думаю, что пока на земле есть любовь, такая, как между этими юными ребятами из рассказа, волхвы - не переведутся.
Оценка 4-4
-------------
 
9. "На призрачных станциях"

Искали где "нет", искали где "да".
Приходят года, уходят года.
По лавкам навалены
Себе оправдания.

Везли налегке отцовский завет
В чужой монастырь, с царем в голове,
Зубря вызывающе
Устав отъезжающих.

Гудит паровоз, ревёт самолет,
Встречая, кривит похотливый рот
На призрачной станции
Сестра-эмиграция.

Она не как все - простая на вид,
На женщин других с презреньем глядит,
Стоит у скамеечки
И лузгает семечки.

Седьмая вода в пустом киселе,
Кивает сестра, а платье - в земле.
Ну, что за красавица -
Неряха, но скалится.

Давай посидим, давай помолчим
Без лишних забот, без всяких причин.
Тоска - не помеха нам,
Ну, вот и приехали.

*****
Тот же случай, что и с предыдущим стихотворением. Расшифровать, к сожалению,  не смог. По-моему, русские тяжело переносят эмиграцию, чему есть множество исторических примеров. Как поёт Игорь Растеряев, в родной степи, и гулять, и дышать, да и лежать - веселей.
Оценка 4-4
-------------

10. "Смешинка"

В рот попала смешинка
И щекочет язык.
Это Божья ошибка
На излёте слезы.
 
Невозможно поверить,
Что кому-то легко
Позабыть о потере,
Проглотить горький ком.
 
И смешинка, устало
Уступая тоске,
Как снежинка растает
На моём языке.

*****
Как говорят, смех сквозь слёзы. Бывает и такое.
После «как снежинка», по-моему, нужна запятая.
Оценка 5-4
-------------
 
11. "Голос"

Согреться и оттаять в тихом блюзе –   
автобусно-дорожный all inclusive      
с десятками утраченных минут               
небытия и смутной полудрёмы,   
а "гдезарплата" будет только дома.   
Почти покой, но люди не уснут.   
Польётся голос громко, незнакомо,      
он станет говорить, но по-другому,      
и каждому поведает своё               
на языке понятном, но забытом,            
утерянном под шелухою быта,               
как бабушкино тонкое шитьё.               

От теплоты до лёгкого озноба –            
настолько речь звенящая особа,               
что хочется достичь её глубин.
Не выплывать из марева ли, сна ли,
и, кажется, что прежде это знали,   
а нынче не припомнит ни один.   
И так же близко странное далёко,
как за окном недремлющее око
всевидящей луны. И оттого
им нужно каждым словом насладиться,
поющим, как таинственная птица,
что утешает всех до одного
и шепчет, мол, отчаиваться рано...

Но голос стих, и в этот вечер странный
ушли они, улыбчивы, тихи.
Остался тот, кому кричали "Браво!"
за то, что за рулём не ради славы
читал обыкновенные стихи.

*****
Хорошее. Думал, что пел блюз кто-то по радио, а оказалось – водитель стихи читал. Наверное, бывает такое, хотя сам не сталкивался, но у классиков читал.
«Ранним утром прибыл в часть невзрачный офицер. Судя по очкам — идеологический работник. Было объявлено собрание.
— Заходи в ленкомнату, — прокричал дневальный солдатам, курившим около гимнастических брусьев.
— Политику не хаваем! — ворчали солдаты.
Однако зашли и расселись.
— Я был тоненькой стрункой грохочущего концерта войны, — начал подполковник Мар.
— Стихи, — разочарованно протянул латыш Балодис…»
 
С «гдезарплатой» почему-то сразу представились скандалы и ругань, а ведь в большинстве семей - нормальные отношения, просто люди живут трудно, думая, как прокормиться, одеться-обуться, поднять детей. Им - не до стихов. Может, эту мысль выразить как-то по-другому, но автору виднее.
Оценка 5-5
-------------
 
12. "Предзимнее"

Съёжился лес, меж ветров-сторожей
гребнем осиновым воткнут.
Озеро серых косматых ежей
гонит тоскливую лодку.
 
Тянет небес поседевшую прядь,
чистит сердечные лужи.
Жизнь замирает, не в силах воспрять.
Призраки листьями кружат.
 
Вот и не лес уже вовсе, а крест,
крест мне мерещится горький.
Память мою ворошит, а с небес
сыпятся лет неустойки.
 
Ты ли, осиновый лес, языком
горьких своих повивален
знак подаешь? Не тебе ли знаком
лживой природы хозяин?
 
Залпом горчину осиновых луж
пьёшь ты и, ветром утюжась,
в прахе опавших морщинистых душ
пестуешь времени ужас.
 
Здесь, в тайниках усмиренной листвы,
зыбкое зиждется "верьте".
С шелестом листьев исчезнет как дым
жизнь, затворённая в смерти.

*****
Запутался в метафорах. По-моему, стихотворение ими перегружено, и из-за этого смысл написанного ускользает, расплывается.
Оценка 4-4
-------------

13. "Впечатление, произведенное на сына лесника и дополненное недавними событиями"

Сегодня воскресный день. Даже
лес взял выходной. Деревья
не шепчутся о зимних поверьях –
заботятся пусть о них звери.

Казалось, сегодня природы
течение вверглось в сонливость.
Наверно, влиянье погоды
сказалось. Хмарь неба ленивость
добавила, или всё мнимость?

Пока не свернул на тропинку
нехоженую, тишь, время
меня провожали. Поминки
как будто идут. А бремя
сложило мрака картинки.

Но кажется мне, Бог влечёт. Кто-
то, клюв в молоток переделав,
долбит им о ствол. Четко
звук слышу. Он быстрый, чечётку
напомнил. Понять бы, в чем дело...

Берет красный выделил. В чёрной
одежде пернатый. Ошейник
невидимый будто на нём – бой
с жуком прикрепил. В полутёмной
приёмной врачует отшельник,
свой хлеб добывая как мельник.

Врач не попадёт на фреску
художника. Вряд ли поэт у
реки на него кинет леску
для ловли сюжета. Я эту
диету не пойму... Силуэту
рад даже. Могу я в отместку
ударить любого за метку...

Трудяга не в славе объятьях
купается. Он в пожар, смог
готов на помощь. А ты бы смог?..
И если кто спросит: "Ты спятил?",
то здесь ни при чём мой дятел!

*****
По-моему, слишком новаторское, рассчитано на более подготовленного читателя. «Сонливость, ленивость, мнимость» - я эту диету тоже не пойму.
«Бремя сложило», «бой прикрепил», «ударить за метку», «в славе объятьях», «смог готов на помощь» - тоже, понять бы в чём дело. Финал, по-моему, тоже слишком лихой. В общем, я бы точно не смог.
Оценка 4-3
-------------
 
14. "Откройся любви"

Видно с болью твоей мне не справиться,
Сам ты должен её осознать:
Или жить одному и всё маяться,
Или сердце любви открывать.
 
Не бывает любовь безответною,
Не сжигает пожаром дотла.
Она ласкою манит приветною,
Исцеляющим словом полна.
 
Не играет она в расставания,
И не требует рабских оков,
А одарит ответным признанием,
И закружиться музой даров.
 
Что когда-то тобой было прожито,
И оставило в сердце рубец -
Не любовью то было заложено,
И не счастье вело под венец.
 
Так зачем же терзать свою душеньку?
Небу жертвы твои не нужны.
Распрощайся ты с болью гнетущею,
Открывайся потоку любви.

*****
Категоричность оценок смущает. А, по-моему, бывает и безответною, может и сжигать, и играть, и требовать. Может и не одарить. Насчёт музы даров не оч. понял. «Дотла», «рабских», «небу жертвы», «гнетущую», «потоку» - оч. высокий градус. Не думаю, что это здесь оправдано.
Оценка 4-4
-------------

15. "Гроздь рябины"

Серые капли по жёлтой траве.
Гроздья рябины кровавит палитру...
Боль расставаний в последней главе
В небо уходит словами молитвы..
Пух тополей белым красит июль.
Запах дурманящей перечной мяты.
В летние ночи межзвёздный патруль
Землю накроет волной звездопада...
Звуки гитар на скамейках дворов,
Звон выходящих из парка трамваев,
Сладость недолгих мальчишеских снов
В Лету ушедших каштановых маев...
Вкус поцелуев горчит на губах,
Смешанный с дымом забористой "Примы"...
Память о тех безвозвратных годах
Жжёт сожалением неуловимым...
И не уйти от печалей и дум,
Мысли догонят. И не покидают...
Прошлое – наш нерушимый редут.
Грусть о прошедшем  - икона святая...
Капли дождя ручейком по стеклу...
Ветер качает печально рябины.
Поздняя осень – грустит по теплу.
Наши дороги неисповедимы...

*****
а) последнее четверостишие – хорошее. По-моему, после «дождя» нужно тире, а после «осень» - наоборот, не нужно.
б) после «мальчишеских снов», по-моему, нужна запятая.
в) «нерушимый редут» - по-моему, категорично и не оч. удачно. Я больше согласен с «как много пройдено дорог, как много сделано ошибок».
г) рифма «мяты» - «звездопада» вызывает сомнения.
Оценка 4-5
-------------
 
16. "Осенней нелюбви усталость"
 
И снова улетели птицы,
и листья облетели с лип -
трепещут веточки-ресницы,
и город на ветрах охрип.

Пустынный двор, укрытый тенью,
вечерних окон жёлтый ряд,
снежинок нежное цветенье
на бледной клумбе ноября.

На гибель строчки обрекая,
кормлю тетрадками камин.
Как обмелевшая река я
в осоке страхов и обид.

Всё отдала - и всё осталось,
и всё умножилось во мне:
осенней нелюбви усталость
и память тёплая о ней.

Довольный голубь на балконе
клюёт размокший серый хлеб.
И мне бы счастья и покоя,
и мне бы крошечку, и мне.
 
*****
Хорошее. «Всё отдала - и всё осталось,» - хорошо.
Финал понравился. Просто и проникновенно. Может, в конце - многоточие, но автору виднее. «Камин» - «обид», «хлеб» - «мне», хотелось бы, конечно точнее, всё же хорошая рифма очень украшает.
Оценка 5-5